Сегодня мы общаемся с Максимом Чуминым, директором по развитию издательства Parallel Comics и создателем проектов «Nine.Coma», «Связь» и «Ответ». Максим расскажет о работе над своими проектами, а также поделится деталями недавно анонсированного российского сборника комиксов «Параллельные комиксы».

Параллельные комиксы

Geekster: Максим, недавно издательство Parallel Comics сделало анонс сборника “Параллельные комиксы”. Можешь рассказать, что нас ожидает?

Проект параллельные комиксы – это антология на 254-х страницах, из двенадцати совершенно разных комиксов, среди авторов которых есть Геннадий Бородай, Саша Барановская (создатель комикса «Колпак, Фреза, Кринолин») и многие другие. Проект я начал делать в июне 2015 года, постоянно собирал авторов, помогал им, пинал под зад. Это стало тем, чем я живу. Самым важным проектом, который я делал вообще. И самым интересным и любопытным, который потребовал наибольшее количество усилий и денег.

Geekster: А в чем общая идея сборника?

Общая идея в том, что параллельные комиксы не повторяют друг друга по сценарию или стилю. Они совершенно разные и есть ощущение, будто бы они вырваны из параллельных контекстов, в которых, с одной стороны, не существует нашего издательства, а, с другой стороны, все эти комиксы никогда не сосуществовали вместе. И это интересно, так как это что-то, чего никто не ожидает. Все ждут Марвел, а потом бам – и дичь какая-то! Все истории в сборнике очень разные: Геннадий Бородай, к примеру, рисует про супергероев, а Саша Барановская про детство в Омске. Одна из историй про нескольких чуваков, которые попали в СИЗО, и она совершено дикая. Поэтому книга будет строго 18+. Для очень многих авторов опыт работы над этой книгой был первым опытом [рисования комикса] в принципе. Там есть еще история, которая является по сути деконструкцией «Бандитского Петербурга» в стилистике Сейлор Мун. То есть это такая манга-манга, но про бандитский Петербург. И это довольно смешно.

Geekster: И авторы знают сюжеты друг друга, чтобы не пересечься ни в каких моментах?

Нет. Никто не знает, что делают другие. Макет книги и другие комиксы авторы увидят только после сдачи в печать. Очень круто работать таким методом, с завязанными глазами. Таким образом авторы не будут волноваться, что у них получилось лучше или хуже, чем у других. Потому что сомнение в себе – это одна из самых больших проблем в начале. Мы с этим столкнулись со многими ребятами, они просто не верили в себя, в то что они могут сделать что-то классное. А в итоге всё получалось. И как опыт это было невероятно важно. На опыте с этой книгой мы будет представлять своё будущее, где русские комиксы, наши комиксы, занимают очень важное место. Это будет манифест, шоу кейс, что-то без важных слов, но их подразумевающее. И мы сможет продолжать работу с этими авторами дальше.

Geekster: Кто является автором всех историй в сборнике?

Я – куратор и автор идеи и присутствовал на всех этапах работы. Это было дико сложно, потому что у многих опускались руки. Поэтому я очень сильно восхищаюсь Сашей Барановской, для которой этой комикс хоть и не был первым опытом, но который она сдала первой. С ней было в кайф работать, потому что она не сомневается в себе и уверена в том, что она делает.

Geekster: Помимо параллельных комиксов у тебя в последнее время было много необычных проектов. Расскажи немного о них.

Первый проект это “Nine.coma”, проект по иллюстрации снов художников, посмотреть который можно в инстаграме. Потом был “Ответ” и недавно вышедшая “Связь”.

Geekster: А почему инстаграм был выбран как площадка для всех этих проектов?

Начну с небольшого рассказа про “Nine.coma”. Это проект мой собственный и Даниила Трубина, технического директора журнала Esquire. Мы с ним давно общаемся и работаем. Благодаря ему, я в 15 лет начал писать на Look At Me про комиксы. Так вот, ему с самого детства интересны сны.  Он их записывает, относится к ним всерьез и всегда пытался их анализировать. В феврале мне начали сниться плохие сны, и мы решили сделать проект по иллюстрации снов. Те сны, которые мучили меня в феврале, впоследствии переросли в “Ответ”. Касательно инстаграма –  есть такой проект The Cave Allegory  – это бесконечный комикс, который идет одной лентой, как “Nine.coma”, но при этом во всём комиксе единая история. А мне было интересно сделать антологию, и так с апреля мы запустили проект. И сейчас я точно знаю, когда этот проект закончится.

Geekster: А почему ты вообще планируешь её заканчивать? Почему не последовать примеру The Cave Allegory?

Потому что мне совершенно не интересно делать бесконечный комикс. У каждой истории должен быть какой-то финал. Должна быть точка, к которой ты стремишься и которая тебя подбадривает. Всего в проекте будет 111 снов, потому что первый сон в “Nine.coma” – это лишь первая часть одного длинного сна.  Вторая часть этого сна вышла под номером 11. А третья будет под 111.

Geekster: А если ты передумаешь, что нас ждёт еще 1000 выпусков…

Да. Это такая шутка, которую понимаю только я, но при этом несмотря на то, что недавно мы пропустили один выпуск, вышло уже 22 сна, и я могу сказать, что этот проект выстрелил. Я не был уверен, что будет что-то дальше десятого сна, но сейчас у нас уже всё прописано до тридцатого. И что важно, его легко переводить на английский язык, и он сразу доступен для англоязычных читателей и художников. Сейчас хочется дойти до какого-то рубежа, например, в 50 выпусков и потом начать работать с иностранными художниками, благодаря которым проект мог бы выйти на международный уровень. Ведь на это у него есть все основания, никто подобного не делает. Есть Cave allegory, но он больше “Arty” проект, так скажем, больше искусство, а “Nine.coma” – это всё-таки комикс.

Geekster: И ты планируешь его потом выпустить в печатном виде?

Да, конечно. За счет того, что у нас уже есть переводы всех вышедших снов, я надеюсь к 111-му выпуску представить издание как у нас, так и на Западе. У нас есть всё, чтобы дожать эту историю на Запад. Самое сложное – это именно дожать, потому что я общаюсь со многими иностранными художниками, и все говорят: “Это так круто, чувак, очень классно”, но из них минимум соглашается работать, потому что нет времени, и это бесплатная история. Это еще одна особенность моих проектов – у них нет бюджета. В принципе.

Geekster: А сами художники к тебе обращались, чтобы принять участие в проекте?

Русские, да. После статей на Wonderzine и в «Мире Фантастики».  На Западе таких нет, но имеется пара крутых художников, которые согласились поучаствовать. Очень понравилась идея Скотту Макклауду, что очень меня вдохновило, хоть поучаствовать он и не согласился. Большой плюс “Nine.coma” еще в том, что это хороший шанс поработать с новым автором. Ведь им зачастую тяжело с наскоку взять 10-15 страниц, а здесь формат попроще. Они сначала могу попробовать себя со сном, а потом перейти на что-то более масштабное.

Связи и ответы

Перед прочтением советуем ознакомиться с работами по ссылкам – Связь и Ответ.

Geekster: Расскажи о «Связи».

Для меня все проекты — это точка на таймлайне. Например, «Параллельные комиксы» — это первая начальная точка для меня и издательства в плане исследования того, что мы можем сделать с печатным форматом. Конечной точкой этого пути будет выход на западный рынок с каким-то универсальным продуктом.

“Nine.coma” была началом моего долгого пути исследования формата инстаграма. Конечной точкой этого исследования является создание автогенерируемого комикса. То есть, например, кадр состоит из нескольких частей. Есть облачко, есть человечек, есть фон. И каждая из этих категорий это набор из сотен изображений. И генерируемый комикс работает, создавая случайное совпадение этих категорий, и ты можешь полученный результат зашарить в инстаграме с тегом, по которому открываются все комбинации изображений, созданные другими пользователями.  Но это финальная точка, придуманная мной год назад. А первой была “Nine.coma”, как самый простой проект.

Вторая точка это как раз “Связь”, потому что здесь есть длинный сюжет, есть основа. И я выбрал этот рассказ, потому что это реально готовый сценарий для комикса. Каждый пункт рассказа представляет собой комикс-стрип, либо какой-то кадр. И для того, чтобы собрать их вместе, нужно было всего лишь сделать цепочку из аккаунтов, в каждом из которых существует лишь 9 кадров. С одной стороны, для нас это было исследованием формата, а, с другой стороны, это очень формальная трактовка идеи рассказа, ведь через отметки пользователей на кадрах и передается эта связь. Мне нравится, что некоторые люди догадались, что стрелочки в аккаунтах по сути тоже являются иллюстрацией идеи рассказа. В мае я предложил художнице Камиле Мамедовой, нарисовать этот комикс, потому что, честно говоря, я пока не видел никого, кто также обращался с цветами и раскадровками, как она.

Geekster: Связь очень хорошо распространилась по интернету, ты ожидал этого?

Местами я был удивлен. Например, её зарепостил Руслан Хубиев, которого я уважаю, но который для меня как будто находится в другой вселенной. Ведь все мои личные проекты это такая маргинальщина, это то, чего не видели раньше, и я над каждым проектом работаю с установкой, что это никому вообще не сдалось. Мне не столько важна популярность проектов, сколько некий фидбек от них.

Geekster: Довольно много фидбека было от другого твоего проекта – “Ответ”. Расскажи, как ты к нему пришел?

“Ответ” изначально должен быть десятым сном в “Nine.coma”, который рисовали бы все художники проекта одновременно. Но со временем идея переросла в что-то большее. Я до сих пор вымучиваю у знакомых, как они поняли этот проект, и все понимают совершенно по-разному. В “Ответе” я на самом деле не даю ответов. Мне очень важно, чтобы читатель не рассчитывал на то, что он поймет всю историю. Целю было передать опыт переживания и эмоции, и этого судя по отзывам удалось достичь. Но те, кто хотел получить полную историю и узнать, кто там был и что произошло, остались ни с чем. Местами даже идет издевательство над такими людьми.

Например, во второй части есть такой файл “Portrait”, и в нём изображен человек, с которым вся эта история случилась. Но аккаунт с ним закрыт для всех, кроме человека, которому это всё посвящено. И этот человек видит себя там и воспринимает всё иначе. А другие люди так никогда и не узнают, кто там, и не получают ответа.

Или, например, часть с номерами телефонов. Изначально на ней «Ответ» должен был закончиться. Должно было быть только две части: комикс и деконструкция комикса. Очень формально. И эти номера телефонов – они мои. Я сразу хотел, чтобы читатель, которому нужны ответы, мне позвонил. Но потом появилась третья часть, которая еще дальше уходит в абстракцию, и четвертая часть, которая возвращает нас из абстракции в реальный мир. Четвертая часть довольно смешная, потому что изначально ее не должно было быть, и там самая четкая  структура. Она не самая очевидная, но при этом самая простая в “Ответе”. Вся четвертая часть сделана из сообщений мессенджеров. Я пишу сообщения в imessage, а мне отвечают Вконтакте, Фйсбуке, Телеграмме. И только когда мне отвечают в imessage, то и я пишу свой ответ, а все остальные сообщения игнорируются.

И, конечно, “Ответ” должен был появиться после “Связи”, потому что это гораздо более глубокое исследование формата, и по сути в каждой части мы рассказываем одну и ту же историю разными способами. Первая часть — это комикс, вторая – лабиринт, где, двигаясь по файлам, читатель начинает понимать историю. При этом первая часть — это сон, а вторая – пробуждение. Читая снизу-вверх, мы идем от объяснения сна к реальности, и многие читатели этого сразу не видят. И всё, что было во сне, было на самом деле. В третьей части повествование идет через звук. А четвертая часть, издевательская, потому что всё идет через обычный текст.

Популярность проект по большей части получил благодаря моему другу, который запостил ссылку с хэштегом “Не боюсь сказать”, и в тот момент всё синхронизировалось. Сейчас я хочу перевести всё это на английский язык, потому что на Западе больше готовы к данной теме.

Geekster: Ты очень любишь оставлять маленькие детали в своих работах. Можешь рассказать о них в “Ответе”?

В “Ответе” очень много мелких шуток, которые мне было интересно вставить именно для себя. Например, в третьей части посреди всех записей есть видео с девочкой, взятое Канье Вестом для песни Ultra Light Beams, которая по смыслу перекликается с идеей третьей части. И это единственное что-то простое и не вырванное из другого контекста во всём проекте, потому что это обычный репост из инстаграма.

Во второй части есть Intro и Outro. Intro – это цитата из книги “Дикий лес”, и она была у главной героини истории в инстаграме на следующий день, после того как события произошли со мной и этим человеком.

Или, например, во время работы над проектом, я читал «Фауста», и мне он очень понравился, и в тоже время первый раз слушал альбомы Radiohead. У них есть альбом “In Rainbows”, который является приложением к «Фаусту». В этом альбоме есть прекрасная композиция Reckoner, которая описывает момент, когда из-за Фауста судьба Маргариты рушится, а он об этом начинает забывать и всё дальше отдаёт свою душу Мефистофелю. Этот момент забытья передан в песне, и она по сути является золотым сечением всего альбома “In Rainbows”. И в одном из кадров «Ответа» играет припев этой песни, обозначая золотое сечение проекта. Понятно, что такие вещи никто кроме меня не поймёт, но, делая проекты с установкой, что это никому не нужно, важно иметь такие мелочи для себя.

Geekster: Спасибо за интервью!

Читайте ранее:
Дуэлянт - улицы Петербурга (кадр с сайта Geekster.ru)
«Дуэлянт» – скучные истории вымышленного Петербурга

Первые материалы «Дуэлянта» выглядели заманчиво. Немногословный и почти готичный трейлер, стильный затемнённый постер, впечатляющий...

Закрыть