Данный текст критически относится к Делу Света.

Ночной Дозор

Данный текст критически относится к Делу Тьмы.

Дневной Дозор

Именно с экранизации “Ночного Дозора” в тексте о современном российском кино можно было начать употреблять слово “блокбастер”. Но поговорить бы хотелось не о кино, а о книгах. Фильм лишь дал раскрутку, поднял продажи и привлек новых читателей к первоисточнику. И вот не так давно вышла новая книга Сергея Лукьяненко – “Новый Дозор”. Аннотация незамысловата:

Ночной Дозор, Дневной, Сумеречный и, наконец, Последний. 
Все? Существует ли конец Пути? 
Нет! 
Читайте “Новый Дозор”.

Так стоит ли читать “Новый Дозор” и тратить на него время и деньги? Книгу пытаются оценить двое наших авторов.

Alkyle:

Начну, пожалуй, издалека. Когда-то давно (хотя вроде 2004 год, но все равно кажется, что давно), когда фильм “Ночной Дозор” только готовился выйти на экраны, трилогия Сергея Лукьяненко стала набирать популярность. Не прошло это и мимо меня, стало интересно, что же это за книга такая, по которой сняли блокбастер. Поэтому мой путь лежал в книжный магазин. Для проверки я купил лишь первый том, то есть “Ночной Дозор”, но уже спустя пару дней вернулся за “Дневным” и “Сумеречным”. Сколько себя помню, я всегда увлекался чтением, но почему-то жанр городского фэнтези проходил мимо меня. И вот для меня его открыли “Дозоры”.

И это открытие меня захватило. Книги действительно вышли очень интересные, философские. “Сила ночи, сила дня – одинаково фигня.” Но, с другой стороны, несмотря на серость мира, все-таки свою сторону стоит выбрать. Хотя бы для того, чтобы себе жилось спокойнее, а там, как знать, может, эта сторона и победит. Но трилогия закончилась, может быть, не каким-то конкретным и закрытым финалом, но была вполне себе завершенной вещью, вещью в себе.

На экраны вышел “Ночной Дозор” и сорвал банк, за ним последовал “Дневной Дозор”, а потом Сергей Лукьяненко выпустил “Последний Дозор”. И вот тут бы уже заподозрить что-то. Но пока никакого “дождика” не собиралось – трилогия получила не слишком нужное, но все-таки продолжение и оно оказалось весьма интересным. “Последний” уже отставал от своих предшественников, уже интересный сюжет Дозоров все больше стал подменяться философствованиями. Но нет, сказать, что книга мне не понравилась, значит покривить душой. И “Последний Дозор” я перечитывал, но книга уже вызывала совсем не те чувства, что прежде.

Да-да, мы подобрались к предмету разговора. В этом году на прилавках появился “Новый Дозор”. Разумеется, пройти мимо я не мог в принципе. Отчасти из-за ностальгии, отчасти из интереса к самой книге. И потом, как может заядлый читатель пройти мимо потенциально интересного произведения? Но в этот раз меня ждало разочарование. Нет, книга не стала совсем откровенным порожняком, все-таки талант не пропьешь. Однако… однако сюжет из нее практически исчез. Словно все то, чем неуловимо страдал “Последний Дозор”, было возведено в степень. Складывается ощущение, что я только что прочитал не книгу, очередную часть достаточно интересного некогда цикла, а большой распечатанный пост в личный блог автора. Нет, понятно, что так или иначе, но автор вкладывает свое видение мира, свою философию в уста героев. Однако если раньше это выглядело органично, а главное, логично – по мере развития сюжета, в ответ на какие-то происшествия с героями, то сейчас словно все происходящее подстроено исключительно ради возможности высказать авторские размышления о жизни.

И вот именно после этой книги я начинаю понимать, почему трилогия казалась завершенной. Почему героями всегда становятся солдаты, искатели приключений, и почти никогда цари, президенты и прочие “высшие личности” (ну, если их не свергают или не подстраивают еще какую бяку). Просто потому, что когда герой достигает “пика” развития, приключения заканчиваются. Яркий пример – Антон Городецкий. Уж, извините, если для кого-то дальнейшее будет спойлером – мы видели его развитие, мы проживали его вместе с ним. В “Сумеречном Дозоре” Антон становится Высшим Иным. Он становится условно равным Гесеру и Завулону (условно, потому что между ними огромная пропасть опыта). Все.

Он Высший, ему все по плечу. И именно поэтому все дальнейшие приключения выглядят несколько странными. Высшие не ездят в командировки и не воюют с полоумными ведьмами. Это им это не по рангу, что ли. Но если в “Последнем” на это как-то закрываешь глаза, все-таки Антону тоже противостоят Высшие, а он не слишком опытен. То в “Новом”, спустя 6 лет, все произошедшее и появление новых персонажей (да чего греха таить, и старых тоже – так, чтобы не залезая в спойлеры) все больше выглядит как “Deus Ex Machina”, не естественно, не по велению сюжета, а просто по чьей-то прихоти (в нашем случае – автора). И уже даже не тешишь себя иллюзией, что это последний Дозор и Антона все-таки оставят в покое.

И есть во всем этом горькая ирония, раз уж “Последний Дозор” не остался последним, то и “Новый”, вопреки известной пословице – даже рядом не стоит со старыми.

А теперь что о книге думает Leyto:

На самом деле в жанре городского фэнтези по-настоящему интересные и стоящие произведения появляются не так часто. Оттого ожидание следующей части полюбившейся серии сопровождается некоторой фанатской нервозностью: “Когда? Когда? Когда уже?” Учитывая, что последняя книга из дозорной серии появлялась на прилавках достаточно давно, можно помножить степень моих ожиданий на два.

В целом книга никаких традиций не ломала и придерживается духа предыдущих частей во всем. Структура книги состоит из трех ступеней, каждая из которых шаг за шагом приближает главного героя — по традиции Антона Городецкого — к судьбоносному не только для него, но и для всех Иных выбору. Методы и решения у Городецкого все те же. В общем и целом — без изменений. Что радует.

В “Новом Дозоре”, следуя своему прочерченному плану, Лукьяненко приоткрывает завесу интриг Гесера и Завулона, раскрывая истинное предназначение Нади. Этот поворот чем-то напоминает мне схожее решение Батчера в цикле о чародее Гарри Дрездене, когда раскрылась тайна его родственных связей. Вообще, серии во многом схожи по построению сюжета и раскрытию его шаг за шагом, периодически отвлекаясь на сторонние квесты. Учитывая это, я бы хотел надеяться и на дальнейшее продолжение серии.

Но, внезапно, таких, как я, судя по всему, не так уж и много. Не всем очередная книга показалась уместной, что вызывает некоторое недоумение. Дозоры — отличный фундамент для продолжительной серии. Интересный сеттинг полон тайн и загадок, который часто касаются главных героев напрямую. Писать рассуждения и действия (которые нередко расходятся) героев у автора выходит замечательно. Приправляя это собственными рассуждениями и прерывающимся, но любопытном действии, он умело приковывает внимание читателей на сюжете. Который, увы, достаточно быстро заканчивается, в чем мне видится главный минус книги. Действительно, событий в течении всего “Нового Дозора” происходит не так-то много. Хотя они и претендуют на большую важность для мира, все-таки не отвечают на вопрос — а собственно, где остальное? Куда все делось? И, разумеется, будет ли – и когда – продолжение, ведь сюжет дает на это определенные намеки.

В целом, в сравнении с “Чистовиком”, книга кажется приятным шагом в сторону. Меньше собственных размышлений “за жизнь”, больше дозорной бытовухи. Книга исключительно для тех, кто любит серию.

Читайте ранее:
Black Rock Shooter косплей фото с сайта geekster.ru
Cosplay Weekly 29.08.12

Еженедельный косплей всё ещё с вами! ^___^ 5 очередных косплеев, 10 прекрасных фотографий! Хотите...

Закрыть