Здравствуйте! Вот уже второй год исполняется издательству “BUBBLE”. Расскажите, пожалуйста, о проделанной работе и успехах. Какие вы ставили себе личные или бизнес-цели, когда издательство только открывалось? Можете прокомментировать их достижение\не достижение?

 Цели ставили довольно простые: стабильный выпуск четырёх заявленных линеек > наращивание читательской базы > монетизация. Сейчас мы вплотную подобрались к третьему пункту, и, надо сказать, мы очень довольны, что это случилось так быстро.

bubble-razvorot-geekster

Почему выбрали именно журнальный комикс-формат по выпуску в неделю? 

Причины элементарны: на момент запуска у нас работала всего одна команда редактор-верстальщик, и сдавать 4 номера в одно время было просто невозможно. Поэтому мы побили 4 комикса на 4 недели, чтобы у нас было время тщательно подготовить каждый номер к печати.

Что вы, как оказалось, делали так, а что не так? 

Поначалу мы делали ужасно некрасивые хвосты и пузыри, но уже к третьим номерам понабрались опыта и всё исправили. Кстати, в тпб-версиях многие пузыри из 1 и 2 номеров комиксов будут переделаны.

 

Как вы оценивали рынок комикс-индустрии и печатных комиксов, когда начинали работать над издательством?

Никак. Рынка комикс-индустрии до нас попросту не было того, и оценивать нам было нечего. Уже после того, как мы стартовали и показали, что комиксы — это довольно серьёзная штука, в которую вкладываются большие компании, подтянулись все остальные.

 

Что успело измениться и как? 

Изменилось всё. Появилось множество мелких издательств, как с переводной, так и с оригинальной продукцией. И я очень рад: это именно то, что нужно нашей комикс-индустрии на данном этапе.

 

Какова была позиция компании на рынке и какова она сейчас? Имеются ввиду и цифры продаж, и присутствие в точках, и популярность\узнаваемость бренда. 

Что тут скрывать, мы как были несомненными лидерами на старте, так ими и остаёмся. Некоторые скажут «всё дело в деньгах», и будут не правы. У многих других издательств есть достаточное количество денег для стабильного выпуска заявленных серий, но они раз за разом проваливают обещанные сроки. Мы же ещё ни разу не позволили себе такого. И я считаю, что именно ответственность перед потребителем и отличает лидеров индустрии от всех остальных. 

Что касается цифр. Мы сознательно пошли на уменьшение тиражей, чтобы таким образом поддержать развитие комикс-индустрии. И эта тактика уже принесла результаты — по моим данным, благодаря нашей акции по России открылось целых 5 новых комикс-магазинов. Постепенно мы охватываем новые точки: недавно нас стали продавать в крупной сети книжных магазинов «Москва». Так что с узнаваемостью и популярностью всё отлично: растём, развиваемся.

 

Расскажите, пожалуйста, о действующей команде и работе издательства. Художники, колористы, сценаристы – это всё понятно. А как в остальном устроена команда? Пресс-служба, секретари, офис-менеджеры, hr’ы, маркетологи, комьюнити-менеджеры… Вы работаете или пробовали какой-нибудь метод организации рабочего процесса? 

Недавно к нам присоединилась Ольга — замечательный пиар-менеджер, которую вы могли заметить на нескольких наших видео. Оля придумывает крутые конкурсы и занимается организацией всех предстоящий мероприятий. А ещё у нас появился литературный редактор Роман. Рома — настоящий профессионал своего дела, он ко всему подходит основательно. Последние номера комиксов, вышедшие под его редактурой — это просто нечто! Обязательно прочитайте, чтобы убедиться лично.

 

Расскажите об отзывах читателей? Вам пишут письма?

На протяжении всего нашего существования письма на почту нам пишут либо люди, жаждущие работать у нас, либо типичные «городские сумасшедшие». К счастью, первых стало больше, а вторые практически пропали.

 Официальный волпэппер приуроченный к 10 тысячам подписчиков в паблике

Оставляют комментарии в группе вконтакте? 

Комментарии вконтакте — это отдельная тема. Комментарии оставляют 3 типа людей: «фанаты», «критики» и боты/тролли. Первые и вторые часто устраивают баталии в комментариях, а вот третьи нещадно караются баном.

 

Чаще хвалят или ругают? 

У нас в группе сложилась такая ситуация, что если читатели хвалят нас, то обязательно за дело. Ругают, соответственно тоже. Так что мы не в обиде.

 

А вы сами себя чаще хвалите или ругаете? 

Чаще ругаем. Нам есть куда расти, и с каждым новым номером нам удаётся прыгнуть чуточку выше и взять новую планку качества.

 

На что из комментариев и критики вы обращаете внимание? 

Мы любим логичную, обоснованную критику, касающуюся персонажей и мира, окружающего их. Комментарии из серии «верните старую рисовку» всерьёз не воспринимаются.

 

Может быть, есть какие-то реальные кейсы по использованию предлагаемых идей или улучшений? 

Так навскидку сразу и не вспомню… Могу только сказать, что мы очень внимательно отслеживаем комментарии и предложения по уже имеющимся сериям, и часто прислушиваемся к толковой критике.

 

Каково это вообще, быть редактором и издателем комиксов в России? 

Классно )

 

Что нужно чтобы издательство существовало в таком же виде, как сейчас существует у вас? 

Много, очень много работать. В среднем наши сотрудники работают по 10 часов в сутки, плюс часто берут работу на выходные.

 

Может быть, есть какие-то проблемы, с которыми сложно бороться именно из-за особенностей отечественного рынка? 

Да. Рынок дистрибуции — это главная и единственная наша проблема. Я твёрдо убеждён, что настоящий расцвет комикс-индустрии в России произойдёт только после того, как у нас появится свой аналог DiamondComics, т. е. крупная сеть дистрибьюторов, которая взвалит на свои плечи контроль, отгрузку и хранение всех выпускаемых комиксов в стране.

 

Каким по вашему должно быть идеальное издательство в наших реалиях? 

Идеала, как известно, не бывает, но к нему надо стремиться. Я могу сказать, что если мы выпустим различные товары с нашими персонажами (игры, фигурки, etc.) и снимем фильм, мы станем на один шажок ближе к идеалу.

 

Расскажите об участии издательства в тематических мероприятиях. Где принимали участие и как, что понравилось\не понравилось вам как посетителю и представителю компании. Как по вашему должно строиться сотрудничество организаторов мероприятия и его участников? 

Мы много где принимали участие. В основном, это были профильные конвенты с нашей целевой аудиторией. Время от времени мы стараемся выступать на выставках и мероприятиях, которые не имеют прямого отношения к комикс-индустрии, и, надо сказать, результаты пока не ахти. Многие люди, не знакомые с комиксами, до сих пор считают их картинками для детей/дебилов (нужное подчеркнуть). Мы стараемся переубедить каждого, кто так думает, и, к нашей чести, это нам нередко удаётся — скептики, подошедшие к стенду, зачастую уходят с руками, полными наших комиксов.

Что касается организаторов… было бы замечательно, если бы они выполняли все свои обещания, данные до мероприятия. К сожалению, такое случается не часто.

 

Каким вам видится идеальное мероприятие для читателя комиксов? 

Comic-Сon в Сан-Диего.

 
comic-con-geekster

А событие? 

Анонс долгожданной серии с любимым автором/художником.

 

Что вы думаете насчет ComicCon Russia? 

Ребята большие молодцы, что не побоялись организовать такое шоу у нас в стране. Уже за одно это им можно поаплодировать.

 

Мы знаем, что вы собираетесь анонсировать там свои новые линейки. Почему было выбрано именно это мероприятие? 

Потому что оно крупнейшее в стране и проходит в Москве. Ну и плюс совпало то, что мы готовили запуск новых серии аккурат к этой осени.

 

Расскажите о планах издательтва. Насколько нам известно настольная игра “Осада Асулбурга” отложена в угоду двум новым комикс-сериям. Почему вы всё-таки на это решились? 

Кто сказал, что она отложена? На «Осаду» обратили внимание серьёзные люди из индустрии настольных игр. Поэтому в данный момент мы её активно дорабатываем и улучшаем.

 

Уверен, что решение начать разработку настольной игры тоже было не самым простым, но вы всё-таки на это решились. Как и почему? 

У нас появился материал, который невозможно было бы полноценно описать в комиксе, поэтому мы решили сделать настольную игру, чтобы читатели могли напрямую поучаствовать в сражении, управляя любимыми героями и злодеями. Путь к игре был долог и тернист, но мы справились (в основном, за счёт работы на выходных и отсутствия сна, но кого волнуют такие мелочи?).

 

Что ещё нас ждёт кроме настолки и двух новых тайтлов? 

А вам мало? ) У нас есть планы на ближайшие несколько лет, но мы пока держим их в секрете.

 

Одно время ходили слухи о предложениях снять телесериал или даже кино. Это, действительно, только слухи? Может быть есть какая-то новая информация? 

Нет, это не слухи. На данном этапе мы ведём активную работу над адаптированием сценария одного из наших комиксов под кино-формат. Это будет бомба)

artem-gabrelyanov-geekster 

Что ж, спасибо Артёму за такое интересное интервью. А наша редакция уже готовит вопросы для новых встреч с самыми интересными людьми индустрии.

Читайте ранее:
Эммет Скэнлэн (фото с сайта Geekster.ru)
Спектр появится в «Константине»

Мы уже писали, что шлем Доктора Фэйта в сериале о Джоне Константине - прямое...

Закрыть