Вы когда-нибудь задумывались о том, что отличает кино от театра?
Дело не только в крупном плане, перспективе и стиле актёрской игры – есть различия более тонкие, но уловимые уже на уровне сценария. Давайте разберёмся. Театральный персонаж – как лубочная картинка, очень схематичный и угловатый, с одной-двумя яркими чертами характера. До недавнего времени эта угловатость просачивалась и в киносценарии. Вспомните боевики восьмидесятых и попробуйте найти принципиальные отличия героев Шварценеггера и Сталлоне. Есть что-нибудь вразумительное?

Сейчас в персонажах зритель хочет видеть прежде всего самого себя, а сценаристы готовы сломать пару десятков клавиатур, пытаясь добиться того самого эффекта погружения. Как быстрее всего приблизить героя к реальному человеку? Конечно, придумать ему недостатки. А что будет, если недостатков у него станет больше, чем достоинств?Gone Girl

Как выяснилось, будет хорошо. Картины про «засранцев» занимают приличный кусок проката и не зря – наблюдать за такими героями необычайно интересно. При создании хорошей драмы сценаристы используют те недостатки героев, которые мало связаны с их первоначальным образом. Вовремя показанный «случайный» недостаток сильно влияет на характер персонажа и способен изменить отношение зрителя к нему.

С успехом прокатившаяся по миру «Исчезнувшая» в очередной раз доказала это. Финчер умело сыграл на контрасте восприятия, меняя отношение к героям в ходе повествования. И хотя большинство персонажей так и остаются «засранцами», воспринимаешь их совершенно иначе: перед тобой живые люди, пусть и полные дерьма. Точнее, они живые, потому что полны дерьма.

Реакция зрителей на конфликт «Исчезнувшей» видна невооружённым глазом: женщины понимающе ухмыляются, в душе ощущая некоторое родство с Эми, а мужчины нервно поправляют галстуки, вместе с Ником чувствуя, как затягивается обвитая вокруг шеи верёвка. Дело вовсе не в том, что все женщины на сеансе были стервами, а мужчины – изменщиками. Обнажив свои недостатки, герои ожили и буквально заставили зрителей смотреть на мир своими глазами – глазами стервы и неверного мужа.

Обратный пример. Чем не угодила зрителям «Серена»? Фильм стильный, игра актёров на уровне, разве что рука оператора предательски дрожит. Почему рейтинги такие низкие?  Потому что фильм наполнен персонажами-архетипами. Брэдли Купер – честолюбивый бизнесмен, Дженнифер Лоуренс – импульсивный мужик в юбке, Рис Иванс – нелюдимый охотник… Герои начисто лишены хоть какой-то глубины. Их недостатки являются лишь дополнительными клише, подчёркивающими архетип.Serena

 Наблюдая за персонажами-архетипами чувствуешь лёгкий привкус ностальгии. Возможно, вы даже получите удовольствие от просмотра, но герои в таком фильме навсегда останутся всего лишь лубочной картинкой, пускай и мастерски сделанной.

А вот последний актёрский успех Джейка Джилленхола напрямую связан с недостатками его персонажа. «Стрингер» – это ода человеку, взращённому Интернетом. В погоне за свежей информацией журналист не остановится ни перед чем. Он циничен, иной раз не брезгует прогнуться перед начальством и совершенно лишён хоть каких-то моральных установок. А теперь попробуйте сказать, что герой The Nightcrawler скучен и не вызывает интереса.The Nightcrawler

Да, он мерзкий. Порой его методы работы вызывают отвращение. В гонке за «лотерейным билетом» он готов пойти по трупам и всё же его образ наполнен жизнью и личным опытом зрителя ровно в такой пропорции, чтобы невозможно было оторвать глаз от экрана.

Эпоху макаронных вестернов не вернуть. Персонажи будут усложняться и дальше, обрастая панцирем из детских комплексов, конфликтов и жизненного опыта. Мы же будем всё больше походить на киногероев и в определённый момент увидим на экране не персонажа, но личность. И, чёрт возьми, это интригует.

Читайте ранее:
Geekster Guide: ComicCon 2014

В России в этом году впервые состоялся свой ComicCon и мы подготовили для вас...

Закрыть