Original art by Stjepan Sejic

Заметка 004: Теоретика мейнстрима для чайников

Год назад компания DC Comics перезагрузила свою вселенную, чуть больше полугода назад то же сделало подразделение Image Comics – Top Cow. В ближайшие же месяцы издательство Marvel Comics запустит инициативу Marvel NOW!, также меняя свой выдуманный мир. Какова цель происходящего? В первую и последнюю очередь, цель, разумеется, крайне проста — увеличить аудиторию читателей, заработав таким образом ещё больше денег на продаже своих же комиксов. А что же аудитория, читающая их, спросите вы?

Если говорить о поклонниках комиксов, то в большинстве своём фанаты жанра интересуются конкретными персонажами или же группами персонажей. Так что в этом отношении их вполне можно назвать гиками. Они будут досконально изучать истории о любимых героях и читать всё, что о них напишут. Я же в этой Заметке хотел бы поговорить о тех, кто только приобщается к комиксам. Другими словами, о тех, кого могли привлечь фильмы, или же просто о сочувствующих.

И вот тут то и начинается самое интересное. Комиксы — это не книжки с картинками, нацеленные на разновозрастную аудиторию, как могут считать многие. Нет, комиксы  — это, в первую очередь, способ передачи информации. Способ рассказать историю и донести до читателя авторский замысел. С одной лишь разницей: как при просмотре фильма режиссёр, оператор и актёры дополняют мир, созданный сценаристом, как при прочтении книги ваше воображение дополняет историю, рассказанную автором на её страницах, так и в комиксах — художник (и колорист) превращают задумку автора в действительность, создавая с нуля облик рассказываемой истории.

Экшен в исполнении Калли Хэмнера (Cully Hamner) действительно завораживает (RED #2)…

… впрочем не экшеном единым заполнены комиксы. Взять хотя бы к примеру Джей Эйч Вилльямса III (J. H. Williams III) (Batwoman #5)

Тут стоит остановиться и отметить, что дальнейший разговор пойдет о комиксах определённого направления — о направлении, так или иначе, связанном с супергероями и мирами, в которых те живут. В большинстве своём это комиксы, представленные, опять же, Marvel и DC, но не только ими. В общем, говорить будем о том, что в простонародье и называется мейнстримом.

Почему я хочу рассказать о комиксах именно на примере супергеройского мейнстрима? Что ж, всё дело в том, что это именно то направление, которое пользуется спросом. Да ещё каким — доля обоих издательств, в сравнении со всеми остальными на рынке США, колоссальна. А раз так, то какой смысл рассказывать о тех узконаправленных жанрах, которые нужны лишь избранным, свято верящим в то, что комиксы — это искусство? Равно как и артхаус нужен далеко не всем киноманам, да и «Война и Мир» уже давно не в цене. Хотя приближённые к жанру, разумеется, будут теоретизировать о некоем искусстве за виртуальной чашечкой кофе с такими же несуществующими булочками, снова и снова, напоминая назойливую муху, которую всё никак не получается убить. А стоило бы, несомненно, стоило бы…

Так что же такое комиксы? Кроме пары сценариста и художника, создающих основную историю, которую видят перед собой читатели, комиксы мейнстрима обычно ограничены несколькими параметрами. Первый — это вселенная, в которой происходят события комиксов. А именно: длинная, насчитывающая часто несколько десятков лет, история персонажа и его взаимодействие с другими героями выдуманного мирка. Второй — рамки, в которых автору позволяют развивать героя или целую команду супергероев. Причём здесь не идёт речь о редакторе издательства, выпускающего тот или иной комикс в печать, следящим за тем, как сценарист выполнил свою работу. Нет, речь идёт именно об ограничениях, которые многолетняя история данного комикса наложила на того или иного персонажа или персонажей. Увы, но новые идеи в комиксах практически не приживаются. Наверное, потому, что они не так хорошо продаются, как то, что будет пользоваться спросом у проверенных временем фанатов, вне зависимости от качества. Но даже если сценарист и идёт на что-то радикальное, это ещё не значит, что издательство, опять же гонясь за прибылью, не вернет всё на круги своя через пару лет (а то и раньше). Всего то и нужно – просто обеспечить «возвращению к истокам» хорошую освещённость в прессе, сети и, иногда, на телевидении. О качестве того, что в итоге получится, думают редко. Точнее — практически никогда.

Бэтмен погиб смертью храбрых, чтобы вернуться к жизни буквально в следующем номере (Final Crisis #6).

Капитан Америка (Captain America) был мёртв куда больший срок, но руководство Marvel уверяло — его возвращение планировалось изначально. Тот факт, что это противоречило ряду уже вышедших комиксов, никого особенно не волновало (Captain America vol. 5 #25).

На самом деле взаимодействие тройки сценариста, художника и редактора в мейнстриме — самая гремучая смесь из возможных. И проблема здесь, опять же, упирается в покупную способность того или иного комикса. Хотя в реальности всё просто: именитому автору или не менее именитому художнику издательство, как правило, дает куда больший карт-бланш на свободу творчества, чем автору среднестатистическому (то же самое относится и к художнику). Но, независимо от того, станет история хитом или провалится, общее правило нарушается очень редко: история героя или героев должна вернуться к классической парадигме, заданной многие годы назад. Пусть не сразу. Но должна.

Что до действительно талантливых сценаристов, то сейчас они нечасто становятся настолько известными, чтобы диктовать свои условия. И если несколько десятков лет назад талант автора был основным мерилом его значимости, за именем автора стояли его работы, то в настоящее время всё изменилось. Сейчас очень часто за именем стоит простая формула, в которой значимость сценариста поставлена в прямую зависимость от того, как продаются его комиксы. И в итоге, не самые именитые авторы делают куда более сильные и глубокие сюжеты, чем звёзды первой величины.

Uncanny X-men Кирона Гиллена были в разы сильнее, чем работы Эда Брубейкера и Мэтта Фракшена над той же серией. Даже несмотря на ряд смелых шагов, вроде превращения Колосса (Colossus) в Джаггернаута (Juggernaut) (Uncanny X-Men vol.2 #18)…

…А вот превращение генерала Росса (General Ross) – главного противника Халка (Hulk) –  в Красного Халка (Red Hulk/Rulk) сложно было назвать продуманным шагом со стороны Джефа Лоеба (Jeph Loeb), пока менее известный Джефф Паркер (Jeff Parker) не стал новым сценаристом серии (Hulk #23).

Ещё одной проблемой современных комиксов является факт того, что многие авторы не слишком интересуются историями, которые писались до них. Они полностью или частично игнорируют написанные истории прошлого, иногда даже не зная, что такие истории имели место быть. И это не беря во внимание то, что часто сами авторы – никто иные, как поклонники жанра с самого детства, наконец-то получившие возможность реализовать все самые смелые свои мечты. Независимо от того, что прошло уже много лет и миры комиксов изменились не меньше, чем мир вокруг нас.

Касается это и художников. Но в случае с рисунком, в погоне за громкими именами и высокими продажами в комиксы возвращаются работы седых старцев. Когда-то они были звездами первой величины, но мир изменился и комиксам требуется другой, куда более живой и современный стиль. Увы, если на обложке очередного комикса стоит именитая фамилия, то неровен час увидеть внутри комикса страшные карикатуры и ужасы анатомии. И дело здесь даже не в легендарных именах прошлого: окинув взглядом художников настоящего, понимаешь, что известность далеко не всегда пропорциональна качеству. Конечно, это происходит не всегда, но главный вопрос остаётся: а почему это вообще происходит?

Если вас не так уж и пугает Алан Дэвис (Alan Davis) (Uncanny X-Men #445)…

… то вас несомненно приведет в ужас Нил Адамс (Neal Adams). Если не как художник, то как сценарист (Batman: Odyssey #1).

Некоторые же современные художники так любят бородатую классику, что до сих пор пытаются копировать комиксы, в создании которых участвовал, к примеру, Джек Кирби (а было это аж в 60-70-х годах ХХ-го века). А редакторы? А что редакторы? С редакторами ситуация варьируется из одной безумной крайности в другую — то они игнорируют явные ошибки в текстах очередной «звезды» или позволяют «звёздному» художнику привносить авторский стиль туда, куда привносить его явно бы  не стоило, то наоборот, настолько держат команду комикса в жёстких рамках, что сценаристу проще уйти, чем продолжать работать над очередной серией. И это мы не берём во внимание ситуацию, когда сами редакторы не знают, что хотят увидеть на страницах комикса.

Дизайны героев Ultimates 3 от Джо Мадурейры (Joe Madureira) сложно было назвать реалистичными и интересными, несмотря на то, что основной акцент мира Ultimate делался на реализм (Ultimates 3 #1)…

…как и авторское решение Джеффа Джонса (Geoff Johns) о том, что архивраг Флэша (Flash) — Профессор Зум (Professor Zoom), должен быть именно тем, кто убил мать героя (Flash: Rebirth #5).

В общем, комиксы —  это минное поле, состоящее из множества качественных историй и не меньшего количество ширпотреба. В ряде случаев можно откинуть условности и просто насладиться хорошей историей, забыв про все правила построения качественной истории персонажа и про то, что на самом деле герой ведет себя вовсе не так, как было задумано его создателями. Забыв, что причины его действий необдуманны и объяснения происходящего автором невозможно воспринимать без ухмылки. Но в ряде случаев это невозможно.

Но в таком случае, стоит ли вообще читать комиксы? Ведь с каждой сменой сценариста, с каждой сменой художника, или даже с каждой сменой политики издательства вы можете не узнать любимые комиксы и любимых героев. Стоит! И вот несколько правил, чтобы избежать тех проблем, которые были озвучены.

  • Во-первых – знайте, что качественный сценарий с высокой вероятностью превалирует над плохим рисунком. Так что если вы можете разобрать, что же происходит на страницах комикса и вам нравится сюжет, просто дождитесь, когда издательство сменит художника.

  • Во-вторых – знайте, что если вам не интересен сценарий, то можно просто насладиться качественным рисунком. Плюс этого ещё и в том, что комикс можно и вовсе не читать. Экономия времени налицо!

  • В-третьих – ориентируйтесь только на свой вкус. Комиксов в природе — огромное множество. Что бы вам не говорили ценители «высокого искусства», даже самый жестокий и бессмысленный для окружающих комикс может оказаться тем, который нужен именно вам. Ну, а почему бы и нет, в самом деле? 

  • В-четвертых – следуйте за сценаристами и художниками. В большинстве мейнстрима автор, приходящий на серию, остается на ней длительное время, называемое раном. Что до художника, если вам нужен исключительно приятный арт, то тут всё куда проще — не так важно, чей комикс он рисует, пока он рисует, верно?

  • В-пятых — помните, что креативный автор, знающий своё дело, может сделать из самого нелепого героя любимца публики #1. В противном случае, вам ничто не мешает продолжать кушать кактус, когда из комикса исчезнет сюжет, а происходящее на страницах превратится в театр кривых зеркал. В конечном счете, возможно, кактус — именно то, что вы так давно искали.

И главное, запомните — качество сценария и рисунка каждый определяет сам. Всё остальное мельтешение мнений, споров и точек зрения может служить лишь одной цели — позволить вам выбрать один из множества взглядов на тот или иной комикс-проект. Не больше этого, но явно и не меньше.

Вместо послесловия: В России и, предположу, на постсоветском пространстве вообще, существует несколько мнений о том, что такое комиксы. Обе точки зрения не только напрямую влияют на восприятие комикса нашими соотечественниками, но и определяют его аудиторию. 

Первая, достаточно весомая точка зрения, говорит нам о том, что комиксы — это книжки с картинками, направленные на детей раннего школьного возраста и подростков. Последнему способствует и та ниша, которую занимают комиксы на российском рынке — основная аудитория, на которую направлены издаваемые у нас зарубежные комиксы, увы, – действительно весьма молода. Так что локализация комиксов в Российской Федерации, а точнее — ошибки этой самой локализации (а иногда просто невероятно плохо выполненная работа по подбору и обработке материала), и является, собственно, одним из тех камней преткновения, который никогда не позволит изменить восприятие комиксов в нашей стране. 

Вторая точка зрения, которую можно услышать, заключается в том, что читателю нужно прививать культуру понимания искусства комиксов. Это ошибка. Ошибка потому, что такой подход равносилен попытке привлечь в кино любителя боевиков, показывая ему «Унесенных ветром». Как уже было сказано выше, комиксы  это продукт. Развлекательный продукт. Продукт, имеющий свою аудиторию. Что нужно понять каждому, кто пытается привлечь к комиксам новых читателей — так это то, что комиксы должны захотеть читать. Искать в них «искусство» не стоит. По-крайней мере, на начальном этапе знакомства с ними. Ведь вы, я уверен, не каждый день ходите в музей, если хотите насладиться жизнью?

Не стоит забывать и про так называемый самобытный русский комикс. И здесь проблема сконцентрирована не в том, какой продукт выходит из-под карандаша русских комиксистов, а в том, что он крайне редко может спорить с западным аналогом. Создатели «Пантеона» не были первыми, кто попытался выйти за рамки шаблона самобытности русских комиксов и приблизиться к тому, что делает Запад в рамках мейнстрима. Посмотрим, насколько успешным будет начинание. Но проблема кроется именно в том, что подобных смелых проектов в России не так уж и много, и вряд ли в ближайшие годы станет больше. Это не плохо, но это ограничивает круг интересующихся до небольших групп людей, увлеченных русским или западным комиксом, когда более мейнстримный серьёзный проект мог бы это изменить. Или хотя бы начать менять.

Итог плачевен. Проблема восприятия комиксов в России глобальна и вряд ли изменится в ближайшее время. Связано это с теми, для кого выпускаются комиксы в РФ. Т.е. кроется она в аудитории. И пока эта аудитория не изменится, комиксы так и будут ориентированы на детей и подростков, либо на крайне узкий круг лиц, увлекающихся одним из направлений развития русского комикса. Изменить это можно только качественно меняя аудиторию, для которой работают наши локализаторы и комиксисты. Но верить в то, что на это пойдут, рискуя потерять свою, пусть небольшую, но стабильную аудиторию, сейчас — бессмысленно. Появление пришельцев на небосклоне и то более вероятно.

Читайте ранее:
ОКИНЕЯ #2

Что "Аватар" четвёртый нам готовит? Потерянный фильм Кубрика наконец будет найден! Optimisster'у нравятся "Сумерки"?...

Закрыть