Сегодня мы представим Вам наш разговор с главным редактором журнала “Страна игр” – Константином Говоруном. Этот пост он уверенно занимает с 2006 года, а до этого с 2001 года являлся активным автором журнала.

Константин Говорун

Константин Говорун

Как вы можете охарактеризовать нынешнюю ситуацию в игровой журналистике? Какой будет формат: останется печатным или перейдет в цифру, станет мобильным приложением, в виде подкастов и т.д.? В каком стиле будут вестись обзоры и какие платформы будут в приоритете?
Главная проблема нынешней игровой журналистики в России – нехватка кадров. Игровых СМИ становится все больше, а талантливых журналистов, команд, главредов и издателей – все меньше. Если какой-то проект и будет закрыт, то, скорее, не по финансовым причинам, а потому что некому им заниматься.

В России будут представлены все форматы – печатные журналы, журналы для планшетов, онлайн-СМИ, видео-проекты об играх, блоги. В какой-то момент один из новых форматов может войти в моду, но через год-два рынок расставит все по своим местам.

Два наиболее популярных стиля изложения: 1) рассказывать аудитории, как на самом деле устроен мир, и 2) рассказывать аудитории то, что ей хочется услышать. Первый стиль предполагает глубокую работу с фактами, экспертами, мировой игровой индустрией и синхронность с мировой игровой прессой. Второй стиль – это летсплеи, UGC, легкие ненавязчивые “топы”, шоу с матерком, “обзоры” игр. Первый стиль гарантирует СМИ не очень большую, но очень качественную аудиторию. Второй стиль – очень большую, но, по большей части, мусорную.

Сейчас бытует мнение, что российская игровая журналистика находится в плачевном состоянии. Качество написания и изложения оставляет желать лучшего. Вы готовы согласиться или не согласиться с данным утверждением и почему? Большинство игроков, правда, в основном старой закалки, говорят, что игровая журналистика умерла вместе с журналом Game.exe. Согласны ли вы с этим утверждением или нет? Почему, по вашему мнению, закрылся Game.exe? Вы можете сказать в ответ старожилам чем вы лучше Game.exe (кроме того, что вы до сих пор на плаву)? В свое время многие утверждали, что игровая журналистика продается. В частности приводят примеры с “неординарными” обзорами на Lada Racing Club. Продажность осталась или это все в прошлом? Кстати, выгнанный вами автор за хвалебную о LRC статью пытался вернуться?

Когда мы готовили номер “Страна Игр”: The Best с лучшими материалами прошлых лет, то не смогли найти ничего приличного ранее 2003 года. Не то чтобы тогдашняя команда плохо работала – общий уровень прессы был значительно ниже, чем в наши дни. Или можно еще сравнить “Игроманию” 2008 года и “Игроманию” 2005 года – разница просто поразительная. Текстов “как в Game.EXE” – действительно нет, просто никто не работает в этом формате. Но сейчас “Страна Игр”, например, уступает по качеству только двум изданиям – Edge и GameInformer. Может быть, еще GamesTM. В мире! Любое немецкое, французское, польское, куча британских – хуже. И попробуйте с этим поспорить.

В Game.Exe не было игровой журналистики. Вообще – журналистики. Это был околоигровой литературный журнал – очень хороший. Его закрытие – какая-то фатальная глупость, аудиторные показатели журнала были более чем достаточны, чтобы продолжать его выпускать. Думаю, это ошибка издательства. Примерно та же чудовищная ситуация сейчас сложилась вокруг еще одного печатного журнала.

Мы не “лучше, чем Game.EXE”, мы – другие. У нас два конька – это глубокий анализ фактов (с которыми мы знакомы лучше, чем любое другое игровое СМИ в России) и яркое авторское мнение (пишем, что думаем, в то время как другие СМИ, как правило, подстраиваются под мнение аудитории). В Game.EXE главным был язык. Мы тоже, конечно, пишем на хорошем русском, но без изысков. Грубо говоря, мы катаемся на коньках, а не исполняем тройные прыжки. К слову, про факты – это цитата одного из очень уважаемых редакторов Game.EXE, который изучил несколько номеров “СИ”.

С “продажностью” история такая, что ни одна из статей, на которые в Интернете указывали как на продажные, таковыми не являлась. Напротив, когда одно известное игровое СМИ публиковало заказуху, аудитория не только не палила факт купленности, но и благодарила журнал и просила побольше подобных материалов. Я серьезно. Раз за разом, годами, соблюдалась вот эта закономерность. Честные статьи называли купленными, за купленные – благодарили. Правда, оценки, насколько мне известно, не продавал ни один журнал.

Что касается LRC, то это была ошибка нашего автора, которая могла (а могла и нет) быть вызвана конфликтом интересов. Когда он писал текст, он уже практически устроился на работу в студию, которая делала игру. Наш тогдашний главный редактор, Михаил Разумкин, не успел протестировать LRC сам, и пропустил рецензию в печать.

Проблема прессы середины нулевых – не продажность, а именно конфликт интересов. Большая часть завышенных оценок русским играм – это следствие того, что журналисты были лично знакомы с их авторами и не хотели обижать друзей.

Куда движется игропром по вашему мнению? Какие платформы будут популярными в скором времени? Какие жанры? Для какой аудитории геймеров: казуальных, middlecore, hardcore? 

Никто не скажет точно, куда он движется. Это, к слову, цитата одного из топ-менеджеров Nintendo, и я с ним согласен. В 2000 году никто не мог предсказать DS, Wii, AppStore. Думаю, можно сказать только одно, – для нас, примерно 50 млн. хардкорных геймеров, будут что-то делать. Потому что нас много, и у нас много свободных денег, и мы готовы их отдать за любимое развлечение.

Можете назвать какие игры, вышедшие в прошлом году, окупили свои затраты и получили признание геймеров, т.е. в которые  люди и через 5 лет будут с удовольствием играть?

Binary Domain, Spec Ops: The Line, Pokemon Black & White 2.

Что вы можете сказать про российский игропром? Есть ли у него будущее и какое? Сможет ли он конкурировать с западными компаниями или нет? 
У нас будут одна-две крупные студии примерно такого же плана, как IO Interactive в Дании или Remedy в Финляндии. Чем дальше – тем больше. Плюс, конечно, миллион маленьких студий, которые делают социалки, мобильные игры, ММО.

С каждым годом конференций, посвященных игропрому, все больше: КРИ, Игромир, FlashGamm!, Sociality Rocks!, Mobilefest. Как вы думаете, это развивает индустрию или это просто очередные мероприятия для пиара игропрома перед собственно самим игропромом? 

“Игромир” – это визитная карточка российской индустрии на Западе. Грубо говоря, можно показать фотки геймеров, стендов, рассказать о посещаемости, и убедить западных партнеров издать что-нибудь у нас или отчитаться о бюджете, потраченным на промо. Все остальное – это междусобойчик нашей индустрии; нечто среднее между корпоративом и бизнес-конференцией. Тоже полезно.

Как вы относитесь к инди-играм? Считаете ли вы, что издатели и инвесторы губят игры? Среди инди-разработчиков есть много новичков. Так как вы уже много лет относитесь к игровой индустрии, что вы можете им посоветовать? 

Если инди-разработчик способен создать интересную игру – он может найти издателя, выпустить ее, заработать деньги и донести собственное творчество до масс. Ну и, собственно говоря, перестать быть инди. Если инди-разработчик способен создать гениальную игру и еще и не лишен бизнес-жилки – он может стать сам себе издателем (см. пример с Minecraft). Поэтому, в основном, инди – это пристанище бесталанных неудачников, игры которых никому не нужны. Исключение – арт-проекты, вроде The Graveyard. Их продать невозможно, это чистое искусство.

Вы играете в мобильные игры? Если да, то можете назвать свой личный топ-5?

Не играю.

Сейчас идет война двух титанов: Google и Apple. Кто вам больше импонирует? 

Мне все равно. Apple нравится больше, у них есть стиль и, насколько я понимаю, более жесткий контроль качества.

Недавно вышла новая мобильная ОС Windows 8. Пока выводы неоднозначные, но какой-то процент рынка она получила и store считается 3 по росту после Google Play и AppStore. Здесь есть определенные сходства с xbox. У первого xbox также были проблемы c продажами, но благодаря финансовой подушке Microsoft и работе их маркетологов, приставка вышла на приемлемые показатели и получила развитие – xbox360. Есть ли светлое будущее у Windows 8 как операциоки для мобильных платформ?

Я не эксперт по этому вопросу.

Недавние исследования показали, что в плане начинки iPad4 мощнее PS Vita, а компания Gameloft уже начала производить геймпады для них. Конечно, ценовая категория у них разная, но в iPad и функций больше. Может ли это снизить или даже «убить» продажи PS Vita? 

У ПК начинка тоже мощнее, чем у консолей, и что? Консоли как опережали ПК в десять раз (не считая ММО) по продажам игр, так и опережают. В случае с противопоставлением iPad и PS Vita – та же история. У PS Vita есть Uncharted, на iPad 4 нет и не будет ничего подобного, – вот и все. Можно вспомнить еще и о 3DS, которая в десятки раз слабее и iPad 4, и PS Vita. И что? Продажи игр на 3DS за год больше, чем продажи игр в AppStore за всю историю существования сервиса. И это только в самом начале жизненного цикла.

Читайте ранее:
Комиксы в 2012-ом. Америка.

Прошедший год был полон сюрпризов для всех любителей комиксов по всему миру. Громкие кинопремьеры,...

Закрыть