Внимание! Текст содержит незначительные спойлеры сюжета фильма.

Отложенная отечественная премьера «Чёрной Пантеры» стартовала на фоне удивительных побед фильма. Кассовые сборы уже побили результаты конкурентов, а отзывы на «томатах» выглядят слишком оптимистично даже для проектов от Marvel Studios. Главным успехом фильма многие критики называют актёрский состав, который почти полностью состоит из черных актёров. Это создаёт немало споров вокруг насаждения толерантности, которая вызывает негативную реакцию со стороны многих отечественных фанатов. А ведь фильм может похвастаться массой интересных идей и концепций!

Зрители уже знакомы с Т’Чалой, новым королём Ваканды. После гибели отца, он стал одним из ярчайших героев фильма «Первый мститель: Противостояние». Теперь героя ждёт дорога домой, где ему предстоит сообщить печальные новости своей семье и пройти через церемонию коронации. Только после этого он станет полноценной Черной Пантерой – легендарным героем, который на протяжении всей истории Ваканды защищал её и наводил порядок.

Ваканда — древнее государство, скрытое от глаз посторонних. Всё дело в том, что много тысячелетий назад на место, где будет образовано государство, упал метеорит из вибраниума, самого ценного металла в галактике. Ограждённые от мира горной грядой, вакандийцы решили скрыть свои тайны. Это позволило жителям Ваканды уйти далеко вперёд в развитии, по сравнению с другими цивилизациями, и сохранить свою культуру. Центр страны усеян необычными небоскрёбами, медицина легко исцеляет даже сложные болезни, а на путешествия через весь мир уходят минуты, благодаря футуристичным летательным аппаратам.

Чёрная Пантера – Ваканда (Geekster.ru).jpg

По сути, на этой идее афро-футуризма и выстроен весь фильм Райна Куглера, ради нее отбрасывается всё лишнее. Многие комментаторы в Сети наперебой стали говорить, что фильм уникален и непохож на другие работы студии. За прошедшие десять лет такие замечания уже не удивляют: критики хвалят почти каждый фильм студии, каждый раз говоря об уникальности. Но в этот раз спорить будет сложно. Например, от хвалёного, но уже приевшегося фирменного юмора осталось ровно 3-4 комичных ситуации на весь фильм. Но фоне предшествующего «Тора 3» он может показаться серьёзным триллером, но на деле фильм получился лёгким и светлым. Просто для создания такого эффекта Куглер не стал использовать юмор, сосредоточившись на других темах.

Сходная судьба коснулась и экшена. Авторы предыдущих фильмов нередко пытались удивить зрителя необычными боевыми сценами, хотя после «Противостояния» это стало непростой задачей. Понимая это, создатели «Чёрной Пантеры» не стали тратить силы на необычную хореографию боёв. Сцена погони в Пусане выглядит ярко, её вполне хватает для развлечения зрителя. Но едва ли её можно считать новым словом в жанре. Даже финальное сражение в Ваканде выглядит местами интереснее, хоть и используется, скорее, как фон.

Чёрная Пантера – Киллмоенгер (Geekster.ru).jpg

Во время просмотра сложно уловить эти изменения, ведь фильм не просто выбрасывает какие-то части из привычной схемы, но пытается привнести что-то новое. Все кинокартины Marvel старались нащупать что-то оригинальное в визуальном плане. Режиссёр Райан Куглер решил остановиться на эстетике афро-футуризма, которая так удачно подходит истории «Чёрной Пантеры». Хотя Ваканда и опередила остальной мир на десятилетия, художники и дизайнеры потрудились над тем, чтобы придать фильму узнаваемости. Местная архитектура выстроена на стыке привычных африканских мотивов и классического представление о мире ближайшего будущего. Даже гаджеты, которые десятками конструирует Шури – гениальная младшая сестра Т’Чалы, – напоминают привычные африканские артефакты. Например, там, где Тони Старк носит чемодан с новейшей моделью Железного Человека, Черной Пантере достаточно небольшого ожерелья с металлическими зубами. При встрече мало кто обратит внимание на подобную безделушку на шее собеседника. Подобные решения распространяются на все элементы фильма. Если на первых минутах будет возникать желание сравнить Ваканду с космическими фильмами франшизы, то к финалу её уникальный стиль не удастся спутать ни с одним другим местом в киновселенной Marvel.

Но за необычной картинкой Куглер не теряет и начинки, которая помогает блокбастеру не превратиться в очередную жвачку. Главной темой, которая явно прослеживается и в последних комиксах о персонаже, и в предыдущих работах режиссёра, становится судьба черного населения планеты. Для начала он даёт понять, что оно также неоднородно, как и белое. Никто ведь не ставит знак равенства между чопорным англичанином и эмоциональным итальянцем — общий континент не стирает границы между народами. Так и в Ваканде нет единого правящего народа. Жители этого государства делятся на пять племён, одно из которых ушло в добровольное изгнание, а остальные выстраивают свою собственную культуру. Чем дольше идёт фильм, тем больше различий видит зритель. Но и это не всё. Киллмонгер – антагонист фильма – наследник афроамериканской культуры. Он несёт в себе идеи прогресса, который не видит никакого смысла в давних традициях культуры Ваканды. Его представление о судьбе государства выглядит совершенно иначе, но в них легко разглядеть чаяния наиболее радикальных черных жителей Америки, которые устали от полицейского произвола. Противостояние Т’Чалы и Киллмонгера таким образом иллюстрирует и два подхода к распространению культуры по всему миру. У насильственной экспансии есть альтернатива, к которой в конечном итоге и приходит главный герой. Но именно суровая жизнь соперника помогает ему найти необходимые ответы перед важным финальным решением. Этот поворот, кстати, выделяет антагониста на фоне остальных злодеев Marvel Studios, которые выглядят блекло, забываясь уже к следующему фильму.

При всём при этом фильм получается на удивление человечным. Т’Чала — молодой король, которому ещё только предстоит отыскать свой путь. Черная Пантера — хранитель целого государства, от его действий зависит не только судьба родных, но и всего населения Ваканды. Правление — это не всегда череда героических поступков. Ему придётся решать вопросы самых разных сторон жизни его народа, а значит, поиск верного пути никогда не закончится. По опыту отца он знает, что без ошибок по этой дороге не пройти.  Эти сомнения, ошибки и переживания делают Т’Чалу куда уязвимее, а потому человечнее и понятнее, по сравнению с другими героями.

Чёрная Пантера – главные герои (Geekster.ru).jpg
Читайте ранее:
Новые актеры для «Карателя»

Второй сезон сериала «Каратель» для Netflix пополнился несколькими новыми актерами. В сериал влились Флориана Лима, Джорджиа Уигхем и Джош Стюарт....

Закрыть