Долгожданный шаг вперёд для многострадального жанра, или умелая эксплуатация штампов в премиальной оболочке?

Киберпанк мертв. Ну, или по крайней мере таково популярное мнение. Последним крупным успехом жанра в кинематографе можно назвать разве что трилогию «Матрицы», новый «Призрак в доспехах» и «Бегущий по лезвию 2049» не продаются, а в литературе он, подобно кубику сахара в чае, растворился в других идеях и направлениях фантастики. В мире, где крупнейшая торговая корпорация устраивает конкурс на лучший город для своей штаб-квартиры, а военные базы вычисляются по данным с фитнес-трекеров, сама концепция High Tech/Low Life кажется не смелой фантазией, а практически свершившимся фактом. Однако далеко не все готовы принять коммерческую смерть идей Гибсона и Стерлинга. Вот и Netflix, корпоративный гигант стриминга (о, ирония), не только стал новым домом для одиозного долгостроя Данкана Джонса Mute (который выходит чуть позже в этом месяце), но и решил снять самый дорогой киберпанк-сериал в истории. Результат получился… неоднозначным.

В мире Altered Carbon человечество победило смерть. Ну, почти победило. С малых лет в шею каждому человеку вшито накопительное устройство, постоянно копирующее и хранящее его личность. Подобно цифровому файлу, все ваши воспоминания и знания, всё, что делает вас «вами», может быть перемещено в другое тело — но за плату и далеко не обязательно в оболочку «первой свежести». Время и расстояние — не препятствие для оцифрованного сознания, и звезды наконец были покорены. Правда, колонии стонут под железной диктатурой Протектората, а финансовая элита окончательно потеряла связь с реальностью и поголовно страдает Комплексом Бога.

Такеши Ковач — последний из Посланников, моментально адаптирующихся к смене оболочки политических диссидентов. После 250 лет бестелесного заключения из тюремного Лимбо его вытаскивает один из тех, против кого он боролся в прошлом: мультимиллиардер Лоуренс Бэнкрофт. Прошлая оболочка Бэнкрофта вместе с накопителем была уничтожена, и только облачный бэкап предотвратил окончательную смерть богача. Но есть одно «но» — бэкап был сделан за 48 часов до предположительного убийства. Ковачу необходимо узнать, что произошло за это время, и разгадать тайну  предположительного убийства, а иначе его сознание рискует вернуться обратно в хранилище,  на этот раз до конца времен.

Главное, что нужно сделать перед просмотром этого сериала, выставить правильные ожидания. В сюжет сериала вплетено множество интересных моментов: дублирование сознания, единовременное использование клонов, религиозная блокировка накопителей, убийство оболочек как вид фетиша, но почти всегда они используются лишь как возможности для оригинальных боевых сцен или шок-контента. Во многом, в этом вина первоисточника — книга Ричарда Моргана не отличается глубиной проработки, а в продолжениях приключения Ковача и вовсе стали больше напоминать боевую фантастику, нежели нео-нуар. Altered Carbon — боевик, зрелище для глаз, а не философское размышление, хотя бы уровня Westworld.

А посмотреть есть на что. Один из самых дорогих сериалов Netflix, «Видоизмененный углерод» полон футуристичных дизайнов и качественной компьютерной графики. Подпортить впечатление от столь нетипичного для телевизионной фантастики визуального пиршества может разве что его полная вторичность. Altered Carbon — это киберпанковская антиутопия в кубе. Ее мир наполнен неоновыми вывесками, лапшичными и летающими автомобилями. Здесь много бессмысленного насилия и разврата, здесь говорят на смеси английского, испанского и китайского, но ругаются исключительно на русском. Бессмертная элита тут живет в возвышающихся над облаками небоскребах,  а бедняки ютятся в трущобах и карантинных зонах. Визуальные маркеры, активно использующиеся жанром еще со времен Blade Runner, в этом случае полностью составляют визуальную идентичность сериала – безумно красивую, но абсолютно не уникальную.

И ощущение общей вторичности сопровождает сериал практически во всех его элементах. Потенциально интересная детективная завязка быстро уступает место прямолинейному экшену с вкраплениями социального комментария уровня «абсолютная власть развращает абсолютно». Множественные флэшбеки Ковача повествуют тысячу раз рассказанную историю «героя-одиночки, потерявшего все». Попытка раскрыть тему травматических опытов и сложности последующей реабилитации под конец сериала вырождается в боевую БДСМ-фантазию. Сознательно или нет, но даже главный визуальный гэг сериала словно позаимствован из промо-кампании Deadpool.

Но, если отбросить попытки воспринимать Altered Carbon как новый шаг для киберпанка, выясняется, что это очень ладно скроенное и затягивающее шоу. В нем есть компетентно поставленные боевые сцены, уместное вкрапление комедийного элемента, разнообразие локаций и сюжетных линий.  Даже актерский состав, солидная часть которого уже не первый год кочует из одного низкобюджетного сай-фая в другой, честно отрабатывает свой хлеб и выжимает максимум из доступного им сценарного материала. Известный по «Отряду Самоубийц» Юэль Киннаман с огоньком отыгрывает роль язвительного Ковача ,но все зрительские симпатии безусловно достанутся Крису Коннеру с его ролью ИИ, одержимого творчеством Эдгара Алана По. Это хорошее шоу, но полное отсутствие каких-либо амбиций у его создателей может слегка обескуражить зрителя, привыкшего к более «престижному» контенту.

Киберпанк — это не длинные плащи и крутые хакеры. Настоящий киберпанк — это стриминговая корпорация, способная анализировать предпочтения своих пользователей и производить популярный контент, полностью игнорируя мнение критиков. Netflix подтверждает это и успехом Bright, и многочисленными приобретениями прав на дистрибуцию посредственно оцененных фильмов. И Altered Carbon логичный шаг в этом направлении. Он не тянет на флагманский проект, ему не видать престижных наград и культового статуса. Под шикарной оболочкой скрывается идейные и сюжетные стандарты тридцатилетней давности. Но при этом это бездумное удовольствие с минимальным порогом вхождения. Столь любимое нами «запойное развлечение» на выходные.

Читайте ранее:
Игры к 14 февраля (geekster.ru)
Идея на День всех влюбленных: настольные игры

Издательство Hobby World придумало, чем порадовать любимых на 14 февраля, а мы делимся идеями...

Закрыть