Что такое «невидимый стиль» съемки и зачем он нужен? Чем опасна тенденция наделять плохишей далекими от нормы телами? В чем секрет кинематографического отеля «Оверлук» из «Сияния»? Как режиссеры повелевают временем, тем самым меняя настроение картины? Откуда в диснеевских мультфильмах расистские намеки, и как Пентагон влияет на посыл американского кино? Новый комикс издательства МИФ, «Как устроено кино», спешит разложить по полочкам все то, что вам всегда хотелось узнать, и даже то, о чем вы не догадывались спросить.

Эдвард Росс, художник, иллюстратор и киновед из Эдинбурга, – человек, трепетно любящий и восхваляющий кинематограф, о чем он сам и заявляет в трогательном предисловии к комиксу. И идея познакомить читателя поближе с автором этого путешествия по миру кинематографа становится отличным решением, ведь именно нарисованная версия Росса будет вести нас по подчас запутанным кинотропам. Благо, способ он выбрал, наверное, самый для этого подходящий.

Последнее время стало невероятно модно объяснять любую тему, будь то экономика или мировая история, с помощью комиксов, но в данном случае, этот прием работает еще более естественно и непринужденно. Ведь, по сути, кинематограф, это и есть ожившие однажды картинки, поэтому симбиоз из фильмов и комикса – идеальное сочетание, помогающее в секунду вспомнить нужный кадр и взглянуть на него со стороны только что полученного знания. Особенно полезным это становится тогда, когда Росс доносит до читателя серьезный киноведческий взгляд на то, что мы обычно привыкли рассматривать как зрители, пришедшие за зрелищем и развлечением. Стоит предупредить сразу – касается это практически каждой страницы из довольно внушительных двухсот восьми.

Нельзя назвать «Как устроено кино» комиксом чисто развлекательным. Да, автор делится кучей интересных фактов о создании фильмов и даже иногда играет с читателем в игру «а сколько отсылок на этой картинке найдешь ты». Но при всем при этом, основная цель Росса – углубить наши знания о кинематографе и показать, что кино – это не только взрывы, кассовые сборы и спецэффекты. Намеренно разделив книгу на семь глав, он постепенно рассказывает о теории и истории кино с разных, но равнозначно важных сторон. Так, например, глава «Глаз» показывает, как зарождался кинематограф, объясняет, что такое «мужской взгляд», и как киноволшебники помогают зрителю поверить и втянуться в происходящее на экране. Иногда информации становится настолько много, что хочется завести тетрадь и начать писать конспекты, сравнивать с просмотренными фильмами и анализировать, изучать, находить все новые грани. Даже стиль рисунка работает, в первую очередь, на познавательную направленность книги; черно-белые кадры достаточно просты, и в то же время узнаваемы, чтобы читатель несильно отвлекался от сути текста.

Интересно исследование еще и тем, что Росс почти нигде не останавливается лишь на разборе киноиндустрии. Он постоянно ищет точки соприкосновения кинематографа с другими сферами жизни людей: историей, социологией, политикой, что достигает своего апогея в главе «Идеология и власть». Чтение прямо-таки заставляет серое вещество работать, не переставая, отчего процесс становится еще увлекательнее. Здесь, кстати, очень пригодятся примечания в конце книги, которые мы советуем читать параллельно со страницами комикса; там таится еще немало нового и интересного.

В целом, порекомендовать комикс «Как устроено кино» мы хотим всем тем, кто так же отчаянно влюблен в кинематограф, как и создатель книги. Всем тем, кто хочет пополнить свои теоретические знания в этой области и научиться смотреть кино и видеть чуть больше, чем просто зритель. А также тем, кому необходимо пополнить свой, бьемся об заклад, и так немаленький список «что посмотреть» новыми пунктами. Обширная фильмография на более чем триста отличных картин займет еще не один вечер после прочтения книги.

Редакция благодарит издательство «МИФ» за предоставленный экземпляр книги!

Сохранить

Сохранить

Читайте ранее:
Это он, это он! К нам приходит «Зиланткон»!

Если вы уже пришли в себя после Comic Con Russia, а до AVA Expo...

Закрыть