Как только стало известно о том, что Роман Папсуев готовит к изданию артбук по своей вселенной “Сказки Старой Руси” (ССР), разговоры о будущей книге не умолкали. Мы уже говорили с Amok’ом о проекте, а теперь к нам в руки попала и сама книга о русских былинных супергероях.

Супергерои из комиксов представляют собой своего рода американский фольклор. На ранних этапах развития каждая из культур обзаводилась своими мифами, и американская в этом плане ничуть не хуже других. Разница лишь в том, что формироваться она начала значительно позже, лишь в середине ХХ века.  Соответственно и вид у американского “Геракла” чуть иной: он в синем трико и красных трусах поверх. Вы все его знаете. Подробно об этом написано в “Парадигме супергероя”, так что сильно заострять внимание на этом я не стану. Что тут важно, так это факт: богатыри — это те же самые супергерои, только несовременные. Немодные. Не “trendy”.

Кстати, тезис о том, что мол “неча нам ихнева, у нас сваво вон за сараем лежит, что сами куда дявать не знам” озвучивался и не раз. Однако никакого развития они не получали. Сказать, как правило, недостаточно, и противопоставление одного культурного феномена другому никаких положительных результатов не давало, разве что тешило самолюбие особо рьяных славянофилов. Но это присказка.

А “Сказки Старой Руси” Романа Папсуева совершили настоящий переворот. Герои проекта, начавшего свое существование на странице Amoka в Facebook, не являются антиподом, а раскрывают истинную суть явления. Как пелось у “Сплин”: “из двух великих культур я хочу сделать одну”. Синтез архаичного мифа, сказки и былины с современным представлением о герое из масс-медиа, таких как игры и комиксы, породил новую волну интереса к “своему и родному”.

ССР — это развивающаяся “вселенная”, в которую на сегодняшний день входят два печатных издания: “Начало” и “Истоки”. Первое — это классический  артбук, второе помимо иллюстраций, как в “Начале” содержит большую текстовую составляющую. Она и есть, на мой взгляд (да простит меня Роман Папсуев), самая ценная часть книги. Да, иллюстрации в книге просто великолепны. Если бы было иначе, наверное, ССР не обрели бы той вполне заслуженной славы. Но та работа, которая стоит за ними поистине поражает.

По факту Папсуев один сделал то, что не смогли сделать многие популяризаторы науки и фольклора. Он изменил представление о русской народной культуре, как о чем-то “невкусном”. Среди источников его исследования стоят такие авторы как Толстой и Афанасьев, бережно собиравшие сказки. Есть и научные статьи и сборники, так как сегодня получение любой информации о нашем дохристианском прошлом — это серьезная проблема.

Казалось бы, в чем сложность? А она есть, и она велика. В частности Александра Леонидовна Баркова, посвятившая немало своих усилий изучению славянского фольклора, указывает на то, что у нас имеется крайне мало физических источников, из которых знания о нашей мифологии можно черпать. Культура дохристианских славян не была письменной, а значит и прочесть то, что конкретно о ком-то говорилось, нельзя. Кое-что, правда, и до наших дней дошло в виде былин, которые, ну хоть в каком-то количестве но записаны были, и сказок, которые передаются из уст в уста, при этом претерпевая определенные изменения, но все же ретроградные.

Да, еще одна сложность состоит в том, что сознание и культура (особенно русская культура) всегда тяготеет к прошлому опыту. Все новое в нее приходит с трудом. Но поп-культура – другое дело: ей подавай свежие идеи. А истинная природа творчества, на самом деле, заключается в одной простой формуле, которую идеально отражает вот эта диаграмма.   

Не будем забывать и о том, что на фоне информационного голода процветают разного рода “шарлатанские” источники на манер “Велесовой книги”. Но это разговор отдельный.

Абсорбируя и фильтруя информацию, Роман Папсуев сумел выделить ключевые сигнатуры персонажей фольклора и создать новые образы. Лично мне больше всего сразу приглянулся боевой кокошник Варвары-красы. Один тот факт, что художник нашел новое применение такому довольно-таки странному женскому головному убору в виде амуниции, немало говорит о незаурядной фантазии и способности, что называется, зрить в корень. Ну, и плюс это очень иронично.

Всего в издании порядка полусотни различных персонажей, снабженных монохромной иллюстрацией, исследовательским ревью и резюме к нему, рабочими набросками с разработкой дополнительных “аксессуаров” в виде прислужников, амуниции, разных боевых режимов или спутников. Каждую из 8 глав предваряет небольшое красочно оформленное предисловие с обзором элемента мира.

Как уже говорилось выше, ССР – это некий мир, своя вселенная, как у Marvel или DC. Соответственно, есть у нее и свои правила и законы. Поэтому книга начинается с особых рун, которые Amok придумал сам (хотя не удивлюсь, если скоро о них них торжествуя расскажет Рен-ТВ). Руны эти нужны не просто так, а как часть ритуальной сигнатуры персонажей и существ. Кроме них есть и символы — шевроны, относящие героев к тому или иному месту силы или предводителю. Таких “кланов” в книге четыре: богатыри и поленицы, герои, враги и сказочные существа; а страницы с ними выполнены в трех разных цветах: светлом, похожем на состаренную бумагу, темно-сером и зеленом.

В конце читателей ждут дополнительные материалы, которые раскрывают потенциал развития этого мира. От коспея до кадров из мультфильма или страниц и обложек комиксов.

Некоторые герои, кстати, выполнены в цвете. Цветные и некоторые развороты. Грамидирские горы, святилище Лесовика, речка с берегинями. Все это задает атмосферу очень красочного, фэнтезийного и величественного мира. Причем масштабы иногда действительно поражают. (Еще бы, ведь Роман работал над артбуком не для абы-кого, а Джорджа Р.Р.Мартина, а этот парень в масштабности сечет).

На сладкое припасла пару слов об оформлении издания. Под яркой суперобложкой скрывается невероятная обложка из тисненой экокожи с золотым фольгированием. Такое же фольгированное золотое тиснение и на корешке, на котором красуется еще и руна (руна ССР) “исток”. Особенно изысканно (да, именно это слово я имела в виду) смотрится ажурное тиснение в золотой рамке. Прям дорогобогато. Не хватает, разве что, ляссе.

Вообще, декора очень много, и он разнообразен. Каждый раздел снабжен полями с собственным орнаментом по верхнему и нижнему краю, номера страниц заключены в маленькую рамку, поддерживаемую “грифонами”, рамки мужских персонажей строгие и лаконичные, в то время как женских украшены очень обильно. Отдельно стоит рассказать о “воротах”, открывающих разделы. Особое удовольствие лично мне доставил процесс разгадывания рун на них.

Купить книгу на Ozon.ru

Оригинальное название: Сказки Старой Руси. Истоки

Автор: Роман Папсуев

Переплет: твердая обложка из экокожи + суперобложка

Формат издания: 265×200 мм

Количество страниц: 272

Год издания: 2018

Издательство: Издательство “Эксмо”

Возрастной рейтинг: 16+

ISBN: 978-5-04-090026-8

Вердикт:
“Сказки Старой Руси. Истоки” - это не просто фантастически красивый артбук, но еще и важная исследовательская книга, переводящая славянскую и русскую народную культуру в современную плоскость.
9.3Общая оценка
содержание8.5
рисунок10
язык8
качество издания10
ценность для отечественного рынка10
ценность для жанра9
Читайте ранее:
Человек-паук поедет в летний лагерь

Marvel поделилась информацией о мини-серии комиксов Spidey: School’s Out, которая будет включать шесть номеров....

Закрыть