Доброго времени суток, повёрнутые гикстеры. В целях представления себя (хе-хе) скажу о том, что в обозримом будущем собираюсь знакомить вас с незаурядными, андерграундными, выбивающимися из общей колеи, а также тематическими и жанровыми фильмами. Никакого Голливуда и никакого мейнстрима. Сегодня в стартовой статье я решил познакомить вас с моими впечатлениями о некоторых картинах завершившегося накануне международного кинофестиваля “Листапад”, проходившего с 5 по 12 ноября в столице Беларуси, городе Минске.

Новая команда ивента (к слову – небольшая группа энтузиастов) в этот раз действительно потрудилась на славу и представила на суд неискушённой белорусской публики по-настоящему широкий спектр киноопусов в разных секциях программы, охватывающий как типично жанровые работы, так и вычурный экспериментал. В программу фестиваля вошли участники кинофорумов в Каннах, Венеции, Берлине, Ситжесе и Торонто (полный список фильмов можно посмотреть на сайте www.listapad.com). Первым я посетил показ ирландской картины режиссёра Ребекки Дейли, которая оказалась для меня в итоге наиболее значимым и любопытным фильмом “Листапада”.

*** 

THE OTHER SIDE OF SLEEP (“Обратная сторона сна”) – 2011 г., Ирландия, реж. Ребекка Дэйли

Фильм-загадка, фильм-саспенс, фильм-эксперимент. Определённо, это очень необычная и талантливая киноработа. Молодая девушка-интроверт Арлин страдает сомнамбулизмом (вероятнее всего предположить) из-за потери своей матери, которая была убита в далёком детстве. Внезапно в маленьком городке, где она живёт, ночью происходит убийство другой девушки, очень похожее по обстоятельствам на события, связанные со смертью матери Арлин. И тут уж волей-неволей наша героиня начинает разбираться в себе и загадочных вещах, которые связаны с преступлением. Что примечательно, картина лишена всяческих экскурсов в прошлое Арлин в виде каких-нибудь неприглядных флешбеков, вся нужная зрителю информация передаётся через короткие диалоги или многозначные жесты и мимику персонажей. Несмотря на то, что фильм для восприятия достаточно сложен, у меня не осталось ощущения того, что Ребекка Дейли недосказала мне чего-то важного.  Всё выглядит ровным, законченным и… несколько головоломным. Интересно также и то, что режиссёр концентрирует своё внимание не на трендово-опостылевшем отношении “сон-реальность”, а на действиях, совершаемых Арлин сознательно и бессознательно. То есть в фильме нет сна как элемента нарратива. Это также придаёт ленте своеобразную свежесть. Очень тонко раскрыт характер главной героини. Здесь авторы сделали акцент на инстинктивно-эмоциональных связях девушки с другими людьми. Впечатлило. Скажу ещё и то, что как бы “детективненько” не выглядел старт фильма, действа в нём – мизер. Всё вращается вокруг внутреннего состояния Арлин (один из организаторов фестиваля, представлявший фильм, сказал, что это картина о превращении девушки в женщину, о взрослении, но мне показалось, что данная тема не тянет на лейтмотив). Другими словами, подчёркиваются не действия, а настроение, в котором, по сути, варится этот северный по характеру медитативный полудетектив.

 Как итог – получился достаточно своеобразный сомнамбулический густоатмосферный сказ-саспенс с приветами Дэвиду Линчу и Альфреду Хичкоку (вот уж где верные ориентиры), но с собственным выделяющимся авторским почерком, увидя который где-нибудь ещё, можно будет точно сказать: “Да, этот фильм явно в духе дебютной работы Ребекки Дейли”. Добавлю, что ирландская дебютантка мирового кино открывала своим фильмом каннскую программу “Двухнедельник режиссёров” этого года, в которой демонстрируются перспективные ленты начинающих творцов, а также попала в основной конкурс-лист фестиваля фантастических фильмов в Ситжесе. Вообще, я очень рад, что мне удалось попасть на это замечательное кино (всё ещё крутится в голове), и с большим удовольствием после сеанса надорвал листик напротив оценки “выдатна” (кто не в курсе – белорусское “отлично”). Талантливой ирландке искренне желаю удачи и дальнейшего творческого прогресса, а всем гикстерам-киноманам – скорейшей возможности увидеть по-настоящему свежую трансляцию идей мэтров мирового кино.

Score: 9/10

 ***

Вторым в списке оказалась биографическая историческая драма немца Криса Крауса, знакомому узкой публике по своей предыдущей работе – музыкальному мальстрему VIER MINUTEN (“Четыре минуты”).

POLL / THE POLL DIARIES (“Дневники из Полла”) – 2010 г., Германия-Эстония, реж. Крис Краус.

Сюрприз. Уж чего-чего, а крепкого европейского жанрового фильма в конкурсной программе увидеть я не ожидал. События картины разворачиваются в преддверии Первой мировой войны на территории Эстонии в “резиденции” (если так можно обозвать великолепное сооружение на сваях у моря и лесопилку, переоборудованную под лабораторию для биологических исследований) профессора в отставке, утратившего своё звание и жену, но женившегося снова. Основной героиней фильма является Ода – несовершеннолетняя дочь отвергнутого обществом учёного, которая прибывает из Берлина на похороны матери и остаётся жить у своего отца. День за днём она убивает время, изливая свои мысли в единственно близкий на чужой территории предмет – маленький дневничок. Несмотря на свой возраст, Ода многое понимает. Ей противно то, чем занимается её отец, ей чужда новая мать и новый образ жизни. Всё это фамильное действо развивается на фоне межнационального конфликта между русскими, контролирующими эстонские земли, немцами и, собственно, эстонцами, недовольными своей зависимостью от чужих лап. Отец Оды Эббе едва ли не ежедневно получает от русских военных сырьё для своих экспериментов в виде мёртвых немецких анархистов, подвергающихся повсеместному истреблению со стороны русской армии. И вот в один ничем не примечательный день в жизнь Оды вторгается раненый немец, потерявший своих товарищей в результате облавы и обнаруживший убежище на территории семейных владений. Ода начинает тайно за ним ухаживать, а он становится единственным лучиком света в жизни подростка… Стоит ли говорить после этого о том, что фильм получился предельно романтичным и драматизированным? А вот о красоте упомянуть явно нужно. Классические нотки и удивительные пейзажные кадры придают кинокартине особый шарм, отчего она смотрится с какой-то необъяснимой лёгкостью на душе. Зрительный зал был полон, и ни один человек не ушёл с просмотра, а это о чём-то да говорит. Статный седовласый немец Крис Краус зафиксировал поразительно увлекательную историю для широкой аудитории, в которой каждый из зрителей найдёт что-то своё: будь то близость с одним из характеров героев или попросту великолепный рассказ. К сожалению, остаться на постскриннинговое общение с режиссёром мне не удалось, однако покидающие вместе со мной кинозал журналисты, обсуждая этот фильм, говорили о том, что это биографическая история кого-то из родственников Крауса. Очень может быть.

Score: 7,5/10

 

 

*** 

SWANS (“Лебеди”) – 2011 г., Германия-Португалия, реж. Хьюго Вийера Да Силва

Графоманская и растянутая как жвачка история о том, как сексуальная энергия подростка посредством прикосновений и прочих невербальных контактов способствует выходу из комы его смертельно больной матери. Португальский режиссёр явно не раз пересматривал работы Михаэля Ханеке (в фильм беспардонным образом интегрирована сцена на автомойке из “Седьмого континента”; ко всему прочему, фамилия семейства, состоящего из отца и сына, получилась ну очень говорящей – Хеннике) и решил изобразить нечто похожее в визуальном плане. Холодно-отстранённые, статичные кадры доминируют на протяжении всего фильма. Иногда картинка становится невероятно фотореалистичной в лучших традициях кино берлинской школы. Но увы, визуальная составляющая картины – это едва ли не единственное, о чём можно говорить после просмотра. Так как остальная ахинея с беспорядочной невербаликой, трансгендерностью и поразительно медленными и графоманскими фотокадрами вызывает недоумение, граничащее с раздражением. Скрыть медитативное и упоенное размазывание вязкой безвкусной субстанции по хронометражу португальцу не удалось. Более того, вся эта чехарда выглядит ну очень назойливо и лишь выделяет кислотным цветом творческую беспомощность автора.  Копаться в его выдумках и аллюзиях нет никакого желания и смысла. Полуминутная сцена мастурбации “как есть” и транссексуальные замашки – это очень высокохудожественно. Ага.

Score: 2/10

 

***

R U THERE? (“Ты здесь?”) – 2011, Нидерланды-Тайвань-Франция, реж. Дэвид Вербеек

Голландско-тайваньский поверхностный взгляд на проблематику виртуальной реальности. Как оказалось, по-прежнему модно настаивать на том, что в жизни родимой всё намного тяжелее, чем в компьютерной игре. В одном случае – два клика, в другом – годы. Лейтмотив этой драмы-не-без-саспенса (местами вспоминается VINYAN (“Душа”) Дю Вельца) именно таков. О ханекевских глубинах исследования гиперреальности и заикаться не приходится, несмотря на, казалось бы, очень многозначительные паузы в повествовании и трендовую концовку в стиле “думайте, как хотите”. Однако в целом фильм получился на удивление приятным. Вялотекущий уан-мэн-трип нет-нет да и показывает, что интересное фестивальное кино можно снять даже с аморфно-устаревшей идеей в арсенале. Грамотно рассказанная история и неплохая техническая реализация (правда, с блюром всё же перебор) делают своё дело. Предположу, что данный фильм претендовать ни на что не будет. Но это не отменяет того факта, что его можно посмотреть и получить удовольствие. Это, скорее всего, один из подарков девизу нынешнего “Листапада” (с широко открытыми глазами). В меру качественно и интересно, но легкоусваиваемо и поверхностно. Кстати, поклонникам SECOND LIFE посвящается.

Score: 6/10

 

***

BELI, BELI SVET / WHITE, WHITE WORLD (“Белый, белый свет“) – 2010 г., СербияГерманияШвеция, реж. Олег Новкович

Неинтересная драма неинтересных людей. Кому-то снова не даёт покоя тематика кровосмешения, и этот “кто-то” решил взять сей аленький цветочек-твист в свою оранжерею-драму. Вот только без цветочка “кина” бы не получилось (в отличие, например, от талантливого венгерского фильма DELTA (“Дельта”)). Не в меру надрывная и назойливая чернуха-бытовуха не просто отбивает желание проводить аналогии с современным обществом (всё-таки в биографии режиссёра утверждается, что он заинтересован социальной проблематикой), а даже побуждает наклеить на экран стикер “художественная беспомощность”. Однообразные песни-порывы-души, которыми разбавлена бедняцкая повседневность, лишь усугубляют положение вещей. Антисанитарный фильм. Перед просмотром рекомендую принять надлежащие меры.

Score: 3/10

 

 ***

Ну и с особым нетерпением я ждал в любимом кинотеатре ночного сеанса нового фильма Александра Зельдовича, выполненного в эстетике недалёкого будущего, который наделал немало шума в российской (и не только) кинообщественности, будучи представленным на Московском кинофестивале и отобранным в конкурсную программу каталонского фестиваля фантастических фильмов.

 

TARGET (“Мишень”) – 2011 г., Россия, реж. Александр Зельдович

Красочнейшее эмоциональное полотно, на котором режиссёр картины Александр Зельдович произвёл сумбурные, но уверенные движение кистью, обыгрывая так или иначе классические философские вопросы на фоне недалёкого будущего (которое, собственно, является метафорой настоящего). В фильме в разной степени затронуты темы противостояния рационального и иррационального в человеке, возможности построения идеального общества, определения границ человеческого счастья, а также цены безвозмездного приобретения разнородных человеческих качеств вопреки нашей природе. И пусть критики упрекают кино за отсутствие некого идейного стержня-монолита, режиссёру нужно отдать должное: наклёвок для размышлений он оставил целый вагон, не растеряв по пути эмоциональных красок. Без зазрения совести я могу (и хочу) назвать “Мишень” идеальным фильмом-катализатором. Указывая лишь направления ответов на вышеупомянутые вопросы и никоим образом не навязывая какое-то своё видение этих проблем, Зельдович максимально удачно предоставляет зрителю повод для размышлений, которые текут уже вне зависимости от конкретных действий персонажей картины. А это дорогого стоит. Для успешного постпросмотр-эффекта нужно лишь немножко структурировать весь театрализованный сумбур у себя в голове. Сто пятьдесят минут экранного времени пробежали вмиг. Действительно хороший постмодерн-блокбастер, который в принципе можно и нужно назвать событием в мире российского кино. К слову, уже сейчас доступен DVD с фильмом, так что после этого призываю ещё раз прочесть предыдущее предложение. “Мишень” – интеллектуальный фильм европейского уровня, который способен заинтересовать гикстеров-киноманов как привлекательным сеттингом, так и круговертью физически ощутимых эмоций.

Score: 7,5/10

 

***

Заканчивая свой микроотчёт, хочу обратить внимание на то, что принимаю абсолютно любые замечания как по форме изложения, так и по оформлению. Хорошего кина вам, гикстеры. Stay tuned!

  • шляпа борода

    всьо что происходит в Минске автоматически становица отстойным)

  • Leyto

    Чего же так вдруг?

  • synthiemind

    Тересна, каким образом это касается непосредственно фильмов? Тем более, что фест получился невероятно красочным.

  • шляпа борода

    ну назови хоть чтонибудь хорошо из минска)

  • шляпа борода

    да я это какбэ в шутку ляпнул)

  • шляпа борода

    хорошого*

  • Leyto

    Бездредофф =)

Читайте ранее:
Вам и не сНИЛось… или рецензия на комикс Sandman

На протяжении многих лет ведется спор: считать ли комикс искусством? Может ли он тягаться...

Закрыть