В этом году силами «Издательства АСТ» на русском языке вышла ни на что не похожая книга Ричарда Макгуайра под названием «Здесь». Выпускать эту историю у нас, на мой взгляд, было рискованно. Ведь вещь эта настолько самобытна, что для неё трудно определить целевую аудиторию. Однако чтобы понять, зачем и для кого написана эта книга, нужно немного рассказать об авторе и содержании его графического романа.

В далеком 1989 году Ричард Макгуайр написал небольшой шестистраничный комикс, из которого в 2010 он создает целую книгу. За основу была взята все та же концепция «окно в окне». Макгуайр ведет повествование, находясь, можно сказать, на месте. Большая часть событий затрагивает историю дома и его жителей. Однако автор выходит за все мыслимые временные рамки, показывая, что было на месте этого дома миллионы лет назад и что будет спустя сотни лет. Концепция и вправду необычная. Ведь все это показывается не посредством последовательного расположения панелей, а вышеупомянутым приемом «окно в окне». На целом развороте читатель видит комнату времен 1955 года, там же появляется окно, где читатель может увидеть, что происходило на этом месте в 1989-м, а ко всему вышеупомянутому художник может добавить еще несколько окон из любой временной точки. Это действительно нечто новое в сфере графических романов. Автор использует минимум диалогов. Однако Макгуайру замечательно удается передавать смысл с помощью рисунка. Особенно стоит отметить игру с цветом.

В одном из своих интервью он описывал, как долго работал с подбором палитры и стиля рисунка в целом, экспериментируя с акварелью и гуашью. При этом художник упомянул, что при выборе цветов на него сильное влияние оказали фотографии 50-70-х годов, которые обладали разными оттенками. В фотокарточках 50-х, например, преобладала серо-зеленая и серо-красная палитра, а на фото 70-х — желтоватые оттенки. Это влияние вы отчетливо увидите, пролистав первые несколько страниц книги.

Here (арт с Geekster.ru)

Конечно, поначалу воспринимать повествование как единое целое невероятно трудно. Мало того что нужно следить за несколькими линиями сразу, так чтобы понять, что происходит в каждой небольшой истории, книгу придется прочитать не один раз. Однако перечитывать её приятно. В «Здесь» нет какого-то сюжета в привычном представлении. Однако её смело можно отнести к тем книгам, которые играют на эмоциях. Порой автор подбирает панели для страницы в хаотичном порядке, порой они все связаны единым моментом счастья. На самом деле интересно наблюдать: на развороте мы видим людей испытывающих счастье или скорбь. Все они абсолютно не связаны между собой ни временем, ни местом, однако испытывают одинаковые эмоции. Макгуайру удается показать историю одной комнаты во время её существования, до её существования и даже после. Он не стесняется выдвигать свои гипотезы о том, как все выглядело миллионы лет назад и как будет выглядеть в далеком будущем. Тем не менее, хочу заметить, что книга основана не на одном лишь вымысле. В основе лежит реальный дом, в котором когда-то жил Ричард. И даже история 1775 года, где автор показывает нам Бенджамина Франклина, приехавшего с внуком в соседний дом, чтобы повидать сына, основана на историческом факте. Ричард Макгуайр в течение года работал в библиотеке, собирая достоверные данные о том месте, где он когда-то жил. Пусть и не все они стали частью этой книги, многое в «Здесь» основано на реальных событиях.

Here (арт с Geekster.ru)

Что еще хочется отметить по поводу этой книги, так это как Макгуайру удается нагнетать обстановку, несмотря на отсутствие сюжета. В середине книги, на протяжении нескольких разворотов, автор использует короткие, но резкие реплики, при этом добавляя все больше окон на страницы, где изображена битая посуда. А сразу после этого «всплеска» читателя ждет разворот из 1989 года в приглушенных желтых тонах. Возможно кому-то это покажется глупым, но все же мне такой подход понравился. Казалось бы из ничего автор создал целое произведение, с помощью которого он может играть на чувствах читателя.

Here (арт с Geekster.ru)

Наверняка после статьи у вас возникнет вопрос: о чем же все-таки эта книга? Полагаю, она одновременно ни о чем и о самом главном, о вечном и зыбком, о необъятной вселенной и хрупкой человеческой жизни. Не ждите от комикса запоминающихся персонажей или структурированного повествования. Эта история более глобальна и охватывает много аспектов нашей жизни.

В России книга вышла несколькими месяцами позже мирового релиза. Её выпуском занялось издательство Corpus — импринт «Издательства АСТ». Графический роман получился объемным — 304 страницы и выпущен в твердом переплете. Внутри вас ждут иллюстрации на матовой бумаге. Книга сшита и проклеена. Также присутствует супер-обложка. Под ней, на крышке книги, читателя ждет точно такая же иллюстрация с надписью «Здесь». Открыв книгу на форзаце, можно увидеть рисунок той самой комнаты, выполненной в серых цветах. Книга вышла относительно небольшим тиражом в 2000 экземпляров. Кстати переводом занимался Василий Шевченко, один из совладельцев магазина «Чук и Гик», где вы сможете приобрести книгу. Также книга пока имеется в комикс-лавке «Апельсин» и в магазине «Двадцать восьмой». Так что, если вас заинтересовала эта история, то лучше не затягивать с покупкой. Ведь несмотря на свою необычность, этот графический роман, абсолютно точно стоит вашего внимания.

Читайте ранее:
Мы сильнее, чем нам кажется

Комикс «Я убиваю великанов», а вовсе не манга «Атака на титанов», с которой его путают покупатели магазинов комиксов, вышел в...

Закрыть