Не будем ломать стереотип, согласно которому в образ гика как ничто другое вписывается любовь к аниме. Впрочем, «Печальная белладонна» это не просто очередной китайский порно-мультик. Будет уместным процитировать здесь слова знаменитой Фран Лебовиц: «В наше время быть женщиной по-настоящему интересно лишь мужчинам-трансвеститам. Для натуральных женщин это просто хороший предлог, чтобы не играть в футбол».

«Печальная Белладонна» / Kanashimi no Beradona (Belladonna of Sadness) – полнометражный анимационный фильм 1973 года, снятый режиссером Эйити Ямамото и ставший частью эротической трилогии Осаму Тэдзуки «Animerama».
Действие картины разворачивается во Франции XIV века. К слову сказать, вся трилогия в этом плане «непатриотична» (события «Cleopatra» и «Senya Ichiya Monogatari» происходят в Египте и Багдаде соответственно). Казалось бы, что японец может рассказать о мрачном европейском Средневековье? Однако с первых же кадров вопрос снимается с повестки дня, стоит только увидеть изумительно тонкую рисовку в духе Обри Бердслея (который, как известно, знаменит серией иллюстраций к роману сэра Томаса Мэлори «Смерть Артура»).

Фабула «Печальной Балладонны» довольно проста: для того, чтобы получить возможность заключить брак, двое молодых и, разумеется, отчаянно влюбленных крестьян – Жан и Жанна, отправляются к местному барону за разрешением. Жестокий выбор – непомерно высокий налог или «право первой ночи», отданное сеньору, – вот та печальная реальность, с которой приходится столкнуться любовникам. Череда болезненно статичных кадров сменяется отвратительно динамичной, гротескной сценой изнасилования. Это и есть тот самый шаг, который, по мнению критиков, делает Жанна на своем пути к нечистой силе: «this is only the first in a series of tragic events that push this woman, through desperation, into the world of witchcraft» (цитата с IMDb).
Один из наиболее завораживающих, на мой взгляд, моментов – это сцена с зеркалом, в стыдливом, чуть затемненном отражении которого мы видим Жанну, медленно смывающую с себя унизительную плату за венчание. Сцен, подобных этой, будет предостаточно, но именно она становится квинтэссенцией безысходности и отчаяния героини.
В этом фильме (язык не поворачивается вот так вот запросто называть его «аниме») нет ни одной лишней или случайной детали. Имя Жанна проводит очевидную параллель с Жанной д’Арк, также сожженной якобы за сношения с Дьяволом. В отношении героини «Печальной белладонны» это справедливо, однако не внутренняя греховность диктует ее влечение к нечистой силе. Слабость, вынужденная и навязанная – яд, отравляющий душу женщины. Бог или Дьявол, Сила – «чистая» или «нечистая» – вот что манит этих Жанн. Возведенную на костер, героиню не просто привязывают к столбу, ее фактически распинают, и это становится символом жертвы, куда более значимой, чем жалкая победа в попытке сторговаться со светской властью.
Неспроста, в том числе, женский оргазм здесь изображен как яростный психоделический трип в кислотные 60е, ведь сцены из будущего в реалиях средневековой Франции настолько же неуместны и нелепы, как и сама мысль о том, что женщина может испытать хотя бы такое, плотское подобие счастья. Фильм заявлен как эротический, однако обилие как завуалированных, так и явных сцен секса и насилия не возбуждает, а, скорее, отталкивает. Полуобнаженное тело Жанны, прикрытое лоскутами ткани, а то и вовсе цветами и травами – не дань жанру, а отражение ее беззащитности. В тот самый миг, когда героиня наивно полагает, что обрела, наконец, силу, достаточную для счастливой жизни с возлюбленным, в жестокой травле с нее срывают последние лохмотья, в которые превращаются прежде величественные одеяния. Беспомощно, двигаясь как в кошмарном сне, из тех, где ты отчаялся и бежать больше не в силах, Жанна словно со стороны наблюдает, как ее затягивает все глубже и глубже во тьму. «Я хочу творить зло», – шепчет она.
Пожалуй, единственная по-настоящему искренняя дань эротизму в «Печальной белладонне» – это рисовка. И даже если идея картины для кого-то может казаться спорной, прописанные вручную акварели удерживают внимание зрителя даже на самых затянутых статичных кадрах, до последней секунды.

Пара слов напоследок. Несмотря на то, что «Печальная белладонна» как коммерческий проект оказалась провальной работой, она способна найти отклик даже у тех, кого вряд ли назовешь фанатом аниме. Это произведение, которое по праву заслуживает места в одном ряду с такими шедеврами японской анимации, как «Яйцо ангела» Мамору Осии или «Акира» Отомо Кацухиро.

Score: 8/10

Читайте ранее:
Тетрадь дружбы Нацумэ

Если есть кто-то, кого ты хочешь увидеть вновь, ты не одинок. © Natsume Yuujinchou...

Закрыть