Хорошая фантастика – это не про фантастику, а совсем наоборот. То есть, хорошая фантастика – это уместное фантастическое допущение, которое в полной мере смогло бы раскрыть идею автора; сегодня, это все чаще –  социальный комментарий.

Комикс “Деревья” Уоррена Эллиса и Джейсона Говарда социальным комментарием не просто не обделен, он им кишит как болото головастиками в жарком мае. Изначально выпущенный Image в 2014 году, в 2018 он был адаптирован и издан на русском языке издательством Fanzon, входящим в состав “Эксмо”. Изначально идея фантастического романа о деревьях, которые на самом деле никакие не деревья, принадлежит Эллису, уже зарекомендовавшему себя как не только коммерчески успешного, но и глубокомысленного автора. Его самая известная, пожалуй, на сегодня работа – это, конечно, “Трансметрополитен”. Вне всяких сомнений – звездой, которой дали денег под проект очередного “инопланетного вторжения” был именно он, успевший также поработать и с Marvel, и с DC, и с Vertigo; на его успешных комиксах базируются фильмы “Red” и “Железный человек 3”. Ну, в общем, вы поняли: Уоррен Эллис тянет. Его коллега по “Деревьям” Джейсон Говард, хоть и принимал участие в нескольких масштабных проектах таких как “Превосходный человек-паук”, The Astounding Wolf-Man, “Неуязвимый”, все же был в рамках очень коньюктурного художественного запроса. Поэтому нет ничего удивительного, что идея совместной работы принадлежала именно ему. Интересно другое: именно художественная часть “Деревьев” обладает наибольшей силой.

Сегодня “Деревья” – это 2 книги, включающие главы с 1 по 8 и с 9 по 14 соответственно. Причем, это касается и оригинальных изданий. С тех пор как в августе 2016 года свет увидел второй том, от Уоррена Эллиса – ни слуху, ни духу. Изначально планировавшиеся 23 главы, видимо, будут еще долго ждать своего часа, потому как в 2017 году авторы (если верить интервью) взялись за работу над телеадаптацией для NBCUniversal International Studios и продюсерской компанией Тома Харди Hardy, Son & Baker. При этом весь первый том – это, скорее, увертюра к непосредственному повествованию, в которой нас знакомят с главными героями, правда не всегда. Эллис по отношению к своим персонажам иногда даже более бескомпромиссен, чем небезызвестный бородач, который тоже все никак с последней книгой не разберется.

Повествование развивается очень неспешно, несмотря на постоянное действие. Отчасти причина в пяти различных сюжетных арках, связанных даже не с конкретными людьми, а скорее с локациями в разных частях света. Так героями этих арок становятся и не сами их герои, а места – города в которых приземлились и проросли гигантские деревья. При этом Эллис в книге поднимает такие остросоциальные темы, как политические интриги, международные конфликты, угнетенную роль женщины в современном обществе (и это, прошу заметить, за 4 года до харрасмента) и проблемы гомосексуалистов и трансгендеров, куда ж без них. Однако тут стоит осечься: в “Деревьях” последние не ради красного словца и социального комментария как такового, они действительно двигают сюжет. А двигаться он начнет на самом деле лишь ко второму тому, так что если вы задумались над прочтением, – одним томом не обойтись. Никак.

Это, увы, все что я могу действительно ценного сказать о сценарии Эллиса. Вцелом все его персонажи основаны на стереотипах: национальных, генденрных и социальных. Ученый – обязательно гениальный и сумасшедший, гей – непременно художник, а художник – непременно гей, женщина – само собой, содержанка с замашками феминистки, а политик… ну, не в нашем государстве про политиков рассказывать.

Чем действительно цепляет книга, так это рисовкой. Художественная часть на таком высоком уровне, что даже грубый рисунок в стиле репортажной, даже стрингерской зарисовки меня не отпугнули, хотя я поклонница исключительно чистых линий. Полнота иллюстрации здесь достигается за счет остальных аспектов. Художественный стиль Говарда, вероятно, впервые за всю его карьеру отражает внутренние порывы художника, а не запрос. Совмещая рваный со множеством штрихов рисунок и плотную однотонную заливку, он добивается одновременно двух целей: во-первых движения сюжета и разбивки по локациям, а во-вторых эмоционального наполнения кадра.

Панели, полосы, а иногда и целые развороты оказываются заполненными, полностью, одним единственным цветом, иногда с оттенками, а иногда и без, в котором тонет все происходящее. Особое внимание Говард уделяет изображению или “не изображению” снега на Шпицбергене. Включая в кадр или полосу контрастные цвета, он играет с восприятием читателя, изменяя угол зрения на фигуру и фон в рисунке.

К сожалению, в выходной информации не указано, кто именно из редакторов работал над адаптацией шрифтов и леттеринга, который по сути в “Деревьях” все равно сводится к шрифту, но она самая близкая из всех, что я видела у всех издательств. В леттеринге есть что-то от плакатной живописи начала прошлого века: такого же грубого, рубленого и угловатого как и сама эта история.

Перевод Анны Бояршиной оставляет самые приятные впечатления, как и оформление обоих томов. Плотная глянцевая бумага уже давно стала нормой для качественных тайтлов, а вот работа с краской – увы, нет. Даже у самых именитых и зарекомендовавших себя издательств, нередко можно заметить следы типографского порошка на страницах, оставляющих неприятные ощущения на пальцах. Ни в одном из моих экземпляров этого не было, что особенно радует, поскольку я аллергик.

На дополнительные материалы книги не богаты: в обоих томах представлены только обложки глав. В самом тексте от них решено было отказаться ради целостности повествования, что весьма занимательно, поскольку все оно – это лоскутное одеяло, но в то же время такой ход позволяет истории не рассыпаться на части, делая ее похожей на мандаринки в авоське (они кстати снова в моде).

Купить на book24

Оригинальное название: Trees

Авторы: Уоррен Эллис, Джейсон Говард

Перевод: Анна Бояршина

Переплет: твердая обложка

Формат издания: 283×180 мм

Количество страниц: 168

Год издания: 2018

Издательство: Fanzon

Возрастной рейтинг: 16+

ISBN: 978-5-04-094468-2

Купить на book24

Оригинальное название: Trees

Авторы: Уоррен Эллис, Джейсон Говард

Перевод: Анна Бояршина

Переплет: твердая обложка

Формат издания: 283×180 мм

Количество страниц: 128

Год издания: 2018

Издательство: Fanzon

Возрастной рейтинг: 16+

ISBN:978-5-04-095321-9

Вердикт:
В общем и целом, книга захватывает. Ее хочется читать, она вызывает интерес и любопытство. Каждая тайна открывает дверь в новую тайну и ответ кажется ещё более заманчивым, чем в прошлый раз. В визуальном отношении - это одна из наиболее интересных работ, которые сегодня есть на российском рынке.
8.5Общая оценка
сюжет7.5
рисунок9.5
перевод9
качество издания9
ценность для отечественного рынка8
ценность для жанра8
Читайте ранее:
Тим Силли займется сольником Шаттерстара

Shatterstar – такое название получила новая лимитированная серия комиксов Marvel, посвященная одноименному персонажу. История...

Закрыть