Как известно, на телевидении существуют сериалы-долгожители. Было бы ошибкой обойти их стороной. Ведь ежегодное продление на новый сезон требует от проекта быть интересным, держать зрителя в напряжении и, что уж душой кривить, удивлять. В новой рубрике «ТВолюция» Geekster расскажет о том, как с течением сезонов меняются сериалы — становятся ли они лучше или хуже. Но главный вопрос заключает в том, что же на протяжении многих лет заставляет фанатов быть преданными той или иной тв-постановке?

Сегодня в центре нашего внимания «The Walking Dead». Не только амбициозный проект канала AMC, рассказывающий историю зомби-апокалипсиса с элементами драмы, но ещё и экранизация одноименного комикса Роберта Киркмана, издаваемого Image Comics. Другими словами, это, как минимум, редкий и необычный для современного телевидения зверь. Даже для кабельного канала. Именно поэтому Geekster освежит в памяти первые два сезона «Ходячих», оценит их по всевозможным критериям и сделает вывод о дальнейшей судьбе сериала.

Постер 1-ого сезона «The Walking Dead»

Сезон 1: Dead man walking

Черно-белый комикс про зомби – само по себе необычно. Количество выпусков «Ходячих» уже перевалило за сотню. В честь такого события его создатели — Роберт Киркман и Тони Мур — решили, по всей видимости, устроить небольшой юбилей, отметив его судебной тяжбой из-за авторских гонораров. А премьера 3-го сезона ТВ-экранизации оправдывает самые смелые прогнозы и бьет все рекорды. Но вспомним, как все начиналось.

Рик Граймс открывает глаза. Он вышел из комы. Но вряд ли пробуждение принесет радость и душевный покой, а больничная постель будет окружена близкими людьми — все изменилось. Жизнь раненного при исполнении полицейского уже никогда не будет прежней. Мир принадлежит мертвецам. Просто, лаконично, в меру необычно. Сеттинг, который позволяет не только сопереживать герою, но и, с легкой руки сценаристов, рассказывает о том, каково это теперь — жить, когда доминирующей формой жизни стали они, зомби.

Немного флешбеков, необходимый экшн и, разумеется, драма. А куда без неё? Чёрный мужчина с пистолетом, спасающий белого и вводящий его в курс событий. Почему так? Наверное потому, что политкорректность в США стала такой же частью культуры, как геноцид индейцев — без этого просто нельзя, шаблон будет неполным. Ещё больше драмы и… абсолютно нелепые поступки персонажей. Зритель прощает все. Драма продолжает развиваться и удерживать зрителя в напряжении. Сценарные ляпы и недочеты прощаются – просто потому, что подобного на телевидении еще не было. А если добавить сюда всю родословную проекта, так и вовсе веришь в чудеса. Кому ещё такое удавалось? Идут первые серии.

Дальнейшие события оставляют лишь общее впечатление, но препарировать их под микроскопом не хочется — проект тут же сбавит обороты и нанесет неожиданный удар своей сказочной простотой. Сюжет развивается по привычной схеме. Поиски семьи, которую Рик, что удивительно, находит, несмотря на то, что весь мир против него. Ещё больше драмы. Наконец, ситуация, чья нереалистичность бросается в глаза уже в самом начале, подобно ещё одному “ходячему” встает перед зрителем, и, пристально глядя в глаза, с аппетитом начинает пожирать его мозг.  Всё равно произошедшее уже ни у кого не укладывается в голове. И в этот сильный и, безусловно, драматический момент мимолетного счастья людей, разделенных не только комой, но и нашествием плотоядных мертвецов, думаешь лишь об одном: как Рик смог выжить в больнице? Не иначе как вмешалась рука провидения, трепетно хранящая пьяниц и коматозных полицейских.

Всё дело в том, что экранизациям (особенно это касается комиксов) зачастую прощают натянутость и искреннюю глупость сюжетных ходов. Но всё имеет свои пределы. Рано или поздно авторам приходится решать, что будет показано зрителю — сказка или реальность? В последней, как известно, чудес не бывает. А для сказки аудитория выбрана неподходящая. Взрослые дяди любят реализм.

Законы жанра не позволяют сериалу превратиться в пошаговый иллюстрированный гайд по выживанию в новой среде – мечту каждого гика. Напротив, зрителя загружают изменой Лори Граймс — жены Рика, с его лучшим другом и напарником Шейном. А сцена спасения местного реднека, отпиливающего себе руку ножовкой по металлу где-то в другой части выдуманного ТВ-мирка, вызывает лишь улыбку и желание уличить сценаристов в явном не понимании того, как всё работает здесь, по эту сторону экрана.

Любовный треугольник между Лори, Риком и Шейном ещё в 1-ом сезоне не предвещал ничего хорошего. Да и времени ему выделили безбожно много.

Или же весь бюджет сериала был потрачен на качественный грим, декорации и общую атмосферу конца света? Но даже за самую красивую картинку нельзя простить бросающиеся в глаза ошибки и недочеты (вспомним «Revolution»). А драма вовсе не планирует уходить на второй план. Общий нравоучительный тон постепенно вызывать желание найти ближайшую стену и познакомить с ней свою голову, а сюжет, подобно маленькой собачке, так и не может поймать свой хвост. Или нет?

События, тем временем, органично выстраиваются в общий сюжет. Да, «The Walking Dead», как и любой другой современный ТВ-продукт,  несовершенен, но имеет в запасе свои весомые плюсы. Вопрос лишь в том, ваш ли это сериал. Надрыва здесь однозначно больше, чем реализма, а сюжет делает допущения. Иногда глупые, а иногда и вовсе непростительные. Люди? Люди, в конечном счете, остаются людьми. От них нет резона ждать командной игры и военной выправки по щелчку пальцев. Даже если очень хочется. Эпизоды, сохраняющие реалистичность происходящего, редки, но тем и примечательны.

Что до общей атмосферы, то увы, самый простой способ её нагнетания — создавать героям проблемы, а не решать их. Поначалу рефлексия и море бестолковых поступков не бросаются в глаза из-за скоротечности событий – в 1-ом сезоне всего 6 серий. Сериал необычен. А Рик Граймс — шериф Зомбилэнда, эдакий герой на белом коне. Человек старого мира, очнувшийся в новом. Его наивность хочется понять и простить, равно как и все сюжетные недочеты. Передозировка драматизмом окупается и экшеном, и необычными сюжетными поворотами, и даже кое-каким креативом. Работа оператора тоже на высоте. Да и зомби как настоящие. Но подождите. Всё только начинается.

 Сезон 2: Zombie Hunters Survival Guide

Основная проблема 2-го сезона «Мертвецов» кроется в том, что он является плохой калькой с 1-го. В тот момент, когда зритель уже насытился основным блюдом, отсалютовал шеф-повару и ждёт десерт, сюжет заходит на второй круг, только под новым соусом. Внешний вид тоже слегка видоизменен. Но каков будет 2-ой сезон на вкус? Об этом сейчас и поговорим, в подробностях.

Можно ли выжить в мире, где основной формой жизни выступают плотоядные трупы? Как создать некое подобие общины в окружении мертвецов — главных хищников в здешних местах? Как сохранить всё, что дорого, когда все вокруг против тебя? 2-ой сезон «The Walking Dead» не даст ответов на эти вопросы. Он лишь расскажет, как умереть. Глупо, жестоко, в мучениях. И даже без музыки. Не то время и место, извините.

К несчастью, самые яркие персонажи 2-го сезона «The Walking Dead» – это зомби.

Растянув новых «Ходячих» на целых 13 серий, сценаристы не придумали ничего интересней, как показать зрителю ряд изощренных способов самоубийства. Прктически руководство к действию молодого суицидниа-любителя, только с использованием зомби. Куда же без них? Ход своеобразный. Не так часто видишь группу людей, главное занятие которых — рефлексия, а основной императив — желание умереть. Если только вы не живёте в эпоху мрачного экзистенциализма начала ХХ века, конечно. Но подобный сюжетный ход в чем-то даже понятен: «Ходячие Мертвецы», гласит название проекта. И правда — весь сериал посвящен мотивам смерти, прямо как праздник El díia de los muertos, который начинается с восходом, но не заканчивается на закате. И так каждый день! Только живые ещё не знают об этом: любят, сражаются, боятся. А на самом деле уже мертвы. Часики тикают.

Очередной сезон «The Walking Dead» представляет собой ничто иное как оду человеческой глупости в её зените. Простейшие правила логики и, банально, выживания забыты. Внутренний мир героев и их никчемные переживания — возведены в абсолют. Здравый смысл вышел покурить и не вернулся ещё в 1-ом сезоне. Только зритель тогда этого не понял, хотя подозрения уже зародились во время посещения дома престарелых в Атланте. Но если подумать — ничего нового в этом нет. Вместо 6 серий сняли 13 и растянули их на целый год, минимизировали экшн, и с головой окунули зрителя в водоворот семейных драм, любовных треугольников и морально-нравственных дилемм.

Сериал трещит по швам с каждым эпизодом. Но «развивающие» внутренний мир персонажей сценаристы не планируют отпускать мёртвую хватку и продолжают нападать. Бесконечные и всем надоевшие поиски пропавшей девочки сменяются неожиданными и ненадолго ускоряющими ритм событий откровениями. Сюжет, имеющий все шансы на поздний старт – пусть и в середине сезона, пребывает в стагнации. Меняются только локации с мертвецами на заднем плане, а герои продолжают копаться в своем и чужом грязном белье.

Излишнее самокопание может привести на грань сумасшествия. А ведь у Шейна был потенциал и даже задатки лидера.

Высокоморальный Рик Граймс и его бледные миньоны играют сначала в «домик», потом в «честь и достоинство», а под конец сезона и вовсе в «судью, присяжных и адвокатов дьявола», забывая о самом важном, что стоит на кону — о выживании. Те же, кто действительно пытается спасти людей, выжить и изменить правила игры, выставлены негодяями. Но это даже неплохо, ведь рождаемые нелепостью происходящего сценарные конструкции помогают убить время. Правда делать это приходится на протяжении всех 13 серий. Вдумайтесь в эту цифру!

Ранее уже был озвучен момент с концептуальной фабулой «The Walking Dead». Зритель подписался на просмотр, значит готов стоять до конца, независимо от происходящего на экране. Вроде бы и «фишки» на своём месте, и герои не слишком изменились. Только сходство это – карикатурное. Ревность Шейна – не самого плохого парня – приводит его к безумию, Лори превращается в типичную женщину-манипулятора и лишь усугубляет разлад между Риком и его старым другом. Дейл прикинулся ветошью и морализаторствует. Один Глен умудряется найти любовь, а Дэррил – ещё и совесть.

Семейная драма и безостановочно рефлексирующие персонажи подобно кислоте разъедают все на своем пути.

Авторы не смогли по-новому рассказать историю выживших, пусть не под соусом реализма, но хотя бы оригинальности. Повторяя ошибки 1-го сезона, авторы, по сути, делают именно то, что убило другой комикс-сериал «Герои», шедший на канале NBC.

Цикличность трижды повторяющегося сюжетного хода за 13 серий и вправду впечатляет. Мгновение — и кажется, что теперь все будет хорошо, но нет, ярлык «драма» не позволяет. Герои «The Walking Dead» в чем-то схожи с персонажами своего старшего брата – «Breaking Bad» (который, кстати, идет на том же канале). Не внешние факторы, а исключительно поступки героев приводят к ухудшению ситуации. Однако всем известно, что драматизма в реальной жизни хватает, даже если специально не делать никаких глупостей.

2-ой сезон – будто отражение в кривом зеркале, лишенное романтики пост-апокалипсиса, неожиданности и просто новизны. Это просто способ убить время в ожидании чего-то большего; проходной сезон. Его бессмысленный и беспощадный драматизм лишь подтвердил худшие опасения, которые закрадывались в сознание с первых серий.

Сезон 3: Rise of Rick Grimes?

Допустим, что все случившееся было страшным сном. Всё равно ничего существенного за этот год не произошло. Видимо, авторы решили так и сделать. Совсем недавно группа Рика Граймса была разрозненной ноющей шпаной. Теперь же они слаженная команда профессиональных Охотников на Зомби. Парадоксально. Объяснений случившейся метаморфозе нет. Но вот он — бьющий рекорды по популярности 1-ый эпизод нового сезона. Будем препарировать.

Сюжетные допущения по-прежнему с нами. Но они прочно легли в основу сюжета, так что зрители в большинстве своем уже смирились. Драматизм и рефлексия, однако, строго дозируются. Экшн? Зубодробительный. Он пленяет за мгновения и уводит за собой. В тишине на протяжении долгих минут слышны только выстрелы и глухие удары. И даже классический клифхэгер присутствует. Сериал снова удивляет, снова держит планку, снова на высоте.

Мы не можем предугадать, каким будет 3-ий сезон «The Walking Dead», но уже сейчас понятно, что создатели учли ошибки прошлого. Судите сами. Рик Граймс, наконец-то, перестал играть в демократию. Группа больше не разрознена. Герои четко определены, их роли понятны, а действия слажены. А на горизонте маячат те, о ком уже слышал каждый, – долгожданные персонажи Губернатора и Мичонни. Последняя, кстати, уже в первом эпизоде сыграла настоящую сонату на телах мертвецов, вставших на её пути.

Можно ли утверждать, что сериал изменился? Несомненно. Достиг ли новых высот? Что ж, не будем загадывать. Для сценаристов сейчас главное не бросаться из крайности в крайность. Зритель уже обжегся во 2-ом сезоне на драме ради драмы. Кто знает, не ждет ли его жестокость ради жестокости, которой порой грешил оригинальный комикс. Всё остальное не страшно, главное соблюсти баланс. Отметим напоследок, что из надежной могилы, выкопанной сценаристами, никаким зомби не выбраться, не то что реализму. И будем с нетерпением ждать новую серию «Ходячих», конечно же!

Читайте ранее:
Superman фото с сайта Geekster.ru
Комикс-дайджест #3: DC Comics New 52

В Нью-Йорке отгремел Комик-Кон и Geekster припас для вас просто море новостей. Их оказалось...

Закрыть