Доброго всем времени суток. В этой статье мы расскажем о поистине необъятном, полном загадок и приключений мире, созданном шведским программистом Nicklas Nygren (Nifflas) — об игре Knytt Stories. Чем же так притягятельно это творение и почему собственно стоить тратить свое время на знакомство с ним? Итак, по порядку.

Для начала Nifflas, вдохновляясь произведениями финской писательницы и художницы Туве Янссон, придумал мир, населенный разумными существами, которые зовутся knytt и выглядят как мы с Вами (ну почти). И жили бы себе они счастливо и безмятежно, если б не происходили с ними всякого рода злоключения. Ну прямо как в нашей с Вами жизни: то злой гений решил захватить мир, то катастрофа какая произошла, то еще какая-то напасть. В таких случаях на помощь приходит Джуни (Juni). Почему именно эта маленькая девочка, трудно сказать. Положа руку на сердце, она попадает в различные неприятности, даже если вокруг все спокойно, такая вот она везучая: то ключи от дома потеряет, то занесет её нелегкая в поисках чего-либо бог весть знает куда, а то и вовсе совершит крушение на своем космическом корабле на неизвестной планете.

Первым кирпичиком, положенным в основу игровой вселенной, стала история о том, как юная героиня спасает родную планету от механизма, превращающего все вокруг в безжизненую пустыню.

Совершает она этот героический поступок исключительно с Вашей помощью. Благо управление простое, удобное, то бишь интуитивное. Геймплей представляет собой двухмерный олдскульный платформер: бегаем, прыгаем, собираем предметы и ключи, уворачиваемся от неприятелей (оружием наша юная леди не пользуется), обходим стороной опасности (лава, водоемы и прочее). Собранные Джуни предметы придают ей различные спопобности, такие как быстрый бег, двойной прыжок и т.п. и как правило позволяют с Вашей помощью героине попасть в ранее казалось бы недоступные места. Кстати, для ознакомления со всем вышеупомянутым в игре присутствует туториал.

Игра распространяется бесплатно, скачать её можно отсюда: http://nifflas.ni2.se/?page=Knytt+Stories. При всей скромности графических возможностей: а это разрешение 600*240, использование пиксел-арта и тайлсетов, выглядит все весьма привлекательно, а великолепная музыка и её динамическая смена подстать локации или возникающей ситуации эту самую привлекательность только усиливает.

Даже к отсутствию привычного скроллинга быстро привыкаешь. К тому же большое количество различных нейтральных персонажей, фоновых звуков и динамических объектов, таких как водопады, падающие листья, снег и прочее, делают этот мир по-настоящему живым. Получилось все просто и лаконично.

Как мы уже упомянули, это лишь первая история о Джуни. Есть и будет ли продолжение? Конечно! И не одно, а целое море! Недаром фраза на официальном сайте разработчика игры гласит:  «In Knytt Stories, each level is its own little adventure.» Что означает: «В Knytt Stories каждый уровень представляет собой отдельное приключение» (перевод автора). Во-первых, сам Nifflas выпустил несколько дополнительных уровней. Во-вторых, существует большое количество историй, созданных другими людьми. Ознакомиться с ними можно, скачав их с сайта www.knyttlevels.com и установив в папку с игрой. Откуда все они взялись? А вот откуда — в комплект игры входит редактор уровней, в принципе несложный в освоении (знание английского приветствуется).

Отсюда и берут начало бесчисленные странствия героини в разных уголках нашей вселенной. В какие только истории она не попадает, ведь люди, создающие уровни, разные, каждый со своими предпочтениями, убеждениями, мировоззрением. Игровой редактор предоставляет широкие возможности для творчества, так что в основном все ограничивается фантазией автора.

В редактор входит вполне разнообразный ассортимент наборов тайлсетов, весьма приличное количество всяческих объектов, в том числе и врагов. А их действительно много и каждый из них мало похож на собрата, и не только внешне, но и своим поведением. Включено несколько видов тварей летающих, бегающих-прыгающих, а также стационарных. Ко всему прочему существует возможность добавлять собственные объекты, тайлсеты, бэкграунды, музыку, звуки. Остаётся только дать волю воображению.

В зависимости от задумки автора, цветовая палитра окружения, среди которого оказывается маленькая героиня, меняется от красочной до мертвенно-черной. Музыка — от жизнерадостной до «пробирающей до мозга костей». Вобщем, атмосфера от истории к истории может кардинально поменяться. Да и геймплей, по сути оставаясь платформером, приобретает ярко выраженные оттенки других жанров: визуальной новеллы, хоррора, адвенчуры, а то и вовсе целого мира для исследования (некого sandbox) с несколькими концовками. Потрясающе! Чувствуете, как границы мира начинают расширяться? Как изменяются правила?

Каждый раз ожидаешь чего-то немыслимого, невероятного, невообразимого. И какое же удовольствие получаешь, когда эти ожидания оказываются оправданными! И уж в особенности, если они превзойдены! В мир knytt’ов каждый приходит со своим багажом знаний, своими проблемами, радостями и разочарованиями, проецирует их и таким образом оставляет часть себя, дополняя и расширяя его в разных направлениях. Это место посещают люди разных вероисповеданий, говорящих на разных языках (есть и не англоязычные уровни), разумеется разного возраста. Порой твои мысли начинают проникать сквозь декорации к скрытым витееватым замыслам как нож сквозь масло. Всегда ли Джуни на стороне добра? Что побуждает ее совершать те или иные поступки? В конце концов, что побуждает авторов помещать героиню в такие ситуации? И задумываются ли сами авторы над мотивацией создания своих микромиров?

Среди всего множества проектов есть такие, в которых чувствуется взгляд, проникающий вглубь вещей, такой цепкий и небанальный, показывающий необычные ракурсы нашей жизни. Их можно охарактеризовать как «мини-шедевры», они не просто являются целостным продуктом, а содержат в себе особенности, которые могут воспринимать не все и не сразу. Над созданием таких историй как правило трудится коллектив, состоящий их нескольких человек. Поскольку описание уровней, выкладываемых на сайте www.knyttlevels.com отсутствует, мы пока знаем только один верный метод определить их среди огромного количества — «метод тыка». В дальнейшем, например, можно ориентироваться по имени автора.

Также есть просто хорошие истории, отыгрывающие свою роль на твердую четверку, умещающиеся в определенных рамках, за которые не высовываются, да им это и не нужно — без этого хороши. Если чистый платформер — так зубодробительный, исключительно безголовый с крепким и слаженным телом. Если адвенчура — так добротная, с ладно поданными событиями и… да и хватит ей.

И конечно бывает, что плюешься и материшься, когда в очередной раз попадается безвкусная бессмыслица, примитивная, бессодержательная и не представляющая ничего интересного в плане сюжета, визуального и звукового оформления. Зачастую это всего лишь первые пробные уровни какого-то «Я», сотворившем «нечто» и уже старающимся похвастаться перед остальными. В этом направлении мир Джуни тоже растет.

Истории о Джуни – в определенной степени истории о нас с Вами, отражение разных аспектов реальности в вымышленной вселенной. Вот вам один из примеров трансформации из реальной жизни — качественных уровней количественно меньше недоведенных до ума или даже не претендующих быть таковыми. Статистика прямо из будничных дней.

Этого к сожалению не избежать. Не избежать и того, что истории практически между собой не связаны, даже у одного и того же автора. Вот к чему в данном случае привела абсолютная свобода — к самобытности каждого приключения. Такова вообще природа свободы, в частности ее последствия. Отчасти уникальность каждого уровня была заложена еще Nifflas‘ом, и скорее всего с его подачи и была разыграна такая комбинация.

4

Подводя итог, можно смело сказать: то, что сделал Nifflas — это ростки мощного дерева, с корнями уходящими все глубже и глубже в землю, с крепким стволом, быстро растущими ветвями и сочными зелеными листьями. Главное правильно за ним ухаживать, а то получится как в фильме “Идиократия”, когда люди вместо воды стали использовать для полива культурных растений повсеместный газированный напиток. Кто не смотрел, о результате, наверное, все равно догадываются.

Knytt Stories — это вполне себе живой и растущий организм. Не хочешь ли ты подарить ему часть себя? Каким мир Джуни видишь ты? Каков мир, в котором ты живешь?

P.S. Во время написания данной статьи в свет вышла следующая игра серии под названием Knytt Underground.

Читайте ранее:
MUST READ #5 (Sky doll)

Закрыть