Когда вы глотаете очередную таблетку от гриппа, то вряд ли думаете о том, что вместо облегчения вас ждет превращение в ходячий труп. Настольная игра «Рэксон» заставит вас в следующий раз задуматься над этим. Затягивающий менеджмент людей и зомби в условиях постоянно усугубляющихся обстоятельств.

У телевизионных «Ходячих мертвецов» есть «Бойся ходячих мертвецов», а у «Мертвого сезона» – «Рэксон». Зомбиапокалипсис еще только грядет, но безумные пожиратели плоти уже у вашего порога. Буквально: зараженные люди ходят среди здоровых, и в городе создан чрезвычайный антикризисный комитет, который должен взять ситуацию под свой контроль. Всемерную помощь комитету оказывает фармацевтическая корпорация Raxxon Pharmaceuticals, только вот ходят слухи, что именно она причастна к появлению вируса, который превращает людей в зомби. Так что ее участие, наверняка, не из добрых побуждений и преследует собственные цели. Или нет?

правила

В отличие от Dead of Winter, где, несмотря на общее дело, у каждого все равно есть фига в кармане в виде личных целей и предателя, настольная игра «Raxxon» — это чистый кооператив. Игроки, от 2 до 4, должны не только работать на одну цель, но и договариваться. Это ключевая особенность геймплея: тут нужно много общаться и планировать совместные действия, чтобы чего-то добиться. «Рэксон» по-настоящему располагает к командной работе. И это очень круто.

В городе паника, толпы рвутся прочь, но всех отпускать нельзя: нужно отделить зерна от плевел: здоровых людей от зомби и… будущих зомби. Уровень сложности (их тут 4) определяет число зараженных в изначальной колоде, после чего на столе выкладывается матрица из карт рубашкой вверх, а ее размер зависит от количества игроков.

Есть карты разного типа: здоровые и зараженные граждан; и у каждой срабатывает свой эффект в случае ее уничтожения или открытия. Например, добавление новых карт в толпу, увеличение числа зараженных в стопке или необходимость спасовать. Причем, чем больше открытых карт одного типа в толпе, тем шире эффект: откроешь слишком много Хаоса и добавляешь все больше новых карт в толпу, а то и вовсе преждевременно заканчиваешь раунд.

Цель игры – отправить нужное число карт здоровых людей в эвакуацию. Зомби же можно направлять на контролируемый карантин (типа резерва) или просто уничтожать, и тогда они возвращаются в сброс.

raxxon (geekster.ru)

Стартовая раскладка на двоих игроков

Игроки выбирают себе по персонажу из шести доступных членов антикризисного комитета. У каждого свои способности: есть и уникальные (просмотр закрытых карт или перемещение карт определенного типа), но в большей степени типичные (эвакуация здоровых граждан, уничтожение, смена местами двух карт, перемещение зараженных в карантин). Последние, впрочем, могут отличаться в деталях: кто-то наносит авиаудары сразу по ряду или колонке, а кто-то выборочно по одной карте. Плюс у каждого есть исследование – открытие карты, бесплатное действие без последствий.

Да, вот она расплата: у каждого действия есть последствия, ничто не пройдет безнаказанным. Как только игрок совершает выбранное действие, то ставит на него маркер. И в следующем ходу его настигает кара (одна из многих): придется открыть карту, добавить еще горожанина в толпу, потянуть карту Рэксона, а то и чего похуже — например, увеличить количество зараженных в игре. И самое «сладкое»: маркеры остаются на протяжении всего дня-раунда и срабатывают в начале каждого хода игрока. Более того, некоторые действия могут быть выполнены по 2-3 раза за раунд, что увеличивает количество маркеров.

В особо запущенных случаях ход игрока начинается сразу с цепочки последствий, от которых рука сама тянется к лицу. Впрочем, можно ведь на это дело и с другой стороны посмотреть. Последствия могут быть использованы для своей выгоды, например, среди принудительно открытых в ряду карт вдруг обнаружится давно ожидаемых здоровый горожанин.

Некоторые эффекты требуют открывать карты Рэксона — это развитие механики «перекрестков» из  «Мертвого сезона». Каждая такая карта задает некий непростой моральный и игровой выбор обычно из двух вариантов: сказать ли приятелю, что его небольшой порез на ноге, это дорога в карантин? Позволить ли Рэксону вне очереди забрать нужных людей из толпы или поставить всех в равные условия? Каждый вариант дает некий эффект, но один из них это чаще всего повышение уровня влияние Рэксона. Если он дойдет до 8 — вы проиграли этот бой хитрой корпорации.

Впрочем, карты срабатывают не всегда, а лишь при выполнении указанных на них условий. И тут есть любопытная вариация: некоторые карты имеют продолжения, которые сработают, если первая была активирована. Это заставляет просчитывать ходы наперед.

Раунд заканчивается либо когда все игроки спасуют, либо если этого потребуют условия открывшихся карт. Игроки очищают свои планшеты от жетонов, и готовится новая матрица. Если в толпе и в неконтролируемом карантине были зараженные, то такое же количество (но не более 4) замешивается из стопки зараженных в стопку горожан. Когда в стопке зараженных будет не хватать карт для добавления, игроки проигрывают, ведь зомби захватили город.

Я бы сказал, что в игре два слоя. Первый — собственно игра, как она есть, независимо от знания всей франшизы. Второй — это отсылки и пасхалки для поклонников «Мертвого сезона», которые обнаружат героев серии тут не только на планшетах персонажей, но даже и в карточках горожан (вот для чего тут имена!). Например, будущая героиня Лили Мей в «Рэксоне» всего лишь одна из разозленных горожан.

Правила я бы оценил на «четверку». Они очень простые, и доступно написаны, но… Может быть дело в их оформлении, так как некоторые важные для понимания вещи не слишком выделяются и могут быть упущены. Так, мы сыграли половину первой партии совершенно неправильно и удивлялись, отчего же так легко. И только перечитав еще раз правила, поняли, что упустили пару неочевидных моментов. Но, повторюсь, вопрос не в сложности, а в структурировании книги правил.

А вот что вызывает недоумение, так это перевод некоторых карт. Ну, «Задира» – Hostile и «Приятель» – Familiar еще можно понять, а вот как Volatile, Chaotic и Innocent стали «Метаболой», «Хаосом» и «Обузой» совсем не ясно. Нелепо это выглядит.

Партия проходит быстро, за 40-60 минут, при этом довольно активно и ярко, с обсуждениями. Ни о каком даунтайме тоже говорить практически не приходится.

Компоненты игры выполнены на высоком уровне: стильная небольшая коробка с выборочным лаком, достаточно плотные карты и жетоны с хорошей вырубкой, крепкий игровой планшет. В коробке импровизированный органайзер, который хранит типы карт по отдельности в прилагаемых зиплок-пакетиках. Арт аналогичен «Мертвом сезонам» и ограничен по сути только портретами людей и зомби, но это задает некоторое личностное измерение всем принимаемым решениям. Большинство эффектов обозначены символами, которые быстро схватываются и легко узнаются в ходе игры.

Игра подстраивается под количество игроков: меняется размер толпы, количество возможных действий персонажей и последствия за них.

Сыграв несколько партий и почитав отзывы в сети, появилось представление о «Рэксон» как игре в которую не то чтобы невозможно выиграть, но во всяком случае очень сложно. Для победы нужен грамотный подбор персонажей, а также заранее выработанный план. Ну, и еще везение, куда ж без этого? Все же зависимость от случая в «Рэксоне» большая. Причем, чем лучше ты себя покажешь и больше граждан спасешь на первых этапах, тем тяжелее становится в конце отыскать в колоде зомби последних выживших.

Это одна из немногих настольных игр, которые я видел, где приходится следить чуть ли не за всем и сразу: каков уровень влияния Рэксона, сколько зараженных осталось в стопке, сколько зомби в толпе, какие последствия грозят в следующем ходу и не пора ли уже на боковую. При этом игру не перегружена микро-менеджментом, количество действия и индикаторов на человека в меру, а уровень давления достаточный, чтобы не переворачивать стол.

Проигрыш не злит, не приводит в отчаяние, а наполняет азартом, и после партии еще ходишь целый вечер и прокручиваешь в голове варианты и комбинации действий. Только реванш! Не сдаваться же настольной игре. Ну, и еще раз задумаешься как фармацевтические гиганты правят нашим миром.

P.S. Бонус для матерых выживальщиков: в комплекте карты перекрестков и персонажи для ваших посиделок с «Мертвым сезоном».

  • Любопытная механика управления картами и накапливающихся эффектов
  • Увлекательный процесс, который держит в напряжении
  • Хорошее оформление карт
  • Высокое качество компонентов
  • Развитие серии “Мертвый сезон”, но не обязательно быть с ней знакомым, чтобы насладиться игрой
  • Местами странный перевод
  • Очень высокая зависимость от случая, что иногда делает выигрыш очень сложным
  • Высокая сложность игры может многих отпугнуть, но это одновременно является и неплохим стимулом

Редакция выражает благодарность издательству Crowd Games за предоставленный для ознакомления экземпляр. За помощью в подготовке материала спасибо Александру “samurai_klim” Климову, и Михаилу Зубову.

Читайте ранее:
Железный Паук от Hot Toys

Hot Toys официально представила новую отличную фигурку – Железного Паука из «Войны Бесконечности». В комплект входят отделяющиеся лапки и сменная...

Закрыть