ТОП-10 настольных ролевых игр

Настольные ролевые игры — это целая самостоятельная вселенная со своими законами и большими хитами, которые прочно закрепились в массовой культуре. Мы решили разобраться в теме и при поддержке фестиваля «Ролекон» отобрали 10 НРИ — заслуженную классику и многообещающих новичков.

У каждой игры помечено наличие русских изданий и примерный уровень сложности: какие-то проще для входа совсем неподготовленных к подобным играм новичкам, какие-то требуют уже уверенного приключенца. Но в любом случае все эти НРИ по-своему интересны. Кстати, найти партию на одну из них в Москве можно в клубе «Локация«. Если знаете про хорошие места для ролевых игр у вас городе — пишите в комментариях.

Savage Worlds: Дневник авантюриста

Уровень сложности: один эльф из трех
Русское издание: есть

Авторы игры исходили из принципа «Быстро! Весело! Брутально!» — то есть правила должны быть как можно проще, вхождение в игру быстрым, а сам процесс — максимально динамичным и веселым. И у них это получилось! Из особенностей правил стоит отметить, что игроки контролируют не только своих персонажей, но и союзников.

Savage Worlds не привязан к какой-то конкретной вселенной. Игроки, и в первую очередь мастер, сами выбирают жанр и сеттинг своей игры, что открывает широчайшие перспективы. Впрочем, название — «Дневник авантюриста» — намекает на, прежде всего, авантюрно-приключенческий стиль в духе XIX-XX вв.: ковбои и индейцы, альтернативная Вторая мировая, лавкрафтиана, стимпанк, но также фэнтези и киберпанк. В общем и целом, это pulp-жанр. Есть уже готовые миры и кампании: морозное фэнтези Hellfrost, мистический Дикий Запад Deadlands или Россия времён гражданской войны «Красная земля», созданный российскими разработчиками.

Собственно для игры, кроме правил, вам потребуется набор игральных костей от D4 до D12, колода карт для покера, ну, и друзья, конечно! В продаже, в том числе на русском, можно найти уже готовые приключения разных жанров, а опытные авантюристы могут сочинять свои истории.

«Отойдите, слабаки. Я сам убью его»

Mouse Guard

Уровень сложности: один эльф из трех
Русское издание: есть

Mouse Guard или «Мышиная стража» — относительно молодая ролевая игра. Она основана на серии  графических романов Дэвида Питерсена, один из которых совсем недавно вышел на русском языке стараниями Jellyfish Jam.

Мир Mouse Guard очень похож на наше средневековье за тем исключением, что вместо людей его населяют разумные мыши, которые куют доспехи и оружие, строят замки, создают секретные организации и борются против хищников — котов, птиц и хорьков.

В НРИ Mouse Guard все персонажи помимо параметров имеют Убеждения, Цели и Инстинкты, которые определяют в идеальном случае их поведение. Мастер игры ставит перед персонажами задачи, который они должны выполнить, кидая D6 на препятствиях. Зато во второй фазе, игроки сами решают что им делать.

В конце января запустилась кампания на CrowdRepublic для издания на русском коробочной версии ролевой игры Mouse Guard, а Ролекон посетил автор перевода и рассказал подробнее о ней и своей работе.

«Меня не победить!…»

Pathfinder

Уровень сложности: два эльфа из трех
Русское издание: есть

Pathfinder — ролевая игра, берущая свое начало в правилах D&D 3,5 и пытающаяся исправить ошибки этой редакции. Многие классы и расы перекочевали оттуда, хотя и своих очень много. Кроме того, заявлена обратная совместимость. Так что, если вы знакомы с D&D, то вхождение в Pathfinder для вас будет проще и сможете использовать старые приключения в обновленной игре.  Очень быстро Pathfinder стал достаточно популярным, чтобы оттеснить своего предка, чего не случалось с начала 70-ых.

Действие происходит в фэнтези мире Голарионе, где обитают классические для жанра существа: эльфы, гномы, орки, нежить, а игрокам предлагается стать партией приключенцев — магом, воином, плутом, варваром, чтобы отправиться на поиски славы и сокровищ. Помимо собственно игроков потребуется и мастер, который будет вести игру и отвечать за монстров.

Pathfinder отличается хорошей поддержкой от разработчиков, постоянно выходят новые сюжеты, а благодаря Pathfinder Society, официальному сообществу, которые выполняет специальные задания, можно влиять на глобальный мир игры. Кроме того, по системе вышла официальная компьютерная игра «Pathfinder: Kingmaker», собравшая неплохие отзывы.

«Ну, конечно же, я умею плавать! Какая еще кислота?!…»

Dungeons & Dragons

Уровень сложности: два эльфа из трех
Русское издание: есть

Конечно, в этом ТОПе не могло обойтись без дедушки всех НРИ, самого известной и прославленного представителя этого вида развлечений — «Подземелий и драконов». Dungeons & Dragons — игра в стиле фэнтези, самая популярная и прошедшая через много редакций и воплощений. В отличие от многих других НРИ, во вселенной  Dungeons & Dragons  сосуществует несколько миров (известных широкой публике по компьютерным играм, типа Neverwinter Nights), так что всегда есть что выбрать себе по вкусу.

Игроки сами создают себе персонажей, наделяя их биографиями, умениями и особенностями, которые напрямую будут влиять на игру. В качестве фактора случайности, для проверки успешности применения навыков и вероятности событий используется D20. Актуальная на данный момент пятая редакция считается более-менее классической и предоставляет много возможностей для разностороннего отыгрыша роли, а не только боевой части. Конечно, вам потребуется и хороший Мастер игры, куда же безе него?

С учетом возврата интереса к 80-ым, можно сказать, что D&D сейчас в тренде — не зря же именно в нее играли герои «The Stranger Things».

«Эй, дракон! Своим присутствием ты оскверняешь этот хра…»

Star Trek: Adventures

Уровень сложности: один-два эльфа из трех
Русское издание: есть

Игра позволит оказаться на борту кораблей Звездного флота и пережить приключение в популярном научно-фантастическом сеттинге. Все ваши любимые расы, планеты и ситуации из сериала Star Trek, конечно, тут как тут, а если вы настоящий треккер, то оцените возможность оказаться на палубе звездолета. Главное, не одевайте красную униформу.

В основе НРИ интуитивно понятная система 2D20, и помимо разговорной части в «Звездном Пути: Приключениях» есть и две боевые составляющие: наземные сражения на карте с помощью токенов (или миниатюр) и космические бои, в которых игроки управляют целыми истребителями и экипажами. Ведущему доступны как готовые сценарии, так и инструменты для создания своих историй.

Есть набор с упрощенными правилами для новичков, и есть полноценная книга правил с большей детализацией (на русском выйдет позже), но обе обещают достаточную глубину и степень погружения в мир игры.

«Меня не победить!…»

World of Darkness: Vampire: The Masquerade

Уровень сложности: два бледных эльфа из трех
Русское издание: идет печать

Многие знакомы с «Миром тьмы» по двум популярным видеоиграм, к которым уже скоро добавится третья часть. Эта вселенная, похожа на нашу, с той лишь разницей, что в тени общества притаились вампиры. Они опутали своей сетью правительства и корпорации, культуру и искусство, но свой мир безысходности, отчаяния и жестокости предпочитают держать в секрете, поддерживая Маскарад, свод правил, чтобы оставаться незаметными для людей.

НРИ предлагает редкий случай сыграть за «другую сторону», тех, кого обычно игроки с удовольствием крошат в капусту. В Vampire: The Masquerade можно присоединиться к одному из вампирских кланов, отличающихся своими сильными и слабыми игровыми сторонами. В приоритете отыгрыш роли и атмосферность, можно даже не использовать кубики, так что НРИ отлично подойдет новичкам. А роль мастера особенно важна.

И кстати, это игра в игре: помимо того, что игрок изображает вампира, так еще и вампиру нужно  изображать обычного человека, чтобы «не спалиться» (в том числе и буквально: ну, знаете, солнечный свет там и все такое).

«Смешиваю все зелья и выпиваю…»

FATE

Уровень сложности: два эльфа в прыжке из трех
Русское издание: есть

FATE — дитя краудфандинга, ролевая система без привязки к конкретному сеттингу. Многие элементы, например, список навыков, детали магической системы, отдаются на решение Ведущему. На текущий момент вышло уже четыре редакции.

Особенность FATE — это аспекты, т.е. некие описательные характеристики персонажей, который заменяют привычные параметры и либо выступают как бонусы, либо как проблемы. Такой подход позволяет лучше отыгрывать роль и влиять на сюжет. Например, аспект «с великой силой приходит великая ответственность» емко описывает как преимущества, так и уязвимости персонажа. Хотя здесь достаточно таблиц и «математики», игра все же в значительно степени рассчитана на сторителлинг.

Для игры требуются особые шестигранные кубики с плюсами, минусами и пустыми сторонами на них. В целом, правила игры достаточно просты для изначального ознакомления, но потребуют серьезного погружения, как от игроков, так и от Ведущего, которому предстоит сочинять истории.

«Дергаю за все рычаги. Какой-нибудь, да сработает…»

Tales from the Loop

Уровень сложности: один эльф из трех
Русское издание: нет (в планах)

Если D&D сегодня — это просто отсылка к 80-ым, то ролевая игра Tales from the Loop — это неприкрытая беззастенчивая ностальгия по тем временам. Игра совсем новая, только в прошлом году прошла кампания на Kickstarter, и игроки лишь недавно начали погружаться в мир альтернативных 80-ых.

Любопытно хотя бы то, что игра основана на иллюстрациях Саймона Сталенхага, работы которого вы, наверняка, видели в сети: холодные пейзажи обычных пригородов Швеции, но с роботами, антигравитационными технологиями и чем-то совершенно чужим.

Другой особенностью НРИ является то, что игроки возьмут под свой контроль не эпичных героев, а детей и подростков 10-15 лет, разгадывающих тайны своего городка и одновременно живущих обычной жизнь. Тут даже нет сражений, а вместо них проблемы и их преодоление (или неудача, которая может подавить героя). При этом и сцены быта нужно также отыгрывать.

В целом правила очень просты, в игру легко войти, она неконфликтна, а сценарии не предполагают особо длинных сессий или кампаний. Но достаточно нишевая, и не каждому подойдет.

«Откуда здесь взяться гидравлическому прессу???…»

Starfinder

Уровень сложности: два эльфа из трех
Русское издание: есть

В основе Starfinder лежит механика Pathfinder, и ареной действия выступает тот же мир, хотя и несколько тысяч лет спустя. Но это полностью самостоятельная и оригинальная игра в жанре научно-популярной фантастики, которая вышла в августе этого года.

Вместо магов и варваров в Starfinder техномансеры и оперативники, троллей и драконов заменяют инопланетяне, а герои могут проводить на себе киберулучшения. А самое главное, игроки могут строить и модифицировать космические корабли. Система предлагает отдельную механику для битв в космосе с миниатюрами на гексагональном поле.

Starfinder ориентирован на исследования и открытия новых миров и предлагает нечто в стиле «Звездных войн», но с большим уклоном в магию и неоднозначностью добра и зла. Благодаря новизне игры, ее сообщество еще только начинает складываться, и у вас есть шанс стать его активным участником.

«У меня нехорошее предчувствие…»

Shadowrun

Уровень сложности: один киберэльф из трех
Русское издание: нет (в планах)

Поклонники «Джонни Мнемоника» и Deus Ex найдут в игре немало знакомого: полноценное киберпанковское будущее со всесильными корпорациями, хакерами, роботами и биотехом. Но одновременно это и яркое городское фэнтези. В результате Необъяснимого Генетического Проявления часть людей превратилась в стабильные формы мутантов, подозрительно знакомых как эльфы, гномы. орки и прочие.
Игроки возьмут на себя роль шедоураннеров, специалистов, которые выполняют задания мегакорпораций: диверсии, саботжа, похищение информации и активов, разведка, уничтожение персонала конкурентов. При этом корпорации не готовы ставить себя под удар, и шедоураннеры фактически действуют в нелегальном поле без всякого прикрытия со спины. Зато они, в отличмие от граждан, не имеют идентификационных номеров.
Система на основе шестгранного куба завязана на умениях, а не классах, хотя есть архетипы, которые позволяют новичкам быстро собрать себе героя. Действия имеют сложность и порог, который надо преодолеть с помощью кубов и модификаторов: чем больше 5-6, тем лучше, а за единички случаются «глюки».

«Что значит «вся комната детектируется как ловушка»?»