Rayman title

Отдельно: белые кулачки, желтые кроссовки, голова и тело. А вместе: Rayman – один из популярнейших героев видеоигр за последние 20 лет. Мультяшный герой, полюбившийся миллионам детей и взрослых вместе со своим «отцом-создателем» – геймдизайнером Мишелем Анселем, стоит у основания медиа-гиганта, издателя и разработчика игр Ubisoft.

На следующий год Рэймену исполнится 20 лет – серьезная годовщина. За эти годы жизнь героя менялась, были взлеты и падения, он играл главные и второстепенные роли в играх, эволюционировал и менялся в ногу со временем. На разных консолях и домашних компьютерах вышло более дюжины игр с участием Рэймена, появились фан-комиксы, майки и фигурки. На сегодняшний день по всему миру продано около 20 миллионов копий игр с именем Rayman  в названии. Что же происходило с милым мультяшным героем на протяжении последних девятнадцати лет, как менялись игры с его участием и почему некоторые из них стали популярны, а другие редко вспоминают? Давайте вспомним вместе и начнем с самого начала.

В далеком 1995 году на персональных компьютерах под MS-DOS и консолях Atari Jaguar,   а немного позже на Sega Saturn и Sony Playstation вышла оригинальная игра «Rayman» – 2D-платформер о противостоянии главного героя под нашим управлением и некоего злодея Мистера Дарка. Сложнейшей задачей игры было добраться до этого злодея, преодолев несколько сложных уровней и освобождая из клеток электунов (добрых и беззащитных розовых существ). Клетки были разбросаны по нескольким локациям в равном количестве. Для того, чтобы подобраться к особо недоступным клеткам, приходилось сначала обзавестись необходимыми навыками на следующих уровнях, а затем возвращаться в предыдущие. Гениальные идеи, ставшие уже классическими формами геймдизайна, возникли давным-давно и  были реализованы, в том числе, и в оригинальной «Rayman». Игра была на редкость красива (по меркам 1995 года просто загляденье), каждый уровень был проработан до мелочей, имел что-то характерное и оригинальное. Визуально в те годы лучше смотрелись игры с мультяшной графикой, технические возможности компьютеров и домашних консолей того времени были очень ограничены. Третье измерение только осваивалось и по-настоящему красивые 3D-игры были еще впереди. Те, что уже вышли, выглядели серо-коричневыми с красными пикселями крови,  в то время как двумерные игры радовали глаз сочной, разноцветной и яркой палитрой.

Rayman 1995

Несмотря на зубодробительную сложность, «Rayman» держал игрока мертвой хваткой, от игры было сложно оторваться, хотелось во что бы то ни стало добраться до очередной клетки, хитро спрятанной и защищенной всякими ловушками, чтобы продвинуться дальше и открыть следующие локации. При этом приходилось экономить ограниченный запас жизней, отрабатывать каждый уровень, собирать все бонусы, чтобы увеличить шансы на победу, ведь за неудачи игра наказывала очень строго – приходилось начинать все прохождение с самого начала. Сейчас, когда в играх нам предлагают сохраняться через каждые 5 минут, это кажется просто немыслимым. Но в 1995 году это было абсолютно нормально и нисколько не удручало.

Рассказывая о первой игре, не могу не вспомнить об озвучке и саундтреке, они заслуживают отдельной похвалы. Звуки, сопутствующие путешествию нашего героя и сопровождающие его действия, такие же смешные, как и персонажи, которых он встречает на своем пути.  Приятные мелодии снимают напряжение, а когда это необходимо – наоборот, нагнетают атмосферу, подстегивая игрока воспринимать происходящее должным образом и зарядиться адреналином в напряженных схватках с боссами, когда один пропущенный удар может оказаться решающим. В последующих играх разработчики держали марку и совершенствовались, а в новейших «Rayman Legends» и «Rayman Origins» озвучка и саундтрек – настоящие произведения искусства.

Большой успех Рэймена в 1995 году подтолкнул его разработчиков к выпуску редактора уровней для игры, в последующие годы появилось множество фанатских модов и сборников, вышли компиляции «Rayman Gold», «Rayman By His Fans», «Rayman 60 levels», «Rayman Collector», и «Rayman 100 levels». Из всех многочисленных игр с именем Rayman в названии, вышедших с 1995 года и по сей день, самой продаваемой остается первая игра (суммарный тираж только на двух консолях Playstation и Gameboy Advance превышает 3,5 млн. копий).

Rayman 2 The Great Escape

Но прогресс неизбежно толкает вперед,  заставляет меняться, и нашему герою пришлось идти в ногу со временем. Рэймену удалось успешно переехать из двумерного измерения в трехмерное, что, надо заметить, было задачей непростой, и справились с ней далеко не все герои видеоигр того времени. «Rayman 2: The Great Escape» вышла в 1999 году сразу на трех платформах (N64, Dreamcast, PC), годом позже на Playstation, позднее на Playstation 2 под названием «Rayman 2: Revolution», на карманной Gameboy Color как «Rayman 2: Forever», на Nintendo DS как «Rayman DS», на Nintendo 3DS как «Rayman 3D», а в 2010-м была портирована на iOS. «Rayman 2»  унаследовала от оригинальной игры все плюсы, серьезный уровень сложности, а также стала реализацией многих новых идей, возникших в результате появления третьего измерения. Она быстро заслужила статус культовой игры и получила высочайшие оценки. Прогресс был «налицо» в прямом смысле – игра выглядела современной и красивой. С объемом появилось ощущение большого пространства, которое разработчики удачно использовали для создания интересных испытаний, мини-игр и просторных локаций.

Аркадную гонку с препятствиями под названием «Rayman M» (вышедшую также под названием «Rayman Arena» в 2002 году), можно считать первым экспериментом на пути к «Rayman Raving Rabbids». Впервые в игре с Рэйменом присутствовал соревновательный мультиплеер, ставший в наши дни уже нормой.  Сама игра еле дотягивала до середнячка, была весьма неопрятна в визуальном плане и ценности для всей серии не представляет.

Никакого скачка вперед в развитии сериала не сделала и вышедшая в 2003 году следующая игра – «Rayman 3: Hoodlum Havoc». Сама по себе, она была ничуть не хуже, чем «Rayman 2: The Great Escape», но лишь  развивала идеи, заложенные в предшественнице. Она не была столь новаторской, и в итоге не оправдала надежд издателя и разработчика на коммерческий успех. О ней часто говорили: «Создатель Рэймена Мишель Ансель не принимал участие в разработке, вот и игра не удалась». Это не  совсем верное утверждение, под каким углом ни посмотри. Во-первых, Ансель консультировал разработчиков и наблюдал за творческим процессом. Во-вторых, игра получилась увлекательная, красивая и разнообразная, а в сюжетном плане она гораздо более насыщена по сравнению с предыдущими. Если говорить о юморе – его в «Rayman 3» едва ли не больше, чем в любой другой игре с участием Рэймена, причем рассчитан он как на детскую, так и на взрослую аудиторию. Разумеется, каждая игра становилась технически совершеннее предыдущей и «Rayman 3» не исключение. Сериал продолжил свое развитие, но  этого оказалось мало: популярность жанра 3D-платформеров осталась в прошлом. Именно по этой причине разработчики начали искать другие игровые жанры и ударились в эксперименты, отчаянно стараясь оживить своего героя.

Rayman 3

В своем классическом виде Рэйман продолжил жить только на карманных консолях (в основном Nintendo Gameboy Color, Gameboy Advance, DS и 3DS). Про поделки-симуляторы гольфа, боулинга и прочего, выпущенные для смартфонов и других мобильных устройств, вспоминать нет смысла – они не заслуживают нашего внимания. Упомяну лишь о двух играх, представляющих интерес для фанатов сериала. Первая – «Rayman 3: Hoodlum Havoc» для Gameboy Advance, представляющая собой совершенно другую игру, нежели одноименная игра на консолях. Она больше похожа на сиквел первой игры о Рэймене и объединяет их не только дизайн, но и старое доброе 2D. Вторая –  «Rayman: Hoodlum`s Revenge» от стороннего разработчика, примечательна своим изометрическим видом (вышла на Gameboy Advance в 2005 году). Конечно, все эти игры держатся особняком от основной трилогии, как в плане качества, так и по части популярности. Рэймен прозябал в тени былой славы до 2006 года, когда ему выпала честь стать приглашенной звездой в сборнике мини-игр «Rayman Raving Rabbids». Появившись в 2006 году, игра про  сумасшедших кроликов стала наиболее популярна на Nintendo Wii, благодаря возможности играть в компании «на одном диване», что идеально соответствовало концепции консоли. Кроме того, управление на Wii было реализовано удачнее, чем с обычным геймпадом на других консолях и PC (об управлении «клавиатура-мышь» лучше не вспоминать). Рэймена не назовешь главным героем игры, а сама игра имеет мало общего с известной трилогией, из-за этого многие поклонники серии приняли ее «в штыки». Но, «Rayman Raving Rabbids» нашла свою, другую аудиторию и получила хорошие отзывы. Ее сильные стороны: юмор, геймдизайн и великолепная озвучка. Игра действительно способна развлечь и поднять настроение, если не ждать от нее «продолжения» любимых игр о Рэймене. С другой стороны, многие, купившие игру только из-за имени Рэймен в названии, имели полное право на негодование, получив совсем не то, чего ожидали. Но, бизнес есть бизнес:  нашего героя и сделали приглашенной звездой, чтобы он продавал игру.

RABBIDS

Вслед за «Rayman Raving Rabbids» вышли «Rayman Raving Rabbids 2» и «Rayman Raving Rabbids: TV Party», выполненные в том же духе и ставшие коммерчески успешными. Казалось, старой гвардии поклонников уже не видать «своего» любимого Рэймена, но и на их улицу пришел праздник. Случилось это в 2011 году, когда вышла «Rayman Origins». Игру задумали очень вовремя, когда на двумерные платформеры снова появился спрос, благодаря набирающему обороты рынку инди-игр. Нишевые, недорогие проекты заполнили цифровые сети дистрибуции и, в большей степени, это именно 2D-платформеры. Герой вернулся к своим истокам, дрейфуя на волнах модных тенденций.

«Rayman Origins» удалась на славу и двумя годами позже обзавелась продолжением – «Rayman Legends». Отличить их сможет не каждый, выглядят они очень похоже и построены на одной основе. Пожалуй, это самые совершенные на сегодняшний день представители жанра как технически, так и в плане геймдизайна. Обе игры очень красивы и содержат огромное количество уровней, в том числе и секретные.  Отдельно замечу: музыкальные уровни «Rayman Legends» вряд ли оставят кого-то без позитивных эмоций. Обе игры построены на фундаменте самого первого «Рэймана» и, с учетом опыта прошедших лет, впитали в себя лучшие находки из всех игр жанра, в том числе и Donkey Kong Country.

Legends

Если кто-то считает «Rayman: Origins» и «Rayman: Legends» хардкорными играми – он сильно заблуждается. По-настоящему хардкорная игра – первый, оригинальный «Rayman» 1995 года. Попробуйте и убедитесь сами, а если к подобному подвигу вы не готовы, но и не согласны с мнением автора статьи, то я вам приведу неоспоримый аргумент.  Да, в «Origins» и «Legends» есть сложные уровни, по которым разбросано множество бонусов и челленджей, не спорю – собрать и выполнить их все нелегко. Но вот главное: для того, чтобы пройти эти игры, совсем не обязательно собирать и находить все секреты и труднодоступные клетки с заключенными (в новых играх электунов сменили феи и их монархи). Как во многих других современных играх, сложнейшие испытания вынесены за пределы основного прохождения. Хотите – выполняйте, не хотите – идите мимо, дальше – к главному боссу и финальным титрам. В оригинальной «Rayman» такой фокус у вас не пройдет! Ее хардкорная сложность заключается в том, что для прохождения игры и встречи с мистером Дарком вам необходимо собрать все секреты и, разумеется, пройти все уровни. Никаких поблажек! Это как убрать из сложной игры выбор уровней сложности Easy и Normal, оставив только Hard. Для взрослого поколения геймеров самый первый «Rayman» остается любимой игрой серии, несмотря на совершенство дизайна и драйв последних двух игр. Новое поколение, привыкшее к поблажкам и заниженному уровню сложности игр в целом, считает «Rayman Legends» сложной игрой и редко пробует старого Рэймана «на зубок», прикрываясь его архаичностью. И зря, несмотря на приличный возраст, игра до сих пор приятно смотрится, особенно в портативных версиях. Если вы уже набили руку на «Rayman: Legends», возможно, пришло время принять настоящий вызов, а заодно и посмотреть «с чего все началось», поиграв в Рэймена образца 1995 года – игру, ставшей настоящей классикой!

rayman origins

Читайте ранее:
О людях и персонажах

Вы когда-нибудь задумывались о том, что отличает кино от театра? Дело не только в крупном плане,...

Закрыть