Специально для Geekster режиссер и музыкант Андрюс Мишкинис попробовал разобраться в феномене «Твин Пикса» с точки зрения его вклада в историю телевидения.

Приятная музыка, идиллические пейзажи американской глубинки, утренний туман над водой. За всей этой внешней привлекательностью скрывается зловещий потусторонний мир, готовый прорваться в нашу повседневную жизнь.

Пожалуй, так я бы охарактеризовал свои первые впечатления от культового сериала «Твин Пикс». С 1990-го года это произведение продолжает будоражить воображение огромного количества людей. То, что такой экспериментальный проект стал частью популярной культуры, является гораздо большей загадкой, чем пресловутое «Кто убил Лору Палмер?».

Линч, как никто другой способен держать аудиторию в тревожном неведении на протяжении сколь угодно долгого времени. Детективная интрига, заданная в начале сериала, приводит в мистический и страшный мир маленького городка. Формат телевизионного сериала призывает зрителя раз за разом проживать жизнь в этом странном месте. Именно вымышленный город является главным героем произведения.

У каждого героя есть свой скелет в шкафу. У героя по имени «Твин Пикс» в роли скелета выступает «Чёрный вигвам». Все дороги остальных персонажей ведут в это место с красными занавесками. Как же родилась эта невероятная история? Пересказывать всю историю создания сериала не вижу смысла, её несложно найти в интернете. Интересно то, как же эксцентричный авангардист сделал популярный телепродукт.

На самом деле «Твин Пикс» получился эдакой сборной солянкой всего того, что Линч опробовал в своих предыдущих работах. Здесь и пугающие своим уродством существа как в «Голове-ластике» и «Человеке-слоне», нуар как в «Синем бархате», а также эстетика американской глубинки как в роуд-муви «Дикие сердцем». Кстати, и знаменитая мозаика на полу «Чёрного вигвама» – отсылка к квартире Генри из «Головы-ластика». Даже актеры отчасти те же – Кайл Маклахлен (агент Купер) играл в «Синем бархате».

После выпуска пилотной серии кинокритики, посмотревшие его первыми, скептически отнеслись к дальнейшим перспективам проекта. Да и сами авторы, Дэвид Линч и Марк Фрост, тоже опасались, что сериал не состоится. Однако первые рейтинги показали, что надо снимать дальше. Так началась революция.

Дэвид Линч и Марк Фрост попросту взломали формат телевизионного сериала. «Твин Пикс» – это не телепродукт, это кино. После «Твин Пикса» привычные сериалы с примитивным телевизионным звуком и таким же изображением быстро устарели. К слову, звук в «Твин Пиксе» играет едва ли не более важную роль, чем изображение. Тайная жизнь потусторонних сил не только видна, но и слышна.

Другой особенностью сериала стало то, что он, прямо скажем, не очень-то и понятен. Даже сейчас, когда прошло почти 30 лет с момента появления первого сезона, многие тайны остались неясными. Что уж говорить про первых телезрителей! Всё-таки многие привыкли, что в сериалах все завязки и развязки разжёвываются прямо в тексте. Начав смотреть сериал как детективную драму, зрители недоумевали тому, что детективная интрига раскрылась так быстро, а дальше началась дикая фантасмагория с карликами и совами.

Ещё одним отличием «Твин Пикса» от сериалов-предшественников стало то, что он был чуть ли не первым авторским сериалом.

В большинстве известных нам телесериалов имена режиссёров почти никогда не запоминаются. «Твин Пикс» однозначно ассоциируется с именем Дэвида Линча, при том что не все серии снял именно он. Известно, что во втором сезоне Линч отстранился от съёмок, решил закончить «Дикие Сердцем». Это, кстати, отрицательно сказалось на рейтингах. Тем не менее, последняя серия, снятая вернувшимся Линчем, расставила все точки над «i», и стало очевидно, что мы имеем дело с настоящим авторским произведением, а не рядовым «телемылом».

Вдохновившись этим авторским опытом, другой гениальный эксцентрик Ларс фон Триер снял свой сериал «Королевство». Нередко «Королевство» называют «европейским Твин Пиксом». К слову именно в «Королевстве» Триер нащупал некоторые стилистические изыски, которые легли в основу манифеста «Догма 95».

Повторить успех «Твин Пикса» на ниве сериального производства Линчу пока не удалось. Приквел под названием «Твин Пикс: Огонь, иди за мной» был холодно принят публикой. «Малхолланд драйв», который тоже задумывался как сериал, был не принят руководством канала ABC. Возможно, продолжение «Твин Пикса», которое выходит уже вот-вот, породит новую волну «линчемании».

Для российского телезрителя данный сериал был, пожалуй, самым странным заграничным гостем. В мятежном 1993 году телеканал «Останкино» начал показывать «Твин Пикс». Причём первые серии явно отпугнули неискушённых отечественных зрителей. Однако телеканал сумел быстренько возродить интерес к сериалу, показав сюжет о его съёмках, и даже рассказал некоторые секреты. В результате в стране появились первые поклонники «Твин Пикса» и Дэвида Линча как режиссёра.

Скорее всего такие фильмы как «Голова-ластик» или «Шоссе в никуда» остались бы для нас малоизвестными произведениями американского независимого кино, если бы их автор не прославился «Твин Пиксом». К сожалению, на наше отечественное сериальное производство «Твин Пикс» практически не повлиял. Его отголоски можно увидеть разве что в мини-сериале «Чернобыль. Опасная зона».

Третий сезон «Твин Пикса» выходит в эфир в США 21 мая. В России – 22 мая.

Андрюс Мишкинис создает музыку в стиле vaporwave, lo-fi, индитроника. Послушать ее можно в группе TapeHunter.

Читайте ранее:
Amblin Entertainment готовит вторжение инопланетян

Amblin Entertainment в настоящее время занята разработкой фантастического фильма об инопланетном вторжении. Сценарий картины...

Закрыть