На его работах воспитывалось не одно поколение авторов и художников. Geekster рассказывает об Уилле Айснере, одном из ярчайших авторов американского комикса, а также эксклюзивно представляет страницы из русского издания «Контракта с Богом» от издательства МИФ-Комикс.

С 1985 по 1988 год журналом Amazing Heroes (издательство Fantagraphics Books) присуждалась награда за достижения в области индустрии комиксов. Называлась она Премией Кирби — в честь того самого замечательного американского писателя и художника Джека Кирби — и вручалась по результатам голосования выборного жюри.

В 1987 случился спор по поводу прав на владение наградами, в результате чего премия была отменена и заменена на Премию Айснера (названную в честь Уилла Айснера) и Премию Харви, названную в честь писателя и художника Харви Курцмана.

Премия индустрии комиксов имени Уилла Айснера вручалась лично самим писателем на ежегодной конференции Comic-Con International в городе Сан-Диего. После его смерти в 2005 году награда остается актуальна и присуждается лучшим произведениям “рисованных историй” и по сей день.

В этом году исполняется сто один год со дня рождения талантливого американского художника-карикатуриста и писателя Уилла Айснера. По этому случаю наши Юля с Женей подготовили небольшой материал, который мы рады представить вашему вниманию.

УИЛЛЬЯМ ЭРВИН АЙСНЕР

У Уильяма Айснера было почти все, что нужно, чтобы стать великим художником: талант, терпение, трудолюбие. С самого детства он проявлял живой интерес к изобразительному искусству: он был нацелен на то, чтобы посвятить себя ему. Чего у него не было, так это денег, чтобы получить достойное образование.

Айснер вырос в бедной еврейской семье в скромной квартирке в Бруклине. Максимум, что ему светило – это стать грузчиком, разнорабочим или, быть может, работягой на каком-нибудь заводе. Но Уилл хотел рисовать, что не очень-то нравилось его матери, которая считала, что на жизнь таким образом он вряд ли сможет заработать. Ведь перед глазами у нее был живой пример Шмуэля – отца Уилла, который не мог обеспечить семью.

Ко всему прочему прибавилась ещё и Великая депрессия, которая наглухо забила дверь к любому возможному пути к “американской мечте”. Уже в тринадцатилетнем возрасте Уилл начал продавать на улицах газеты. В какой-то мере этот опыт и подсказал ему дальнейшую карьеру.

В 19 лет Айснер уже был карикатуристом в одном из многочисленных журналов с комиксами. В 22 он рисовал для Fox их собственного “супермена”, за что попал вместе с компанией под суд. И уже тогда он совершил первую попытку сделать что-то новое, написав короткий автобиографический графический роман “The dreamer”. Книга на тот момент прошла незамеченной, а затем последовала слава “The spirit”. Это была конъюнктура чистой воды, но она приносила деньги. Однако все это была только присказка, а сказкой стал “Контракт с Богом и другие истории”.

“Контракт с Богом” принято считать трилогией, в которую входил одноименный сборник новелл и два его продолжения “Жизненная сила” и “Дропсайд авеню”, написанные в 78-м, 88-м и 95-м годах. Все они повествуют о нелегкой жизни бедных евреев в некоем доме, по адресу Дропсайд авеню, 55 в Бронксе. Вам это ничего не напоминает?

Да. Эта книга почти автобиография Айснера. Такая же мрачная, черно-белая и “тусклая” как то, чем представлял Айснер, если не свою жизнь, то свое детство точно. Сам “Контракт с Богом” написан им под впечатлением от смерти своей дочери от лейкемии. Сперва даже приемная дочь главного героя носила ее имя. Вообще вся эта книга – боль. Не какая-то эфемерная “боль еврейского народа”, а конкретные раны живых людей, перевоплощённая, увековеченная Айснером в литературное произведение. Оно изменило отношение к комиксам как к какому-то легкому времяпрепровождению, вознесшему его в ранг искусства.

Были ли подобные попытки до него? Конечно. Уилл Айснер не с потолка взял свою идею. Он был вдохновлен, так называемыми бессловесными романами из начала ХХ века. Они были весьма популярны в Германии вплоть до начала Второй мировой войны и носили, социалистический и скорее агитационный характер, но рассказывали истории. Притом весьма серьезные. Их, пожалуй, можно было поставить в противовес комиксам. Они были мрачные и тяжелые.

Синтезируя их воедино, Айснер, однако же, отдал предпочтение по настроению именно бессловесным романам. Рисунок в “Контракте с Богом” не такой чернильно-угольно-черный, но он явно отличается от того же “Призрака”. Там определенно есть место юмору, но вы уже, наверняка, сами догадались, что там за юмор.

Это не развлекательное чтение. Это – тяжелая книга, к которой надо быть готовым. Это “На дне”, только по ту сторону Атлантического ( и Тихого, кстати тоже) океана.
Впоследствии и на долгие годы “Контракт с Богом” определил и вид, и форму, и даже жанр всех серьезных графических повествований. Он вознес бедного еврейского мальчика до небес, позволив ему не просто стать художником, но и творцом нового вида искусства, которое впоследствии будет известно как “искусство последовательностей” или, как его часто переводят “последовательное искусство”.

“ЗОЛОТОЙ ВЕК” СУПЕРГЕРОЕВ

Только на словах это звучит здорово. В плане историй и личностей, вовлеченных в ту пору в комикс-бизнес, эта эпоха была крайне яркой, но на деле в «Золотом веке» комиксов не было ни капли романтизма: для многих этот период запомнился как век трэша и нищеты.

После обвала на фондовой бирже 1929 года (положившего начало Великой Депрессии) издательскую общину потрясает свой собственный микро-обвал: крах рынка бульварной литературы.

Седьмой год как миллионные тиражи дешёвых и разнообразных изданий «pulp fiction» (макулатурной беллетристики) остались вдруг невостребованными. Лавинообразно закрывались издательские дома, простаивали типографии. Все те, кто был близок к этой индустрии, искали новые сферы деятельности.

И вот, в это нелёгкое время, в Нью-Йорк приехал выпускник художественного училища Уилл Айснер. Неожиданно стали неплохо покупаться сборные издания комиксов, и поставщики бульварного чтива ухватились за них, как тонущий хватается за протянутую соломинку: киоски захлестнули перепечатки газетных серий, изданных в журнальном формате. Айснеру было ясно, что совсем скоро газетных комиксов будет недостаточно и потребуется новый, оригинальный материал.

Так наступил «Золотой век» комиксов, буквально выплёвывая супергероев с их новой мифологией, отнюдь не банальной личной историей, облачённых в трико и сражающихся со злом в любой его форме.

Как выглядела богема творцов «Золотого века»? В большинстве своём, это были молодые эмигранты, потрёпанные Депрессией. Они вполне могли сойти за простых клерков, но каждая архивная фотография выдавала их профессию: на заднем фоне на заляпанной рисовальной доске висел чистый лист ватмана или с какими-то набросками.

“ПРИЗРАК” БРОДИТ ПО НЬЮ-ЙОРКУ

Отравленный учёным-вредителем, детектив Денни Кольт умер для общества, так и не успев отомстить. Но яд оказался не смертельным, и детектив оживает на колоритном Диколесном кладбище. Спрятав лицо под маской, он возвращается в Централ-Сити и решает вести борьбу с преступностью. Назвался мститель Призраком и стал в 1940 году одним из самых самобытных персонажей американских комиксов.

Поскольку Призрак появился наряду с Бэтменом и Суперменом, Айснеру пришлось добавить герою маску (которая вообще-то дико смотрелась в обычной жизни), перчатки и синий костюм вместо плаща.

Призраку не нужна была маска, чтобы за 20 лет своего существования развиться в серьёзный литературный цикл. Айснер с удовольствием совершенствовал на нём разнообразные приёмы графического повествования.

В 1952 году Айснер завершил серию «Призрак». А в 2008 году Фрэнком Миллером был снят фильм по комиксу. В российском прокате его выпустили под названием «Мститель», а по духу он вообще не пересекался с первоисточником. Зато Гэбриел Махт смотрелся достаточно круто в роли «Призрака».

ПризракПРОБЛЕМА “НЕСЕРЬЕЗНОГО КОМИКСА” И “КОНТРАКТ С БОГОМ”

«Уилл признавал только высшие стандарты выполнения работы, — вспоминает карикатурист Макс Аллан Коллинз. — И далеко не все любители комиксов были в состоянии оценить и понять его идеи, воплощенные на бумаге. Ведь для Уилла комиксы, которые кажутся многим лишь сериями цветных картинок, этаким развлечением, были способом передать читателям нечто более серьезное».

Комиксом графический рассказ называли потому, что «сomics» – это редуцированное «comic strips» (комические полосы), определение, отражавшее внешний вид и жанр ранних рассказов в картинках.

Уилл столкнулся с этим в середине 70-х, когда решил после армии представить читателям «Контракт с Богом». Историям об обычных жителях арендного дома в Нью-Йорке, которые вместо лазеров из глаз и суперсилы, могли похвастаться разве что личными проблемами или, по выражению Бориса Стругацкого, “больным вопросом” — еврейским происхождением, было непросто пробиться к читателям, но в конце концов книга стала главным трудом Айснера и эталоном “графического романа”.

Трогательные и максимально человечные истории классика американского комикса выходят на русском языке благодаря издательству “МИФ-Комикс”. Помимо комикса “Контракт с Богом” содержит предисловие Скотта Макклауда, автора «Понимание комикса», вступительное слово Айснера и история создания «первого графического романа».

САМЫЙ ДОРОГОЙ СЕРДЦУ РОМАН

Уилл Айснер написал 20 графических романов, но особенно дорогой ему лично — «К сердцу бури», предполагающий глубокий взгляд внутрь себя.

Изначально роман должен был быть посвящён исследованию национальной нетерпимости в Америке кануна Второй Мировой войны, но по мере работы над архивными материалами Айснер погрузился в юношеские воспоминания и отошёл от намеченной ветви повествования, заменив её на историю двух поколений собственной семьи. От первого лица Уилл рассказывал о судьбах эмигрантов, Первой мировой, Великой Депрессии, и постепенно роман вылился в нечто эпическое и народное.

Книги Уилла Айснера любимы и читаемы во всём мире, а написанные им учебники «Искусство графического повествования» и «Комикс и последовательное искусство» стали незаменимыми пособиями для любого специалиста, так или иначе связанного с жанром.

Редакция благодарит издательство МИФ за предоставленные для статьи материалы!

Читайте ранее:
«Черное зеркало» продлено на пятый сезон

Официальный Твиттер сериала «Черное зеркало» обещает, что шоу скоро вернется! В аккаунте опубликован короткий тизер, который обещает, что теперь будущее...

Закрыть