Сразу предупреждаю: оригинальный роман я не читал, Фицджеральдов никаких не знаю, и поэтому фильм оцениваю с самых незамутнённых позиций. Баз Лурман, может быть, каких-нибудь высоколобых критиков и оскорбил своей фирменной осовремененной, слегка фантасмагоричной трактовкой наиклассической иконы американской литературы, но меня таким уж точно не смутишь. По мне так наоборот: возможно, Баз своей хулиганистой рукой как раз нащупал и мастерски сыграл на той самой жилке оригинальной истории, которая только и позволяет воспринимать её адекватно, а не плеваться от пошлой слащавости происходящего.


Обычно ведь как: если, например, смотришь серьёзную сай-фай ленту с Претензией, то и спрос с неё соответствующий: не дай бог ненароком каким-нибудь из законов физики поступиться – съедят-с. А если это карнавально-фейерверочный блокбастер, то вроде как за такое и ругать-то даже не с руки – подписываясь на просмотр подобного произведения, зритель поневоле вынужден принять грубоватые условности финтифлюшного мира.

Пожалуй, хватит досужих рассуждений, давайте я вам лучше открою страшную правду о «Великом Гэтсби». На самом деле, это не столько романтический фильм, или драма, или вымышленный байопик – если по-честному, то это самый настоящий, обыкновенный, изложенный по классическим канонам фильм-комикс. Только комикс новой волны: сделанный не для пятнадцатилетних мальчиков (которые «Человек-паук пиу-пиу»), и даже не для восемнадцатилетних девочек (капающих слюной на поблёскивающего в сумерках Эдварда), а для девочек очень постарше. Ибо сам Великий Гэтсби, сверкая широченной дикаприевой улыбкой, воплощает в себе наивный архетип поведения «мужика мечты» такой мощи, что иначе как на страницах комикса найти ему место сложновато.

Человек-паук пиу-пиу

Человек-паук пиу-пиу

Окей, я понимаю, что на первый взгляд это кажется глупым, но вы присмотритесь к происходящему на экране – если это не канон superhero movie, то я вообще не разбираюсь в предмете. Вот молоденький Гэтсби подвергается всевозможным чмырениям со стороны судьбы; но всё меняется, когда его внезапно «кусает» случайный миллионер – и наш герой незамедлительно получает набор суперспособностей класса «гений-плейбой-филантроп» вместе с памятным нагрудным значком «юный старковец». Но он вынужден скрывать от мира свою истинную сущность, проводя время инкогнито в своём поместье – Брюс Уэйн-стайл. Так, что там ещё нужно любому уважающему себя супергерою? Верный дворецкий – есть; нелепый мальчик-сайдкик – есть (в этой роли символично выступает разжалованный из Человека-паука Тоби Магуайр); да что там, даже элитный боевой Гэтс-мобиль в наличии, который разве что по стенам не ездит.

Стоит только в туманной дали загореться зелёному Гэтс-сигналу, как Гэтсби-мен немедленно отправляется вершить своё предназначение, а именно – неистово любить свою damsel in distress (которую здесь играет милаша Кэри Маллиган). Делает он это с истинной самоотверженностью рафинированного идеального жениха. Ну то есть – яростно сорит деньгами ради своей избранницы, устилает её путь (в буквальном смысле) ворохами откутюрного шмотья, водит за ручку по своей гигантской жилплощади… Все окрестные женщины мечтают о ночи с Гэтсби-меном, но он по-спаниэлевски предан исключительно своей возлюбленной. Ведя себя большинство времени вполне по альфа-самцовому, в присутствии избранницы Гэтсби обнаруживает неожиданную (и от этого ещё более приятную) робость: тушуется, как пятиклассник в женском туалете, и выказывает тонкую душевную организацию путём демонстрации альбомчика с засушенными цветочками (разве что радужных поней не хватает).

the-great-gatsby-2012-official-movie-trailer-2-0

В этом контексте особенно издевательски (и даже, может быть, глубокомысленно) выглядит то, что персональным сортом криптонита для Гэтсби является именно его женщина. Паренёк ведь к успеху шёл, да с бабой не фартануло.

Всё вышеописанное Баз Лурман заворачивает в блестящую (во всех смыслах) аудиовизуальную оболочку, которая делает из сомнительного (местами) повествования захватывающее атмосферное зрелище. «Великий Гэтсби» – это, наверное, первый романтический фильм, который стоило бы рекомендовать к просмотру в IMAX (если бы он там шёл). Кстати, нельзя не отметить отдельным раундом оваций смелое решение прокатчиков выпустить фильм в кинотеатры дополнительным ограниченным тиражом без дубляжа, на языке оригинала. Считаю, что этот шаг цивилизованные синефилы должны непременно поддержать рублём – авось такой праздник почаще случаться будет.

Подытоживая: удовольствие от просмотра получил сполна – и снято отлично, и за сюжетом следить было интересно, и над культурно-коллективно-бессознательными аллюзиями поразмышлять можно.

Читайте ранее:
Что нужно посмотреть, чтобы возненавидеть путешествия во времени

Так уж вышло, что за последние годы время стало едва ли не самой популярной...

Закрыть