Фронитр (обложка с сайта Geekster.ru)
Фронитир (открывок с сайта Geekster.ru)

Начнем с работы Алексея Волкова, Евгения Францева и Кирилла Кутузова: серии из трех коротких новелл, объединенных общим персонажем и сквозной канвой. «Фронтир» – представитель раннего постмодернизма, такого, знаете, махрового, который про правду-матку. Первое, что бросается в глаза – каждая из историй начинается с оммажа известному, вернее, культовому кинопроизведению «Криминальному чтиву» или «Заводному апельсину», с поправкой на реалии постапокалиптической России, решившей переквалифицироваться в Дикий Запад образца Гражданской Войны в США. Авторы эту концепцию обозначили как «пельмени-вестерн», очевидно, продолжая постмодернистскую линию.

В этом, на мой взгляд, и заключается первая глобальная проблема «Фронтира». Книга переваривает себя снова и снова, становясь, эдакой вещью в себе. Сборник вовсе не страдает грехом, сгубившем не одного европейского комиксиста, – отсутствием очевидной идеи, без которой литературное произведение просто не способно существовать, как животное без хребта. Напротив, книгу разрывает на части «многоидейность», делая ее похожей на сиамского близнеца, состоящего человек из четырех и скрепленных в разных точках. Картинка вряд ли кому-то покажется привлекательной. Что чаще всего приходит на ум увидевшему такого человека? Скорее всего, вовсе не отвращение, а жалость. То же, увы, внушает и «Фронтир».

При этом сценарий Алексея Волкова, на мой взгляд, один из лучших примеров талантливого написания рисованной истории, обладающий приятным балансом полноты, динамики и раскрытия действий персонажей. Однако отрывочность и разобщенность сводят эту замечательную работу на нет. Желание рассказать все и сразу порой обрывает сюжетные линии, низводит персонажей до двухмерных моделей вместо того, чтобы раскрыть их как живых людей. Привет, мистер Мартин.

Рисунок Евгения Францева тоже пострадал от этой суетливой раздробленности. Последняя новелла «Дочь преступника» сильно отличается (причем, на мой взгляд, не в лучшую сторону) от предыдущих.  Помимо этого, внутри каждой истории есть кадры и полосы с прекрасным ровным инкованием, наталкивающим на мысли об Акишинской традиции, что намекает нам на формирование тренда рисованных историй ближе к руслу манги и гэкиги, но порой линии становятся дерганными, кадры спутанными и либо выпадают, либо, наоборот, излишествуют. Такое ощущение, что иногда у рисунка попросту случается припадок или ПМС.

Вследствие всего этого «Фронтир» так и не становится полноценным романом, а остается в категории сборников. И тут я могу перейти к «Российскому комиксу быть!», бесплатно распространявшегося на ComicCon Russia 2016.

Российскому комиксы быть (обложка с сайта Geekster.ru)
Российйскому комиксу быть (отрывок с сайта Geekster.ru)

«РКБ!» в очередной раз знакомит нас с именами одаренных комиксистов, которые при должном усердии, вложении средств и сил станут флагманом рисованных историй и заложат камни в фундамент… Но, понимаете – опять! Этот процесс продолжается уже несколько лет. Не настало ли время совершить следующий шаг?

Да, «РКБ!» – замечательный, превосходный продукт с точки зрения наблюдателя, но не читателя. Даже родитель, искренне радующийся тому, что его ребенок учится складывать буковки на магнитной доске в слова, не сможет упиваться этим успехом вечно. Да, даже если малыш в силу особенностей физиологии так и не освоит чтение, родитель не станет любить его меньше. Однако же, черт возьми, то, что уже должно было перерасти, если не в индустрию, то хотя бы в полноценную дисциплину, все еще топчется на месте. И это уже при учете опыта BUBBLE. Огромного и богатейшего опыта.

Почти половина работ сборника мне приглянулась. Их сценарные и художественные задумки действительно профессиональны, самобытны и выполнены на уровне. Я не буду их перечислять, ибо не вижу в этом смысла. Разобрать каждую детально – долго, но и бестактно. По сути, ни одна из работ не является целостным художественным литературным произведением. Это все еще слова на магнитиках.

И тут встает вопрос, главным образом, к издателям. Ведь вы же видите, что настает время для изменения политики. Из чего исходит такая нерешительность? Или в пору заменить восклицательный знак в названии сборника на вопросительный?

Как итог, две книги. Каждая преисполнена прекрасных качеств, одновременно распыляясь на многозадачность и теряя при этом весь свой шарм. Такими темпами российские комиксы будут ближе к российскому кино, чем к русской литературе.

Читайте ранее:
warhammer40000-logo
№1: Will of Iron

Варп-штормы, которые скрывали бывшую имперскую планету Эксирион в течение сотен лет, наконец отступили. И...

Закрыть