Мы живём в интересные времена. Сегодня индустрия развлечений активно изменяется, что приводит к появлению новых образов, приёмов и историй. В каком-то смысле это связано и переоценкой роли женщин в индустрии. Сегодня мы хотим предложить вам перевод достаточно старого материала Дэвида Бразерса о том, как представление женских персонажей может либо испортить хорошую историю, либо наоборот добавить новые интересные грани.

Одна из проблем комиксов о супергероях — использование слишком откровенных иллюстраций. Возможно причина кроется в том, что супергерои, в большинстве своем, плод фантазии мальчишек. И вполне логично, хоть и немного грустно, что девушки изображаются как идеальные сексуальные партнеры, а не как объективно безупречные персонажи. Как бы то ни было, мы погрязли в дерьмовой сексуализации. И проблема здесь не только в отношении к женщинам, но и в том, как это влияет на создание комикса и его качество. Образы, где сексуальность превыше всего, особенно если это совсем не важно для сюжета, могут отвлечь вас от чтения и полностью изменить восприятие истории.

В этом материале рассказывается о сексуальности в супергероике с точки зрения индустрии и рассмотрю, как рисунок (и секс) может повлиять на повествование и даже отвлечь от него. В этой статье я сравню работы двух художников: Эда Бенеса и Клиффа Чианга. Они работали над серией Wonder Woman. Мы сможем увидеть насколько разный подход к персонажу использовал каждый из них, и насколько сильно их рисунок повлиял на сюжет комикса. Грань между сексуальностью и чрезмерной сексуальностью очень тонка. Безусловно, для каждого она своя, однако в рамках этой статьи нужно обговорить некоторые условия. Просто для того, чтобы не обсуждать одно и то же по несколько раз. Рисунок в комиксе становится пошлым, когда женщин изображают в первую очередь как сексуальные объекты, а только потом как героинь. Откровенная одежда, большая грудь, красивый изгиб спины и правильный ракурс камеры. Хорошим примером будет арт Эда Бенеса, который стал частью промо кампании Blackest Night.

blackest night (арт с Geekster.ru)

На развороте можно увидеть пять полностью одетых мужчин, в то время, как на двух женских персонажах надето минимум одежды, и неважно насколько это уместно. Звездный Сапфир, изображенная на переднем плане, — отвратительный пример того, до каких глубин может пасть искусство супергероики, с этим абсолютно необоснованным высоким воротником героини и с умом расположенной эмблемой. Такое изображение груди и задницы идет в разрез с историей, частью которой является этот рисунок. Эта иллюстрация, хотя бы теоретически, рассказывает о жестокой войне между разными корпусами фонарей. А на деле получается, мы видим полностью одетых перекаченных парней, орущих друг на друга, а неподалеку — полураздетых соблазнительных женщин.

Самый яркий пример того, как Бенес в частности и комиксы о супергероях в целом рисуют слишком вызывающих женских персонажей — это Justice League of America 14 за авторством Дуэйна Макдаффи. Половина участников Лиги Справедливости попались в ловушку Лекса Лютора. Однако, Супермен и Черный фонарь пришли освободить своих соратников. Вот как Бенес изобразил этот момент:

Что же можно сказать о сюжете, взглянув на этот рисунок? Такое изображение сразу наводит на неприличные мысли: Чудо-женщина с большой грудью нарисована по центру на переднем плане, Лисица — в позе, которую, мягко говоря, можно назвать «агрессивный догги-стайл», и здесь же одновременно задница и грудь Черной Канарейки. Ах да, на втором плане слева — расчлененный робот, а далеко справа едва видны еще четверо членов Лиги Справедливости, трое из которых — мужчины. Но фокус разворота, первое, что бросается в глаза, когда переворачиваешь страницу — это грудь Чудо-женщины.

Как это влияет на сюжет? Лекс Лютор провернул обыкновенный злодейский план. Он явно не из тех персонажей, от которых ожидаешь выходку в духе БДСМ по спасению девы в беде, так что излишняя сексуальность персонажей не привносит ничего важного в сюжет. Просто художник может быстро увлечь читателя и получить побольше прибыли за страницу. Секс — на нем скорее акцент, а не на опасности. Он значительно ослабляет напряжение момента и в корне меняет суть комикса.

Обнаженка продается, и продается хорошо, особенно определенной группе поклонников комиксов. В этом нет ничего странного. Но суть в том, что в некоторых сюжетах (где это совсем нецелесообразно) акцент смещается на обнаженку, и процесс чтения становится совсем не таким увлекательным.

Черная Канарейка, Чудо-женщина и Лисица — трое самых сильных и важных женских персонажей комиксов вселенной DC. Разница в том, как изобразили в плену их самих и их друзей просто ошеломляющая. Бэтмена полностью связали, да еще и железные цепи добавили, хотя он обычный человек. Зеленого Фонаря, Орлицу и Красную Стрелу привязали к стульям, и судя по выражениям лиц, их явно пытали. Но трое героинь… Посмотрите, как их связали. Их не пытали. Их просто выставили на показ. И что же мы можем сказать о такой супергероике, где мысль о том, чтобы героинь пытали (т.е. отнеслись бы к ним как к остальным членам команды), становится приятнее чем то, как они здесь изображены?

С другой стороны, у Бенеса есть полная противоположность — Клифф Чианг. Именно он, на данный момент, рисует серию Wonder Woman. В то время, как Бенес известен своим рисунком, похожим на стиль Джима Ли, но отличающийся более пышными пропорциями, Клифф Чианг стал популярным за книги, где изображает приземленную обстановку или приближенную к обычной жизни необычную обстановку. Его работы Doctor 13 и Human Target были чем-то похожи. В обеих сериях заметно, что у Чианга есть чувство стиля, и его рисунок максимально детализирован, что приводит к великолепному эффекту.

Невозможно найти сравнения один к одному Чудо-женщины Чианга и Бенеса, но в первом выпуске новой серии Wonder Woman есть сцена, которая выглядела бы совсем иначе, будь она нарисована Бенесом. Зола, молодая девушка, которой грозит опасность, появляется в спальне Чудо-женщины. Главная героиня просыпается, понимает, что происходит, и надевает костюм. На Золе надеты трусы и рубашка поверх майки. Чудо-женщина спит голой, и остается голой, пока не надевает свой костюм, — это нюанс, который присущ её персонажу и присутствует здесь как само собой разумеющееся.

C учетом всех возможностей для обнаженки тут, этот нюанс становится довольно важным. Обе героини голые, или почти голые. По крайней мере в ближайшее время никто не собирается надевать штаны, а за окном ночь. Можете включить воображение… сейчас. Однако, на этих четырех непоследовательных панелях  видно разницу между пошлым и хорошим рисунком в комиксе. У Чианга был не один шанс показать обнаженку, но он этим не воспользовался. Наоборот, он сосредоточился на сюжете. Сцена продолжается на протяжении четырех страниц и не кажется настолько абсурдной, как разворот со связанными героинями Бенеса. Нагота здесь изображена таким образом, что не добавляет пошлости, так как акцент сделан на другом. Если рассматривать панели по отдельности, то они теряют свою суть, но если смотреть на них последовательно, то перед читателями появляется картина, полная напряжения и ироничного юмора. Диана не одета, но не в этом суть. Это всего лишь один из аспектов всей сцены, лишь один уверенный мазок на всей картине, которой является Wonder Woman #1.

Разница в рисунке Чианга и Бенеса всегда не давала мне покоя. Чианг понимает, что сексуализация должна быть использована во время и к месту. И она явно не к месту, когда автор пытается рассказать серьезную историю. В какой-то степени он дразнит читателя обнаженной Чудо-женщиной, однако никогда не переходит тонкую грань, и обнаженность остается на втором плане. Чианг рисует наготу, потому что это присуще персонажу, Бенес же использует такой рисунок только ради удовольствия. Один рисунок вынуждает вас прекратить, другой, наоборот, заставляет перелистывать страницы все быстрее и следить за выстраивающимся сюжетом.

Супергероика существует для того, чтобы рассказывать истории. Эти истории могут быть очень разными. От мистики и научной фантастики до пикантностей, драмы и экзистенциальных исследований. Проблема возникает, когда два направления сталкиваются, приводя к  ущербному результату. Сочетание этих компонентов в определенных пропорциях может быть увлекательным. Но когда эти пропорции нарушены, все происходящее становится абсурдным, а повествование теряет целостность.

Никому не захочется читать историю о загадочном убийстве, где в конце с неба падает пришелец и превращает всех в хороших парней, или историю о потустороннем ужасе, где в результате Супермен побеждает кулаками. Все это звучит смешно. Не менее смешно, когда приключенческий комикс напичкан неуместной обнаженкой.

  • Alexander Kharkov

    Полностью согласен с товарищем. Это одна из причин, почему меня отталкивает супергероика от Marvel/DC. Если хочется обнаженки, то лучше взять Манару и не мучиться =) Мне в этом плане BD нравится, там с этим все намного честнее. Как и в европейском кино.
    А вообще, изменения в лучшую сторону, конечно, наблюдаются. Например, перезапуск Черной Вдовы с Филлом Ното – сама Черная Вдова там офигенная. Ну и издательства поменьше, вроде Image Comics радуют.

  • Julia Makovoz

    Удивительно было бы, если бы автором статьи не была женщина. Хотя я полностью со статьей согласна. И согласна и с тем, что есть позитивное движение вперед. Это то самое, что оттолкнуло меня от серии “Красная Фурия” небезызвестного издательства Bubble. Мне казалось, что создавая издательство с нуля, нужно учится у коллег. Они и учатся, потому что это комикс привлекателен своим изображением женщин для мужчин, на которых в первую очередь была ставка как на новую аудиторию. Впрочем, во всех четырех комиксах первой волны у них женщины гиперсексуализированы, но в других они на заднем плане.

  • KrisSutton

    Всё замечательно, но всё равно имхо бессмысленно – пока у супергероинь в качестве одежды что-то обтягивающее… ИМХО – если это обтягивающее – оно должно быть сексуальным. Как на картинке с Лютером. Если не хотите излишней сексуальности – http://tradiciadrevnih.ru/galereya/1qasdrtfghbnx/203_rCjhcVFlVfzgHOzcyMeCoBKKI.jpg вот пример какой можно изобразить супергероиню. Максимально удобно, практично и есть куда нацепить знаки отличия. Но мы то все знаем, что весь текущий внешний вид сделан для того, чтобы журналы покупались определенной аудиторией.

  • LeytoII

    А нынешний костюм Бэтёл разве такой уж обтягивающий? А у Капитан Марвел? А у Мисс Марвел?

  • KrisSutton

    Аргумент, сейчас стало по-тихоньку всё меняться. Но опять таки “по-тихоньку”.

Читайте ранее:
главные события 2015 (Geekster.ru)
Главные события 2015

Вопреки всему, 2015 год оказался богат на крупные и важные события в жизни отечественной...

Закрыть