В среде фанатов существует мнение, что любая работа Джосса Уэдона (Joss Whedon) обречена на успех. На самом деле мнение это весьма спорно. Джосс — действительно талантливый человек, умеющий создавать потрясающие миры и претворять в жизнь сложные и комплексные идеи. Однако главный талант Уэдона всегда проявлялся в работе с персонажами. И если отдельные герои его историй часто излишне упрощены, а в редких случаях и вовсе гипертрофированы (вспомнить хотя бы известную всем Баффи (Buffy)), то взаимодействие между несколькими персонажами всегда удавалось Джоссу на ура. Уэдон умудрялся удачно сочетать в групповой динамике своих произведений юмор, драму и, зачастую, неожиданные сюжетные ходы, развивающие его персонажей. Нередко крайне неожиданным образом.

Но не всем произведениям сценариста суждено повторить судьбу его лучших работ. На каждого Светлячка (несвоевременно закрытый, но сыскавший любовь поклонников сериал Firefly, если вдруг ещё существуют те, кто не посмотрел эту историю) всегда найдется свой восьмой сезон Баффи (продолжение известного сериала, реализованное в комиксе Buffy Season 8 от издательства Dark Horse). Последний также доказал то, что Джосс абсолютно не умеет разумно расходовать «большой бюджет», который в комиксах неограничен, и совершенно лишен чувства меры. Так стали ли «Мстители» тем самым прорывом среди прочих экранизаций комиксов, выходящих на протяжении последних нескольких лет? К несчастью — нет. Впрочем, они приблизились к эталону, который задали «Бэтмен: Начало» (Batman Begins) и «Тёмный Рыцарь» (The Dark Knight) Кристофера Нолана (Christopher Nolan), но не так близко, насколько бы этого хотелось.


Основная проблема «Мстителей» Уэдона в том, что они, пусть и являясь полноценным фильмом, построены по сериальным моделям, которые Джосс много раз использовал в своих же сериалах, начиная с Buffy и заканчивая Dollhouse, а так же в комиксах, таких как Astonishing X-Men и в уже названном выше Buffy Season 8, но куда в большем масштабе. По сути, в фильме можно выделить лишь те моменты, когда команда героев собрана в полном составе перед лицом достопочтенного зрителя — тут вам и искрометные диалоги, и интересные шутки, и общая динамика взаимодействия героев. Будь то острый или эмоциональный диалог или забористый экшен. Увы, сам фильм движется как будто по синусоиде, то разгоняясь, то снова теряя скорость. Возможно, «Мстителей» спас бы сложный и продуманный сюжет, но и с этим фильму не повезло.

Важно отметить — «Мстители» не плохой фильм, нет, он просто крайне несбалансированный. Вероятно, если бы сюжет был более продуманным и сложным, а сценарий в ряде мест не противоречил сам себе — фильм выиграл бы в разы, даже в рамках тех условностей, которые были заданы кино-вселенной издательства Marvel. Кстати, об этой самой вселенной…

Кино-вселенная «Мстителей», созданная и увеличивающаяся с каждым фильмом компании, — вторая весомая проблема фильма. Я верю, не найдется ни одного человека, знакомого с комиксами Marvel, который будет утверждать, что нет комикса о Мстителях (Avengers), который не был бы лучше показанного фильма (да что говорить — это касается практически всех фильмов компании). И если Железный Человек (Iron Man) и Капитан Америка (Captain America), также имеющие легкий, незамысловатый сюжет, явно рассчитанный на простого зрителя, с целью максимизировать кассовые сборы, держались полностью на таланте игры и экранных образах, созданных Робертом Дауни Мл. (Robert Downey, Jr. ) и Крисом Эвансом (Chris Evans), то Тор (Thor), несмотря на образ, созданный Крисом Хемсвортом (Chris Hemsworth), стал жертвой непродуманного и скучного сюжета, а Крису только и осталось играть его.

Кстати, именно этот топорный и упрощенный образ скандинавского бога делает первое появление Тора в «Мстителях» крайне нелепой и непродуманной сценой, призванной хоть как-то ввести персонаж Хемсфорта в фильм раньше финальной битвы. Хотя, если подумать, Бога Грома можно было просто пригласить в команду — у него были причины помочь супергероям. В итоге же, перед нами еще один пример слабого планирования в угоду упрощенному сюжету и экшен-составляющей. Да, именно так — ранний ввод Тора позволяет увеличить долю экшена, пришедшуюся на середину фильма, как минимум, на треть. Не повезло и Нику Фьюри (Nick Fury) в исполнении Сэмюэля Л. Джексона (Samuel L. Jackson), сошедшему как будто со страниц The Ultimates, который, по воле сценаристов, из хитрого манипулятора превратился в человека веры и идеи, вся необходимость которого сводится лишь к тому, чтобы произносить пространные речи о героизме и один раз крайне своевременно воспользоваться гранатометом.

Вообще,  «Мстители» — крайне неоднозначный фильм. Все актеры играют свои роли с душой и пониманием тех образов, что им достались, но некоторым сам сюжет не дает раскрыться в полную силу. Некоторым, наоборот, позволяет сиять настолько ярко, что созданные на широком экране персонажи забирают на себя всё зрительское внимание и симпатии. К несчастью, это та цена, которую приходится платить, снимая  «Мстителей» в рамках, заданных кино-вселенной Marvel. Чего стоит один доктор Брюс Бэннер (Bruce Banner), он же Халк (Hulk), в исполнении Марка Руфало (Mark Ruffalo). Тот же Бэннер в исполнении Эдварда Нортона (Edward Norton) не идет ни в какое сравнение с тем комплексным и сложным персонажем, которым его изобразил Руфало.

На фоне сказанного выше, выделяется Локи (Loki) — главный антагонист фильма. Крайне печально, что Тому Хиддлстону (Tom Hiddleston) досталась столь серая и никчемная версия персонажа. Где тот хитрый манипулятор, так полюбившийся нам в комиксах? Где та сложная и многоуровневая личность, когда ты до конца не знаешь, хороший Локи или плохой? Где всё то, что, без сомнения, под силу сыграть Тому, который умудряется вложить душу даже в эту блеклую тень бога Локи? Но вместо этого — комплекс неполноценности, повествование об измученной душе, абсолютно нелепое планирование и подход к реализации собственного плана и, на закуску, — Халк. Хотя сцена противостояние бога и монстра действительно неожиданна. Она проста, но гениальна в своей кульминации. Зал аплодировал стоя и это было оправдано.

На самом деле,  «Мстители» совмещают в себе много плюсов, хотя и немало минусов, и ваше восприятие фильма напрямую зависит от того, что вы ожидаете увидеть на большом экране. Простой боевик с элементами комедии? Продолжение уже вышедших экранизаций творений Marvel? Или самую лучшую экранизацию комикса из возможных? Ведь если Кристофер Нолан смог сделать подобный фильм, то… А что — то?

«Мстители» замечательны в плане экшена и командной динамики, но страдают из-за местами непроработанного сюжета и самой концепции переноса комиксов на большой экран, заданной предыдущими фильмами линейки экранизаций комиксов Marvel. Это хороший развлекательный фильм и удачный боевик. Но стать чем-то большим и выйти за грань, которая обычно ограничивает пласт экранизаций комиксов, у «Мстителей», увы, не получается, несмотря на талантливейших актеров.

После окончания фильма остается странное послевкусие от того, каким мог бы стать фильм, если бы команда, работающая над проектом, была чуток смелее, дополненное тем фактом, что в фильме всё же есть моменты, которые можно пересматривать снова, снова и снова. А сюжет? Часто ли нужен сюжет комиксу, с практически идеальным рисунком?

Вместо послесловия: 

В  «Мстителях» есть небольшой отрывок, уделенный Российской Федерации. Придирчивый зритель тут же отметит, что команда фильма в очередной раз плохо сделала свою «домашнюю работу», и допустила ряд пусть не критичных, но ошибок. Не придавайте этому значения — это действительно мелочь.

Как это часто бывает, локализация для российского зрителя не столь хороша, как бы того хотелось. Дождитесь появления Чёрной Вдовы (Black Widow) и сами это поймете.


После просмотра хочется увидеть продолжение, но нет, не «Мстителей», а сольных (или не совсем) приключений героев. Брюс Бэннер и Тони Старк составляют великолепный дуэт, причем настолько сложный и интересный, что так и хочется увидеть фильм, включающий в себя историю именно этих двух персонажей. А из истории Черной Вдовы и Сокола (Hawkeye), в исполнении Скарлет Йохансон (Scarlett Johansson) и Джереми Реннера (Jeremy Renner), вышел бы замечательный шпионский боевик. Да и сольные приключения Капитана Америки уж явно не будут лишними. К несчастью, «Мстители» ещё раз убеждают меня в том, что продолжение Тора стоит ждать лишь в случае изменения подхода к подаче героя зрителю, и создании более целостного и продуманного сценария для второго фильма о сольных похождениях полубога. Пока что судьба этого героя в киновселенной Marvel кажется мне наименее перспективной.

Читайте ранее:
Новый арт Before Watchmen

Не 52 едиными, кроме прогулки по студии и арта новой волны, Buzzfeed поделились и...

Закрыть