Ни для кого не секрет, что индустрия комиксов зародилась в конце 30-х годов. Именно тогда, на фоне Великой депрессии, истории о сверхлюдях пользовались большим спросом. Супермен, Человек факел, Фантастическая четверка, Человек-паук, Бэтмен – все эти герои изначально были максимально идеализированы. Ведь именно такими их хотели видеть читатели, уставшие от кризиса и повседневности. А комиксы на тот момент, а для некоторых и сейчас, были одним из способов удрать от этой гнетущей реальности в мир более привлекательный.

С течением времени и изменением политических, экономических и других аспектов жизни, потребность читателей в определенных сюжетах также изменилась. Сейчас уже трудно кого-то удивить идеализированными супергероями, далекими от наших повседневных проблем. В целом в индустрии кино и комиксов сейчас гораздо больше персонажей, которые не просто далеки от образа борцов за справедливость и интересы народа, но и имеют свои, порой схожие с нашими, проблемы. Я бы даже сказала, что порой эти самые проблемы и изъяны гипертрофированы. Многие персонажи известных серий терзаются в сомнениях, их разрывают на куски собственные внутренние противоречия. И вот на этом моменте мне бы хотелось остановиться.

В комиксах можно насчитать с пару десятков персонажей, которые страдают расстройством личности. То есть в одном герое воплощены две, а то и несколько сущностей, каждая из которых совсем не похожа на другую. О нескольких персонажах, страдающих диссоциативным расстройством личности, мне бы и хотелось рассказать в этой статье.

Одним из наиболее ярких и, на мой взгляд, интересных,  персонажей с подобным недугом стал Джозеф Оппенгеймер, герой комикса «Манхэттенские проекты» за авторством Джонатана Хикмана и Ника Питарры. За основу комикса взят реальный исторический факт – Манхэттенский проект – программа США по разработке ядерного оружия, в которой приняли участие именитые ученые со всего мира, среди которых был и Роберт Оппенгеймер. Сюжет комикса, это своего рода интерпретация с немалой (даже огромной) долей вымысла и сюрреализма, граничащего с абсурдом.

Родились в Америке два близнеца по фамилии Оппенгеймер. Одного звали Роберт, другого Джозеф. Все довольно банально: один (Роберт) был не по годам умным и исключительно положительным парнем, в то время как второй (Джозеф) страдал диссоциацией личности и… был каннибалом. Дело в том, что Джозеф поглощая людей, приобретал их знания и способности. У него было сразу несколько «аватаров», каждый из которых видел свое будущее в развитии программы «Манхэттенского проекта». Как ни крути, но персонаж Оппенгеймера очень ярко иллюстрирует то, как в современной индустрии читателю интереснее следить за антигероями, а, говоря простыми словами, за психопатами, творящими порой откровенную дурь. Безусловно, персонаж Оппенгеймера замечательно прописан. Сцены фрустрации и столкновений личностей в голове героя – один из немаловажных акцентов комикса. «Манхэтенские проекты» в целом довольно сильное произведение, где вы сможете найти много интересных идей и интерпретаций на тему «а что, если бы…»

В последнее время персонаж болтливого наёмника многим приелся. На фоне выхода фильма шла активная пиар компания, а издатели пытались выпустить как можно больше локализованных комиксов про Пула, хоть и качество оригинала в плане истории было сомнительным. Тем не менее, нельзя отвергнуть тот факт, что Уэйд Уилсон один из самых отмороженных героев комиксов. Кому как не ему знать о противоречиях, раздирающих на части.А начать стоит с того, что Дэдпул на данный момент единственный персонаж Марвел, который понимает, что он вымышленный герой комиксов и запросто ломает злополучную четвертую стену, общаясь напрямую с читателем. Уэйд Уилсон вообще является персонажем, который вобрал в себя массу недугов, среди которых и диссоциативное расстройство личности. Пул постоянно слышит голоса в своей голове, и именно его второе альтер-эго порой толкает его на самые глупые, я бы даже сказала, дебильные поступки. Кстати, появилась эта особенность у персонажа не так уж и давно.

Издательство DC тоже не обошлось без персонажей, страдающих подобным недугом. Самый известный и противоречивый из них – это конечно же Двуликий или Харви Дент, как его звали до того самого злополучного инцидента, когда половина его лица была обезображена кислотой. Дент, один из старейших врагов Бэтмена, впервые появился в 66 выпуске Detective Comics и был вдохновлен киноадаптацией о Джекиле и Хайде. До определенного момента Харви был порядочным борцом с преступностью, сотрудничал с Бэтменом и капитаном Гордоном. Хотя и у него были свои «скелеты в шкафу». Та самая монета, без которой Дент был не в силах принимать решения, досталась ему от отца, который в свою очередь всячески издевался над сыном.

История двуликого неплохо раскрывается в комиксе Энди Хэлфера, вышедшего вслед за «Бэтмен. Год первый» Фрэнка Миллера, где  Дент упоминается в качестве одного из помощников Бэтмена. Харви практически на протяжении всей жизни мечется от одной своей сущности к другой. То он становится главой криминальной группировки Готэма, в которой участвуют Харли Квин, Пингвин, Джокер и другие больные на всю голову персонажи вселенной DC. То Харви (после операции по восстановлению лица) встает на сторону Бэтмена и Гордона, защищая город от преступности.

Не смотря на то, что Двуликий довольно сильный противник, к нему нельзя не испытывать жалости. Все страхи и психические отклонения преследовали его еще с детства. У него нет никаких невероятных способностей. Единственное, что его выделяет среди большинства злодеев, так это его «букет» психических заболеваний и способность манипулировать людьми.

Еще одним персонажем, который испытывал трудности с идентификацией собственной личности, стал Роршах или Уолтер Ковач, как его назвали при рождении. Роршах, пожалуй, наиболее здравомыслящий персонаж из этого списка. Зачастую он может аргументировать свои действия адекватными доводами, но, не смотря на это, Роршар проявил себя как герой непостоянный, очень жесткий и бескомпромиссный. По аналогии с Харви Дентом и Джозефом Оппенгеймером, расстройство личности Ковача уходит корнями в его детство. Уолтер рос озлобленным ребенком, а виной тому, вероятнее всего, стала его мать, которая на глазах у ребенка водила в дом мужчин, при этом, когда Уолтер становился невольным свидетелем всего происходящего в спальне, то непременно получал затрещину. Такое обращение с юным Уолтером привело к агрессии, направленной на сверстников.

В «Хранителях» очень ярко показан момент, который разделил жизнь Ковача на два этапа. После расследования похищения девочки, Ковач понял, насколько безжалостно с ней поступили, и тогда-то маска Роршаха стала его настоящим лицом.

Про Роршаха нельзя сказать однозначно положительный он герой или же наоборот. Он проявил себя как персонаж со своими непоколебимыми принципами (хоть в некоторых моментах и противоречит сам себе), однако нельзя отвергать тот факт, что Роршах и Уолтер Ковач – это две ипостаси одного, психически нездорового человека.

Крейзи Джейн из Doom Patrol некоторые называют чуть ли не самой «шизонутой» барышней кейп-комиксов. У Джейн целых 64 воплощения сущности, почти каждое из которых обладает своими сверхъестественными способностями, да и выглядит она, мягко говоря, необычно. Среди альтер эго Сумасшедшей Джейн есть и мужененавистница Блэк Эннис, и Дэдди, образ ее собственного отца, издевавшегося над ней в детстве, и Флит, девушка из 80-ых, обладающая способностью телепортироваться. И это лишь 3 примера из 64-х ипостасей одного человека. Кстати, подобно некоторым антигероям с диссоциативным расстройством личности, проблема Джейн берет свое начало в детстве. Ну, а позже ситуацию только усугубляет ряд других событий.

Грант Моррисон  в своем ране Doom Patrol показывает, как Крейзи Джейн пытается вернуться в свое «нормальное» состояние, возвращаясь к моментам из прошлого, которые наложили серьезный отпечаток на её психическое состояние.

Как вы можете заметить, персонажи, страдающие диссоциативным  расстройством личности, абсолютно разношерстны, но каждый из них страдает одним и тем же недугом.

Каждый из персонажей этого списка до сих пор пользуется популярностью у читателей. За ними интересно наблюдать, а проблема сосуществования нескольких «Я» в одном человеке становится со времен лишь популярнее и так или иначе присутствует в кино, книгах и комиксах. Самое главное, что каждый из этих персонажей заставляет читателя задуматься о том, что могло стать причинной такого недуга, и наводит на размышления о том насколько тонка грань между добром и злом, адекватностью и психически неуравновешенным состоянием.

Читайте ранее:
Диснеевские принцессы (Geekster.ru)
Топ Диснеевских принцесс

Закрыть