В последнее время выходит не так много научно-фантастических комиксов. Не просто эксплуатирующих соответствующий антураж, а серьезно размышляющих о научно-техническом прогрессе и месте в нем человека со всеми его слабостями, недостатками и силами. К счастью, не все так печально и появилось несколько научно-фантастических комиксов, с одной стороны, таких разных по рисунку, сюжету и подходу, но, с другой, общих в одном — путешествиях в альтернативные вселенные. О них — в нашем обзоре.

Черная наука (geekster.ru)

Black Science (Черная наука)

Бег по ядовитым джунглям. Погоня. Обрыв, отчаяние, и вот уже один из героев погибает! А мы даже имени не знали.

«Черная наука» бросает в самую гущу событий, сходу дает под дых. События развиваются стремительно. Что это было? Придется выяснять на протяжении всего комикса, но многие загадки так и останутся в подвешенном состоянии – пока что издательство «Фантастика Книжный Клуб» выпустило только первый том, а в оригинале у Image уже опубликовано 5 тпб, и еще как минимум три ожидается.

Это еще одна история о путешествии в альтернативные миры, где все пошло не так. Опальный ученый Грант Маккей по заказу корпорации создает машину для открытия портала в Мультивселенную. Однажды она нечаяно переносит в другой мир не только ученого с командой, но и его детей, а также озлобленного супервайзера Кадира – по совместительству бывшего однокурсника ученого. Сразу по прибытии в другой мир машина ломается: ей уже нельзя управлять самому, но каждые несколько часов она перезапускается и отправляет всех, кто поблизости, дальше, в следующий мир, но каким он окажется и когда они вернутся домой, никто не знает.

Чем «Черная наука» действительно хороша, так это умением Рика Ремендера выстраивать сюжет и играть временем-пространством. Прошлое небольшими дозами выдается во флэшбеках (куда уж без них) от лица разных персонажей, и мозаика, подогревая интерес, постепенно начинает складываться, хотя с каждой новой историей читателю становится понятно: здесь нет непременных злодеев или героев. У каждого припасен свой скелет в шкафу, гениальность не означает хороший характер (или хотя бы верность супругу), злобность может быть обоснована, а саботаж мог совершить любой.

В настоящем же героев ждут испытания, это почти всегда экшен, и напряжение растет скачкообразно от одной трагедии через небольшой выдох к другой. Начиная с мира, населенного разумными лягушками-магами, через альтернативную историю Первой мировой, в которой на Европу напали технопродвинутые индейцы, герои попадают в эдакий межпространственный хаб для небольшой передышки и далее на планету обезьян, в которых вселяются светящиеся зеленоватым души. Каждый мир уникален и необычен, такое редко увидишь в комиксах или на экране, но, с другой стороны, во всем ясны отсылки к историческим эпохам человечества: ацтекские зиккураты лягушек, древнеримские антуражи обезьян, типичные чероки (пусть и с бластером).

И тут уж постарался Маттео Скалера – блестящая стилизация под ретрофутуризм в современном понимании! Он не только проявил креативность в создании новых миров и наполнении их узнаваемыми элементами, но и нарисовал по-настоящему живых и действительно разных персонажей. Его стиль — угловатый, резкий, динамичный — как нельзя лучше подходит для активных или боевых сцен, но также и создает должное напряжение на спокойных кадрах. Дин Уайт придал комиксу соответствующую атмосферу своей цветовой палитрой — тут преобладают фиолетовые, синие и рыжие оттенки. В целом, с первого взгляда на рисунок чувствуются европейская школа (Скалера — итальянец) и вдохновение классического научно-фантастического фильма.

А вот что раздражает в «Черной науке», так это обилие внутренних монологов героев, которые регулярно о чем-то вздыхают и душевно мучаются. Эти вставки назойливой мухой вьются чуть ли не на каждой панеле. Думается, что можно было бы попытаться найти другой способ передачи состояний и мотивов персонажей.

Русское издание «Фантастики Книжного Клуба» вышло стоящим. Как обычно, твердая обложка, плотная бумага, отличная передача цветов, достойный перевод и аккуратная адаптация надписей и звуков. Шрифты — тут, да, не совсем похожи на оригинал. Теперь вопрос, как скоро появится второй том.

Черная наука (geekster.ru)

Ei8ht (8осемь)

В конце прошлого года издательство “Белый Единорог” выпустило комикс «Восемь» с крайне необычной историей о путешествиях во времени. Дело в том, что авторы серии Рафаэль Альбукерке и Майк Джонсон помимо стандартных измерений времени (прошлое — настоящее — будущее) добавили четвертое — Мелд. Все происходящее в этом самом Мелде (даром что смахивает на Татуин — все в снегах), существует вне времени, и потому там образуется эдакий коктейль из всего, что мы так любим в научной фантастике: динозавры, злодеи нацисты-культисты, технологии будущего и прошлого, и всё это заправлено загадками и тайнами, в том числе на почве потери памяти.

Для того, чтобы читателю было проще ориентироваться в событиях, каждая временная линия имеет свою цветовую гамму, заранее обозначенную в начале комикса. Цвета не только облегчают ориентацию в комиксе, но и служат для создания соответствующей атмосферы. Так, мелдовский желтый передает безумие этого странного места и создает ощущение постоянного напряжения, что контрастирует с голубым будущего — холодного и безразличного места. С другой стороны, прошлое окрашено в зелёные цвета — тут и буйство доисторической растительности, и неистовство относительно молодой жизни, а настоящее — оно фиолетовое, признак нестабильного, вечно изменчивого состояния.

Да, кому-то такие простые цвета (их тут действительно немного) и грубоватый рисунок не обязательно придутся по вкусу, и это понятно. Дело в том, что Рафаэль Альбукерке (между прочим, художник прославленного “Американского вампира”) изначально создавал «Восемь» как веб-комикс и только потом решился его переделать и издать на бумаге. Этим и объясняются художественные ограничения. Но нельзя отрицать замечательную и вполне успешную стилизацию — перед нами опять попытка играть в ретрофутуризм. Этим и всей “шатко-ваткой временной-швременной фиговиной” комикс «Восемь» похож на «Черную Науку». Их стоит прочесть вместе.

История на самом деле короткая, комикс прочитывается быстро, а финал наступает как-то просто и внезапно. Кажется, что как-то так раньше все и бывало в этих странных фантастических фильмах прошлого века, спустя некоторое время даже появляется ощущение будто посмотрел один из них.

Удивительно, что несмотря на 4 параллельные линии, история в комиксе законченная и не требует продолжения. Все загадки и тайны имеют логическое объяснение и получают его к последнему выпуску. Немного странно, что на издании “Белого Единорога” стоит единица на корешке, хотя никаких новостей о продолжении нет. Не то, чтобы оно этой серии было нужно, но новую отдельную историю в этой вселенной можно было бы с удовольствием почитать.

Paper Girls (geekster.ru)

Paper Girls (Газетчицы)

Paper Girls — комикс Брайана Вона и Клиффа Чана о доставщицах газет в небольшом городе, в котором в разгар Хэллоуина начинают происходить очень странные вещи. Удивительно, что этот комикс вышел в одному году с сериалом Stranger Things, ведь они во многом похожи. Действие происходит в восьмидесятых годах, с детьми, в небольшом городе и никто не понимает, что вокруг творится.

Если два первых комикса — это дружеское подмигивание “твердой” научной фантастике 60-70-ых, то Paper Girls безусловный “Спилберг”. У них — герои-хрононавты вторгаются в другие миры, а тут наш обычный мир испытывает вторжение извне, и все действие разворачивается на фоне традиционного американского быта со всеми этими шоколадками “Херши”, социально-политической обстановкой и дурацкой модой в одежде.

Рисунок Клиффа Чана выполнен великолепно, цвета Мэтта Вилсона нагнетают фантастическую и даже фантасмагорическую атмосферу, и, скорее всего, именно благодаря им серию до сих пор принимают очень хорошо. Совсем по-другому обстоят дела со сценарием Брайана Вона. Вон известен комиксом Saga, который собирал огромное количество всевозможных наград с 2013 года, во многом благодаря сценарию. К сожалению, Paper Girls этим похвастаться не может. Глобально сюжет интересен, но по каким-то причинам Вон очень мало времени уделяет раскрытию персонажей и вместо этого подкидывает нам один твист за другим, не успевая их объяснять. Только в первом томе нам покажут динозавров, путешественников во времени, нанороботов и, судя по темпу их появления, это только начало.

Серия заслуженно взяла награды как “Лучшая новая серия” и “Лучший художник (Наброски)“ в 2016 году и может стать новой “Сагой”, но для этого Вону нужно чуть изменить подход к сюжету.

Комикс продолжает выходить. На русском он, однако, не издавался.

Читайте ранее:
devilman crybaby (geekster.ru)
Netflix экранизирует Devilman

Сервис Netflix взялся экранизировать старую мангу о Человеке-Дьяволе

Закрыть