Вышедший в 1981 году хоррор «Зловещие мертвецы» стал дебютным полнометражным фильмом в карьере начинающего режиссера Сэма Рейми. Повествование строилось вокруг древней книги «Некромикон», прочитав которую можно было пробудить древнее зло, что собственно и делали недальновидные подростки, приехавшие провести выходные в старой хижине на окраине леса. Снимая ленту в трех с половиной декорациях, частью которых являлся погреб продюсера картины и гараж самого режиссера, Рейми пригласил на главные роли собственных друзей, а бюджет равный тремстам тысячам долларов, с размахом потратил на кустарные спецэффекты и литры бутафорской крови.

Благодарности за интересный текст направляйте Василию Снигиреву.

The-Evil-Dead-Poster

Еще будучи подростком, Сэм буквально болел кинематографом. Ручная камера «Супер-8», на которую он снимал все, что его окружало, и регулярное посещение сдвоенных киносеансов, на которых по вечерам крутили низкобюджетные фильмы, рано или поздно должны были оставить свой отпечаток на впечатлительном подростке. И вот однажды, успев попробовать свои силы в нескольких короткометражках, Сэм, заручившись поддержкой своего лучшего друга Брюса Кэмпбела, решился снять самый настоящий фильм ужасов. Первое, о чем сразу договорились друзья – нужно избежать постыдных ошибок других режиссеров, то есть свести к минимуму пустой мелодраматизм, исполненный второсортными актерами. Именно потому героя Кэмпбела, компенсирующего посредственную актерскую игру блестящей харизмой, полюбили все, его Эш получился обычным парнем из соседнего двора, слегка туповатым и не видящим дальше собственного носа, но, тем не менее, обаятельным и простым, похожим отчасти на всех и каждого.

Съемки ленты заняли почти три месяца, сильно затянувшись, из-за чего большая часть актеров, ближе к финалу сбежала, вынудив режиссера нанимать сторонних людей, и в прямом смысле этого слова «частично» исполнять роли выбывших, изображая руки или ноги главных героев эпизодически попадающих в кадр то в одной сцене, то в другой. Именно по этой причине внимательный зритель может заметить в титрах не раз упоминающихся «fake shemps».

«Зловещие мертвецы» получился настолько кровавым, и жестоким, что в Соединенных Штатах ему присудили прокатный рейтинг «Х» (от 17 и старше), в Британии фильм получил ограниченный прокат, а в Германии вышел  урезанным на 20 минут хронометражем. Впоследствии эти ограничения послужили фильму отличной рекламой, создав необходимую интригу в зрительских кругах. Отчасти это сделала и  хвалебная рецензия самого Стивена Кинга, расхваливавшего картину в самых радужных тонах. Несмотря на все огрехи, которых режиссеру-дебютанту, конечно, не удалось избежать, «Зловещие мертвецы» обрели настоящий культовый статус, изрядно напугав и приведя в восторг зрителей. Чтобы вы смогли оценить весь масштаб этого явления, стоит упомянуть, что  фильм ежегодно показывают в США каждый Хэллоуин, точно так же как в России «Иронию судьбы или с легким паром» на Новый год.

В 1987 году на свет появился довольно необычный сиквел, под названием «Зловещие мертвецы 2». Необычен этот фильм тем, что вопреки здравому смыслу и цифре «2» в заголовке, он не является сиквелом. Это самый настоящий авторемейк, снятый с куда большим размахом и в жанре… хоррор-комедии. Пригласив для написания сценария школьного товарища Скотта Шпигеля, Рейми не просто заново взглянул на свой хит 81-го года, он фактически трансформировал его в иное кино, убрав всю серьезность первой части и превратив его в кровавый балаган. Режиссер смеялся над собственным детищем, утрируя донельзя клише и штампы хорроров того времени, при этом совершенно не забыв, о том, что в его прямую обязанность входит еще и напугать зрителя. Памятуя о побеге актеров первой части, Рэйми вычеркнув из сценария практически всех второстепенных лиц, сделав сиквел полноценным бенефисом Кэмпбела, и нужно отдать тому должное – он не подвел. Эш на протяжении всей ленты умудряется несколько раз сойти с ума,  подраться с самим собой, пережить дикий ужас, победить собственную руку и наконец, дать отпор древнему злу. Персонаж новой части вышел столь ярким, харизматичным и неповторимым, что буквально с первых минут фильма был обречен на успех. Последовавшая волна комиксов про парня с бензопилой вместо руки, вывела его на такой уровень популярности в гик-среде, что на страницах книг и комиксов Эш не только сражался с темными силами, но и не раз сталкивался нос к носу с эпохальными личностями, вроде Фредди Крюгера и Джейсона Вурхиза.

Лента имела огромное количество оригинальных идей, невероятный кассовый успех, и бешеный всплеск популярности, однако трех миллионов бюджета не хватило на реализацию еще одной идеи Рейми, которой он грезил. А мечтал, на тот момент режиссер уже целых двух культовых фильмом ужасов, о переносе своей вселенной в средневековье. Так в 1992 году свет увидела его «Армия тьмы».

Прямое продолжение второй части «Зловещих мертвецов» – является самым настоящим кинокомиксом. Абсурдное средневековье, куда герой попадает прямиком из финала второго фильма, развлекало не меньше оригинала, однако критика встретила его достаточно прохладно.  Все фирменные черты фильмов Сэма Рейми были на месте: узнаваемый юмор, злобные скелеты (пришедшие на смену мертвецам) и Эш сыплющий гэгами направо и налево. Зрители были довольны – завершающая часть трилогии пришлась им по вкусу. Последующие 20 лет слухи о продолжении или ремейке не угасали. Бесчисленные фанаты по всему миру негодовали от одной мысли о перезапуске франшизы, а слухи о продолжении Брюс и Сэм упрямо опровергали, тактично ссылаясь то на другие проекты, то на отсутствие идей для четвертой части.

Все изменилось в начале 2012 года, когда было объявлено о скором выходе на экраны «Черной книги» (к слову черновому названию фильма 1981 года), ремейка тех самых классических «первых» «Зловещих мертвецов».  Фанаты единодушно стали выражать сомнение и негодовать, однако Сэм и Брюс  в голос начали уверять всех в обратном. Режиссер оригинальной трилогии лично выбрал себе в приемники уругвайца, Феде Альвареса, а читавший сценарий Кэмпбел был настолько от него без ума, что упоминал это при любом удобном случае. После восторгов этих двух людей не поверить в новый проект, было просто невозможно, преданным фанатам франчайза оставалось лишь набраться терпения. И вот, наконец, спустя почти два года, новая лента вышла в широкий прокат.

Сюжет остался неизменным. Пятеро подростков приезжают в старую хижину в лесу, с целью помочь близкой подруге избавиться от наркотической зависимости. В процессе наведения порядка в ветхом доме, обнаруживается странная книга, прочитав которую, друзья пробуждают дремлющее в лесах зло.

Очень важным аспектом картины Альвареса является её нацеленность в жанр хоррор и полный отказ от комедийной составляющей. Большой поклонник оригинальной трилогии, приемник Рейми, с трепетом и хирургической точностью подошел к переносу оригинальной истории из 1981 в 2013 год, создав собственную  историю «по мотивам», вдоль и поперек нашпигованную филигранно расположенными на протяжении всех полутора часов мелочами. Внимательный зритель не раз и не два, на протяжении всего сеанса, будет восторженно потирать руки, к собственному удовольствию отмечая практически в каждой сцене уже знакомые детали интерьера, сюжетные ходы или лукавые реверансы в сторону классического творения Сэма Рейми.  Словно прилежный ученик, новый режиссер поставил во главу угла отказ от компьютерных спецэффектов и стопроцентный натурализм. Все адские муки, ужасы и порождения зла, представленные зрителю на широком экране, являются настоящей и кропотливо проделанной  работой гримеров и мастеров визуальных эффектов. Бюджет фильма выделенный Альваресу тоже не был ограничен ничем, кроме фантазии режиссера, который, подражая кумиру, не преминул этим воспользоваться и отказался от больших денежных затрат, стараясь максимально экономить на каждой сцене и метре пленки. Две одинаковых  хижины (в лесу и в павильоне), грим и галлоны бутафорской крови – вот те инструменты, пользуясь которыми,  новичок сумел не просто отдать дань уважения тридцатилетней классике, а буквально заново создать картину доходчивого показывающую новому поколению зрителей, почему не стоит читать книгу в обложке из человеческой кожи.  Нестандартные ракурсы камеры, всегда заходящие с непривычных для классического кино сторон, лишь добавляют ленте оригинальности и придают ей своеобразный шарм, заставляя в прямом смысле взглянуть на происходящее под иным углом, а атмосферная музыка и средства, к которым режиссер прибегает, чтобы напугать зрителя, просто выше всяких похвал. Одним из таких приемов для режиссера стало не полное разглашение сценарных ходов, актеры, снимаясь в той или иной сцене, до конца не знали, что именно сейчас произойдет и оттого эмоции и напряженность, воссозданные на экране, выглядят еще натуральнее и все больше затягивают зрителя в собственный мир оживших кошмаров.

Кэмпбел и Рейми не обманули, творение Федерико Альвареса действительно удалось. Совершенно не посрамив предшествующие фильмы франшизы, он расширил киновселенную, в некотором роде, сняв нечто большее, чем ремейк. «Черная книга» скорее дает нам возможность увидеть, что же произошло спустя годы после злоключений Эша и его друзей, таким образом, становясь не новой точкой отсчета во вселенной «Некромикона», а  продолжением  традиций заложенных в далеком 1981 году. Ведь не даром пришедший в восторг от новой картины Рейми, заявил, что если сиквел новой части окупится в прокате и докажет интерес публики к ужасу обитающему в  темном лесу, он вновь готов встать у камеры и крикнув «Мотор!» вернуть на большие экраны любимца публики Эша,  с бензопилой на перевес.

Читайте ранее:
11.04.13

КИНО Первым официальным кадром расщедрилась экранизация комикса «R.I.P.D.», в отечественном прокате теперь именуемый, как...

Закрыть