Давайте по чесноку: собирать огромные армии пластиковых человечков, красить сотни рядовых и десятки танков, ездить с огроменными чемоданами на турниры и зачитываться томами правил, чтобы потом спорить на форумах, могут себе позволить только самые отъявленные варгеймеры, которых еще и не в каждом сообществе настольщиков примут. Но надо же как-то вас заманивать в хобби! Для этого и придумали скирмиши — настольные варгеймы с небольшим количеством миниатюр и доступными правилам.

Если серьезно, то скирмиши (т.е. “схватки”), конечно, бывают разные: у некоторых правила все же не на четыре страницы укладываются, а для иных, даже если нужно мало миниатюр, то придется вложиться еще в хорошие декорации. Но, во-первых, это все же отличное хобби само по себе, во-вторых, может быть неплохим входом в “большие” варгеймы, а, в-третьих, не считая декораций, удар по кошельку будет не сильный: многие стартовые наборы укладываются в 2500-3000 рублей. Вот мы и решили вместе с Фестивалем масштабных увлечений «Штука» рассказать, какие есть скиримиши и с чем их едят.

Штука 2018 (geekster.ru)А попробовать все это самому, потрогать охочими до миниатюр руками и сыграть можно будет как раз на «Штуке» 8-9 сентября в ЦДХ!

Что же мы относим к скирмишам, этой разновидности настольных игр с миниатюрами? Для начала, мы же не хотим быть погребены под грудой пластика раньше, чем начнем играть? Поэтому в скирмише должно быть не большее 5-25 моделей на сторону. Кроме того, мы все же говорим о серьезных вещах — так что никаких игровых полей, как в «Зомбициде« и иже с ними. Только стол, только декорации из кастрюль, только хардкор! Ну, и важным фактором будет уровень взаимодействий и состояний: в скирмише действия и реакции отыгрываются пофигурно, где каждая миниатюра изображает конкретного персонажа, а не абстрактный отряд, по сути превращая игру в полуРПГ, где каждая фигурка — это почти что личность со своим характеристиками.

Конечно, с таким определением не все согласятся, но мы, если честно, не встречали описаний скирмиша, который бы всем понравился. Хотя бы потому, что сами авторы-разработчики не спешат укладываться в прокрустово ложе дефиниций, а, наоборот, постоянно выдумывают что-то новое или соединяют механики разных типов игр. Если у вас есть свое определение скирмиша или хотите поделиться вашей любимой игрой в этом формате, то милости просим в комментарии.

Malifaux
malifaux

Сеттинг: стимпанк и хоррор с элементами дикого запада.

Изюминка: покерная колода

В мире Малифо события разворачиваются на улицах города в альтернативной реальности. Банды, поделившие это место, сражаются за контроль над Камнями душ, источниками могущественной магии, и одновременно борются с коренными обитателями, инфернальными Нерожденными. Тут можно встретить всех: зомби и гремлинов, самураев и технологичных наемников, призраков и големов. Несмотря на кажущиеся странными сочетания, это попурри выглядит ярко и необычно. Возможно дело в увязывающим все арте и дизайне миниатюр, которые выглядят свежо и оригинально. Однако вот компоновка деталей моделей мягко говоря на любителя. В смысле на любителя садо-мазо, и рекомендовать новичку склеивать и красить такие миниатюры было бы преступлением. Еще одним недостатком можно назвать разбивку моделей по коробкам: иногда только одна-две из набора нужны именно вам для собственного отряда.

Эти самые отряды примерно в 10 миниатюр собираются из мастера и покупаемых за Камни душ приспешников и их улучшений. Причем отряд собирается уже после выбора сценария, что позволяет заточить его под конкретные задачи. У каждой модели своя карточка характеристик, что очень удобно. В качестве генератора числе выступает самая обычная покерная колода к карт, к числам которой добавляются параметры моделей и модификаторы: все просто! Конечно, отдельно есть и карты бонусов и улучшений, который играются с руки. Игра идет по разнообразным сценариям, в которых у двоих игроков могут, кстати, быть разные цели.

Для игры понадобится обширные декорации, но их обычно можно легко найти в местном игровом клубе.

Warhammer Kill Team
null

Сеттинг: мрачная тьма далекого будущего

Изюминка: хороший вход в большую Ваху

Kill Team не самостоятельная игра, а официальная модификация правил для Warhammer 40000, которая позволяет играть небольшими отрядами специалистов в 3-20 моделей. Что очень удобно, чтобы потом развить маленький отряд в полноценную армию для “родительской” игры, если понравится. Далекое будущее, где человечество с мертвым Императором на вечном троне окружено бессчетными ксеноврагами и Хаосом, а технологии превратились в религию.

После определения инициативы, каждый из игроков по очереди выполняет типичные действия всеми своими моделями: передвижение, стрельбу, использование психосил и сражение врукопашную. Но в целом правила близки полномасштабному варгейм с большим вниманием на детали: маневрирование, использование укрытий, специализация моделей и их “прокачка” с опытом, а каждый выстрел значит куда больше. Кроме того, можно использовать разные способности и спецтактики, уникальные для каждой стороны. Правила предлагают как стандартные, так и сюжетные сценарии.

Недостатком может быть некоторая несбалансированность армий и оружия: кто-то получается мощнее других, как ни крути. Несомненный плюс — это доступные для сборки и покраса миниатюры. При этом наборы отрядов Kill Team продаются не только с картами способностей, но и сразу с элементами ландшафта. А его понадобится очень много. Высший уровень — это конверсии: от есть изменение поз и отдельных деталей моделей, чтобы они стали по-настоящему уникальными. Ну и кстати, WH40k одна из самых распространенных систем, и найти игроков будет легко.

Infinity
null

Сеттинг: сай-фай с оттенками аниме

Изюминка: система приказов и реакций

Еще одна история о будущем, хотя не такая мрачная. Спустя 175 лет в будущем человечество с помощью “червоточин” открывает далекие миры, формирует альянсы и отправляется исследовать их, а заодно и воевать за ресурсы между собой и инопланетянами. В Infinity видны элементы классической научной-фантастики: корпорации, футуристические роботы, хакеры и лазеры. В то же время общий дизайн тут явно находится под большим впечатлением под аниме и мангой, что, возможно, не каждому приглянется.

Для выполнения секретных операций в тылу, игроки набирают себе отряды примерно в 10 моделей, среди которых могут оказаться монстры и большие роботы. Сами миниатюры, надо сказать, выглядят оригинально, отличаются динамичными позами и в целом хороши для новичков.  В основе механики система приказов: общий пул этих самых приказов (походить+стрелять, походить + спрятаться и т.п.) зависит от количества живых бойцов, но отдавать их можно как одному воину, так и распределить любым образом. Что интересно, во время вражеского хода можно также действовать, реагируя на определенные факторы, хоть и в меньшей степени.

Infinity — это довольно гибкая и динамичная игра, где обстановка меняется очень быстро. Большое значение имеет окружение, чтобы было где прятаться, так что в террейн придется вложиться (или отправиться в местный клуб). Кстати правила игры находятся в свободном доступе.

Gaslands
null

Сеттинг: постапокалипсис

Изюминка: машинки

Если безумные рейдеры, машины с пулеметами, Мэл Гибсон в свои двадцать и смертельные гонки для вас не пустой звук, то Gaslands, возможно, игра именно для вас. Здесь нет жалких пешеходов-пехотинцев или ОБЧР, а только тачки на полной скорости, взрывы, столкновения и перестрелки!

Если вы уже побежали покупать игру, то попридержите своих железных коней. Да, правила Gaslands купить в электронном виде на сайте Osprey, шаблоны и жетоны скачать оттуда же и распечатать, но вот сердце игры — машины — придется сделать самому.  Авторы прямо предлагают брать машинки Hot Wheels и Matchbox и поработать над ними напильником, кистью и красками. Мир моделизма придет на помощь и обеспечит миниатюрным оружием. Да, тут все зависит от вашей фантазии и прямоты рук, но результат может быть впечатляющим.

Правила достаточно просты и передают сущность происходящего на скорости, ведь все действия отыгрываются в зависимости от того, какая сейчас передача на какой машине включена. Резким поворотам, таранам и столкновениям уделено особое внимание. А еще можно устроить гонки. К террейну игра не особо требовательна, но вот чем она не может похвастаться, так это большим коммьюнити в России, увы.

Star Wars: X-Wing Miniatures Game
Star Wars: X-Wing Miniatures Game

Сеттинг: Далекая галактика давным давно

Изюминка: маневры и пилоты

Кажется, нет такой сферы, где бы «Звездные Войны» себя не проявили. И в скирмиш-варгеймах они тоже есть.  X-Wing Miniatures Game позволяет взять под управление Люка Скайуокера, Кайла Катарна или, чем сила не шутит, самого Дарта Вейдера. Вот только будут они не своих двоих, а за штурвалом имперских и повстанческих космических кораблей, бои которых в межзвездном пространстве мы и будем отыгрывать.

С каждой стороны участвует около 5-10 машин, от юрких Тай-Файтеров и Икс-Вингов, то массивных Звездных разрушителей. Каждый раунд игроки втайне планируют маневры и скорость кораблей, которые потом ходят по очереди и по специальным шаблонам. В игре важны такие понятия, как фронт, тыл и фланги, а повреждения распределяются по отдельным приборам и частям кораблей. Особо важны карточки: в истребители можно купить, как рядовых анонимов, так и “звездных” пилотов. Характеристики какого-нибудь Хана Солоо куда выше, хоть он и дороже.

С точки зрения порога вхождения X-Wing Miniatures Game, пожалуй, одна из самых доступных. Все модели в наборах уже идут собранные и покрашенные, декорации — не то чтобы их в космосе было особо много — могут быть представлены картонными жетонами, а российское сообщество очень развито. Но есть один неприятный момент, который вынуждает покупать больше, чем нужно: зачастую самые полезные карточки пилотов находятся в наборах, из которых больше ничего не пригодится.

Necromunda
null

Сеттинг: город-улей мрачной тьмы далекого будущего

Изюминка: банды

Necromunda — еще одна игра от Games Workshop и снова во вселенной Warhammer 40000, но в отличие от Kill Zone не имеет прямого выхода на большой варгейм и является по сути самостоятельной. Свирепое действие игры разворачивается в гигантских городах-ульях планеты Некромунда, покрытой ядовитыми туманам с химических заводов. Там, на нижних уровнях города, на грязных улицах, в фабриках и складах сталкиваются в борьбе за влияние банды соперничающих Домов, каждый со своими особенностями и традициями.

В основе механики правила WH40k, но в данном случае они расширенные и более детализированные с учетом, что каждый боец управляется по отдельности, может иметь различные статусы и прокачивает свои характеристики. Кроме того, в бою активно используются баррикады, ловушки, двери, а сама игра проходит в фазах поочередной активации моделей игроками. Очень важное значение приобретают карты тактик, которые позволяют бандам использовать различные уловки, улучшения и схемы.

В Necromunda широкие возможности для создания своей банды, так как правила позволяют подбирать по вкусу оружие, обмундирование и навыки для ваших бойцов. А что еще важнее в коробках с миниатюрами обычно очень широкий набор деталей (ну, почти), чтобы собрать именно такого воина, которого нужно. На банду нужно не более 10 моделей.  Для игры желательно иметь богатые и разнообразные декорации, хотя базовые правила позволяют отыгрывать на картонном поле с клетками и жетонами.

Hydrophilia
null

Сеттинг: киберпанк

Изюминка: помодельная активация и близкий автор

hydrophilia (geekster.ru)

Hydophilia окунет вас в мир классического киберпанка с хакерами, вездесущим правительством, роботами и андроидами.  Пока в игре только три полноценных фракции, но каждая отличается своим стилем, тактикой и оригинальным внешним видом, который, однако, напоминает в хорошем смысле фантастику 80-90-ых. В каждом отряде не более 5-6 высокодетализированных моделей из эпоксидной смолы. К ним прилагаются карты характеристик и снаряжения.

В основе механики помодельная активация и очки действий. Каждая модель отличается особыми свойствами и возможностями, и ставка делается на комбинации и грамотное управление взаимодействием. При этом правила осваиваются очень быстро, а тактическая глубина ожидается большая.

Глядя на отличного качества миниатюры, проработанные правила и выверенный стиль, сложно поверить, что игру создает крохотная отечественная команда, и это одновременно плюс и минус. С одной стороны, всегда можно напрямую пообщаться с автором и даже повлиять на развитие «Гидрофилии», с другой, сообщество небольшое и выпуск новых моделей и редакций идет неспешно.

За кадром: прочее
null

Есть несколько популярных скирмишей, которые не попали в нашу основную подборку, потому что не прошли по одному из заданных условий. Например, из-за того, что в управлении игрока находятся не отдельные бойцы, а целый отряды, хоть их и немного. Но мы решили кратко упомянуть такие игры тут — для полноты картины, так сказать.

Warmachine

Железные Королевства, недружелюбный мир паропанка, в котором жива магия (немного похоже на Arkanum). Здесь не надо красить десятки одинаковых моделей, как в придется делать в Warhammer 40К, но но вы сможете, если захотите: правила позволяют. Обычно это генерал со своей группой из нескольких боевых роботов-варджеков, 10-20 пехотинцев и несколько соло-персонажей поддержки.

В правилах здесь акцент на очках фокуса (можно тратить на улучшения и спецдействия) генерала-кастера и комбинации умений. При достаточно простой арифметике вы можете легко играть с характеристиками своих или чужих моделей, поддерживая свои модели или “игромеханически” роняя модель оппонента, чтобы потом нанести урон упавшему персонажу.

Bolt Action

bolt actionНе только фантастика. Настоящая история Второй мировой в формате скирмиша — вот что такое Bolt Action. Игроки возьмут под свой контроль небольшие соединения из 2-3 отрядов пехоты, пары единиц бронетехники и дополнительных специалистов союзников, СССР, Германии и других стран. Типичная армия может насчитывать под 40-50 простеньких моделей, которые надо покрасить желательно в исторически достоверные цвета. Впрочем, для некоторых именно в этом все удовольствие.

Bolt Action отличается крайне оригинальной механикой непоследовательной активации, при которой игроки поочередно достают кубики с приказами, и никогда не знаешь, кто и что сейчас будет делать — прямо как на войне! Конечно, это компенсируется специальными возможностями отрядов и грамотным планированием рисков.

The Walking Dead: All Out War

По мотивам знаменитого комикса «Ходячие мертвецы» с зомби в окрестностях Джорджии, США вышла необычная игра. С одной стороны, это столкновение двух небольших, по 3-4 модели, отрядов выживших, которые борются за стремительно сокращающиеся ресурсы. Конкретные задачи и расстановка сил описываются в сценариях. Каждый выживший — уникальный персонаж из комикса со своими характеристиками и способностями, отдельно им докупается за очки обмундирование и оружие. С другой стороны, в качестве нейтральной, так сказать, стороны есть те самые ходячие, которыми управляет алгоритм. Они чаще всего реагируют на шум и могут внести серьезное изменение в план битвы.

Модельки продаются в виде однокомпонентного пластика, по уровню примерно как в «Зомбициде», и их можно покрасить. Террей, конечно, является желательным элементом, который даст жирный плюс к атмосфере игры, но и картонными жетонами вполне можно обойтись.

Автор выражает признательность Серому Мышелову за помощь в создании материала.

Читайте ранее:
Злодей для «Дум Патруль»

Сериал «Дум Патруль» для сервиса DC Universe обзавелся исполнителем злодейской роли. Им стал Алан Тьюдик, известный по сериалам «Тик» и...

Закрыть