В еженедельной рубрике «Целая неделя кино» synthiemind и Vi за чашкой чая рассказывают о фильмах, просмотренных в течение прошедших семи дней, а также делятся актуальными новостями из мира кино.

Vi

Пока в Европе бушует финансовый кризис, а сильные мира сего пытаются найти пути к решению всех проблем, ненароком забывая о погрязающем в долгах среднем классе и совсем уж не обращая внимания на класс пониже, на больших экранах стараются спрогнозировать наихудший сценарий развития событий. На улицах – шум и гам, плакаты с протестами, неистовые толпы громят всё вокруг, а шикарный лимузин одного молодого миллиардера не спеша движется к эфемерной цели. По пути пресыщенный сладостями жизни богатей много общается, анализирует, соблазняет, плачет, пробует новое и в итоге переживает множество ярких и не очень впечатлений.  Всё это «Космополис» от Дэвида Кроненберга, снятый по мотивам одноимённого романа Дона ДеЛилло, с нелюбимым многими Робертом Паттисоном, изобилующий многочисленными рассуждениями и заставляющий мыслить.

Тим Бёртон мудрить не стал. Его «Мрачные тени», на первый взгляд, – вполне себе второсортная поделка, виданная уже сотни раз. Там вампиры, ведьмы, готичность, мрак и чуть-чуть юмора. Но на самом деле фильм не так уж и прост. Это тот случай, когда грамотно сочетаются все сюжетные перипетии, гармонично играет звёздный актёрский состав, редко, но метко шутят и драматично заканчивают историю. Это уж дело вкуса, окунаться ли в такую одновременно мрачную и ироничную фантасмагорию или повернуться в сторону чего-нибудь более серьёзного.

К такой когорте, безусловно, нужно отнести оскароносного «Амадея» Милоша Формана. Хитрый режиссёр настолько ловко всё обставляет, что и уцепиться не за что.  Сама жизнь Моцарта подаётся от лица завидовавшего ему Сальери, находящегося в глубокой старости в сумасшедшем доме. Причем великий композитор выставляется эдаким простачком, озорным гулякой, которому дарован настоящий талант свыше. За что, спрашивается? Тут и до зависти недалеко. Вот так и жил придворный композитор Сальери, наблюдая со стороны за становлением Амадея, за его успехами, жил и думал, как это несправедливо.

А тем временем российский кинематограф захватывают фильмы, где есть несколько новелл на общую тему, но о разном. После вполне удачных новогодних «Ёлок» и трогательных «Мам», затронули тему детей. «Сказка. Есть» состоит из трёх таких новелл и наполнена звёздным актёрским составом. Но детям страшно это смотреть, а взрослые вообще в шоке. Крупные планы пугающих разрисованных лиц сменяются мрачными кадрами, акцентированными на чём-нибудь ненужном, происходящее постоянно скатывается в абсурд, а песенка про то, что сестру убивать не надо, и вовсе пугает. Кто ж это додумался-то…


synthiemind

 

Дэниэл Мирик – один из двух замечательных людей, благодаря которым выходит вот уже, кажется, четвёртая часть фильма Paranormal Activity, а дурачество в объектив стало чуть ли не обязательным хоррор-интро. The Blair Witch Project, все помнят, да. Так вышло, что камерное кино категории «Б» под сектантским названием Believers только намедни посетило мой экран, и в связи с этим есть две новости. Во-первых, неправильно будет говорить, что восхитительный Take Shelter Джеффа Николса нагло списан вот прямо отсюда, но то, что сценарий сочиняли друзья, пусть и ненастоящие, – очевидно; заканчивается всё чересчур один в один. А начинается с того, что пара приятелей-медиков выезжает по вызову, где-то возле бензоколонки на фоне вполне себе аризонских пустырей женщине плохо, промежуточный диагноз – сердечный приступ. Потом в кадр ворвутся люди с огнестрельным оружием и отвезут докторов и вроде бы уже мёртвое тело в какой-то подвал за какой-то колючей проволокой. Потом расскажут, что нужно уходить в другой мир, что у них есть загадочная формула, что Земле конец. Сделают мёртвое тело живым. Кто-то поверит, кто-то, естественно, – нет, но не суть, вторая новость – Мирика нельзя назвать тем, кто играется с магическим реализмом в духе того же Николса или вот Батманглиджа, чей Sound Of My Voice уже отрекомендован в прошлый раз. Здесь всё очень жанрово (канонический survival), поэтому создаётся довольно логичное ощущение, будто никакой сказки нет вообще, несмотря на то, что в конце, в общем, реального мало. То ли непреодолимая эклектика, то ли Дэниэлу лучше военные ужастики снимать.

Vi вот уже сотню фильмов как терзает меня упрёками типа «ах ты такой, опять «Коктебель» не посмотрел!», ну и да, признаю, зря и виноват, можно опять поиздеваться. Снятый в манере пофигистичной отстранённости фильм Алексея Попогребского, в котором отец (жена умерла, пропил квартиру) и сын (шатался по улицам, но, странное дело, воспитан) идут налегке в этот самый Коктебель – якобы в городок в Крыму у моря, но на самом деле – в никуда, – есть такая замечательная метафора про поиски целей в жизни. Они, во-первых, очень быстро меняются, а во-вторых, – у всех, конечно же, разные. Так и получается: для мальчонки Коктебель – это запустить листик бумаги с холма, чтобы тот улетел далеко-далеко, для  папы – найти спутницу, которая поддержит и поможет. Но и то, и другое может чем-то не устроить, надоесть, показать кулак – и тогда семья сядет у моря, обнимется и пойдёт дальше, а то самое местечко вполне может оказаться уже где-нибудь в Гренландии. Или не оказаться вообще.

Пока Дэвид Линч спит, его прилежное чадо продолжает линию с тёмненькими триллерами. После неудачного треша про индийскую змею, от которой, стоило бы отметить, Дженнифер благоразумно отреклась, следует маньячная психодрама с литрами саспенса. Её назвали Chained и правильно сделали, потому что маньяк, убивающий женщин за то, что они женщины, будет воспитывать случайного сынишку одной из жертв именно на цепи. Поразительно, но неоригинальный сюжетный расклад вообще незаметно перемещается из антагонистичного сарвайвала в измерение, где нет ответа на вопрос «зачем», где не пытаются убежать, где жертва воюет с жертвой, но не с мучителем, и воюет, надо сказать, по большей части молча и в душе. В меру мрачный и довольно личный видеодневник человека, которому не повезло. Как и другие фильмы Дженни, немножко страдает странностью, что тут очень к лицу.

Йоргос Лантимос, король искусственных ситуаций и очевидный постмодернист, превращающий всё в игру, в своём новом фильме заставляет людей проживать чужие жизни. «Альпы» – а именно такое название скрывает группу из четырёх человек, каждый из которых готов заменить чью-нибудь покойную дочь или почившего приятеля – это наглядная деконструкция границы между жизнью и актёрством, оригиналом и копией. И, в общем, понятно, что оригиналом двух жизней, своей и чужой, быть нельзя, но актуально другое: а возможна ли ситуация, когда выбирают чужую, если дозволено прожить свою? Когда редуцированный до простой математической схемы обман предпочитают естественное правде? Зачем, где причины и всё такое? И здесь линию потенциальных ответов легко сравнивать с нарочно размыленным нарративом: где-то глубоко они находятся, считываются, но утверждить что-либо наверняка – нет, фильм не для этого.

 

Из заметного: виднейшие кинокритики России организовали протест против ареста известного иранского режиссёра Джафара Панахи и приурочили его к фестивалю иранского кино в Москве. Проблема лежит несколько глубже, чем простое «показал, что не надо было», и напрямую связана с ренессансом цензуры в России. Почитать об этом можно здесь и здесь, посмотреть трейлер последнего фильма Панахи ­– на youtube. В это время всё прогрессивное русскоговорящее хоррор-сообщество на ушах: опубликовали трейлер первого зомби-экшна made in Russia, который уже успели смешно транслитировать на западе. Пожалуйста – Meteletsa. И это надо вам сказать. Поклонники sci-fi могут ненадолго проснуться: интересные австралийцы снимают что-то очень-очень тёмное, с пушками и драйвом. Называется Crawlspace. И последнее. Совсем скоро в белорусском Минске стартует единственное кинособытие – фестиваль «Лiстапад» (в связи с этим возможны некоторые сбои в расписании выхода киностатей на Гикстере), судить основной конкурс которого попросили самого Андрея Звягинцева. И вроде бы он согласился.

Читайте ранее:
Avengers фото с сайта Geekster.ru
Marvel NOW! Лучшее, часть 1

Глобальное событие Avengers vs X-Men подошло к концу. В связи с этим, Geekster начинает...

Закрыть