Далекое недалёкое будущее или… Четыре самые интересные фантастические технологии будущего

future_geekster

 

«Люди просят меня предсказывать будущее, а я хочу всего лишь предотвратить его».

 Рей Брэбери

Предсказывать будущее – задачка непростая. Не каждый из нас может похвастаться такой же фантазией, какой обладали Уэллс или Брэдбери. Однако находятся люди, которые всё равно будут пытаться. И за последние лет 5-6 мода на киберпанк, антиутопию и футуризм получила новое дыхание (в основном, в негативном контексте). У видеоигр в такого рода произведениях неоспоримое преимущество – интерактивность. Они позволяют полностью ощутить все прелести туманного будущего. Прогуляться по улицам Нео-Парижа или выжженному ядерной войной Вашингтону. Пообщаться с теми, кто родится ещё не скоро, у кого будут свои интересные истории и, возможно, свои, абсолютно другие взгляды на мир и его устройство. Но самое главное – они позволяют потрогать  то, чего ещё нет и будет ещё не скоро. И сейчас речь пойдёт как раз об этом. Все отобранные девайсы и технологии  футуристичны.  О некоторых из них известно довольно много и они уже исследуются/разрабатываются, а какие-то появятся ещё совсем не скоро (если вообще появятся). Но их объединяет одно – все они в корне способны изменить облик всего человечества и всю нашу жизнь.

 

Путешествия в пространстве и времени

Весь Portal - история о тортике. Перемещения во времени лишь мишура.
Весь Portal — история о тортике. Перемещения в пространстве лишь мишура.
Что? Устройство создания порталов в пространстве
Где? Серия Portal
Как работает? Устройство представляет собой обычную пушку. Стреляешь один раз (левая кнопка мыши) – получаешь вход. Второй раз (правая кнопка) – выход. Механика заключается в том, что создаётся туннель, позволяющий преодолевать самые невероятные расстояния (вплоть до межпланетных) за считанные секунды.
Реализуемо? Теоритически, да. Туннель в пространстве и времени (“кротовая нора”) явление вполне реальное с точки зрения общей теории относительности. Сложность заключается в том, что для создания такого рода устройства нужно найти вещество с отрицательной плотностью энергии (для примера: попробуйте найти вещество с отрицательной массой или объёмом), так называемое “экзотическое вещество”. И, хотя,  эксперименты в этой и смежных областях уже ведутся и даже есть кое-какие результаты (см. “туннельный эффект”), до создания хотя бы первых прототипов таких устройств ещё столетия.
Из той же области: Хронокостюм из Timeshift. Позволяет перемещаться не в пространстве, но во времени. Существует в 2-х версиях: Альфа и Бета. При этом, в Бета-версии доступны такие фишки как: замедление, остановка и даже инверсия (поворот вспять) времени. В экипировку включен целый нейрокомпьютер, защищающий игрока от последствий его перемещений во времени с помощью вживляемых в спинной мозг наноимплантов.
Другие примеры: мобильный временной преобразователь из Singularity, планетоиды Sender из Anachronox.


 

Управление воспоминаниями

Remember Me (изображение с сайта Geekster.ru)
Та самая «Cцена воспоминания» из Remember Me. Уже нашлось как минимум 2 объекта, состояние которых можно изменить.
Что? Микрочип, оцифровывающий воспоминания и дающий к ним доступ.
Где? Remember Me
Как работает? В мире Remember Me в каждого человека с рождения встроен специальный микрочип Sensation Engines (Sen-Sen),  взаимодействующий с мозгом и позволяющий оцифровывать все воспоминания человека, и, соответственно, копировать, редактировать и удалять их. При этом сама память  выглядит как полностью воссозданная виртуальная реальность (сцена воспоминания). Редактирование же происходит путём изменения каких-то частей воспоминания (скажем, убрать пистолет со стола, которым один персонаж может убить другого).
Реализуемо? Уже сейчас существуют специальные биочипы, позволяющие диагностировать мутации и онкозаболевания у пациентов (VeriChip), но до полномасштабного их использования пройдёт ещё много времени (сейчас ведутся разработки в основном вживляемых GPS-чипов). Что же касается доступа к памяти, то тут всё ещё сложнее. Человеческий мозг – всё ещё большая тайна. Разгадка её, несмотря на полученную недавно подробную карту мозга человека, ещё очень и очень далеко. Но всё же нейроинформатика, а именно она занимается исследованием вопроса, как функционирует человеческий мозг, — весьма перспективная область науки и развивается семимильными шагами. Так что возможность создания такого устройства весьма велика.  Другой немаловажный вопрос, с которым уже столкнулись учёные, заключается в обеспечении безопасности доступа к таким данным. Ведь уже сейчас путём нехитрых махинаций можно взламывать любой кардиостимулятор, замедляя ритм биения сердца или даже посылая разряд тока, достаточный для того, чтобы убить человека (что и продемонстрировал один из выступающих на конференции  специалистов по компьютерной безопасности в Мельбурне в 2012 году, в режиме реального времени взломавший самый обыкновенный кардиостимулятор на стенде).
Из той же области: Анимус из серии Assassin’s Creed. Создатели этой игры пошли ещё дальше в своих суждениях о памяти человека. Предполагается, что в неё (память) на генетическом уровне вшита память всех прямых предков человека, и, следовательно, посредством оцифровки этих воспоминаний можно получить к ним доступ. Это – очень спорная технология. С одной стороны, да, есть такая штука, как генетическая память, так называемый генотип. Отвечает она в основном за то, как мы будем выглядеть (гены родителей и предков).  Все остальные её функции, пока — лишь доводы различных экстрасенсов и других психоэнерготерапевтов (да, есть и такие!). В любом случае, доступ к такого рода памяти будет осуществлён ещё позже доступа к памяти обыкновенной.
Другие примеры: безымянное устройство от Sigmund Corp., в To The Moon,  чипы виртуальной реальности из Syndicate.


 

Изменение гравитации

Нашлись умельцы, воссоздавшие "гравипушку" в реальности. Жаль "запульнуть" добротным советским шкафом такой штукой нельзя.
Нашлись умельцы, воссоздавшие «гравипушку» в реальности. Жаль «запульнуть» добротным советским шкафом такой штукой нельзя.
Что? “Гравипушка”, позволяющая притягивать и отталкивать объекты различной массы.
Где? Half-Life 2
Как работает? Манипулятор энергетического поля нулевого уровня работает в 2-х режимах. В первом гравипушка просто посылает объекту некий “толчок” (оранжевый луч) с постоянным импульсом, заставляющим объект отталкиваться от стрелявшего. Во втором, она позволяет притягивать и перемещать в пространстве предметы различной тяжести. В зависимости от массы объекта и расстояния до него, некоторые предметы уже нельзя поднимать в воздух, а можно лишь отталкивать или притягивать (физика!).
Реализуемо? Да! При этом такие разработки уже ведутся, и не далее как в 2011 году группа учёных под руководством Юна Чена из Фуданского Университета в Шанхае доказала, что с помощью лазера действительно можно притягивать различные объекты, а уже в этом году учёные из Института Научных Инструментов в Чехии с помощью двух лазерных лучей и системы зеркал смогли манипулировать пластиковыми шарами, поднимать и удерживать их в воздухе и двигать в разные стороны.  Всеми этими разработками уже заинтересовались в НАСА (они собираются использовать их на космических кораблях для сбора необходимых образцов пород с планет, не высаживаясь на них), так что день, когда мы услышим о гравипушках на Первом канале, уже весьма близок.
Из той же области: Устройства и зоны гравитации в Prey. В игре есть особые зоны (настенные тропы), по которым можно смело передвигаться – они притягивают игрока. Однако при прыжке на такой тропе игрока выкидывает на пол. Также имеются специальные переключатели, при выстреле в которые поверхность, на которой они расположены, становится полом. Возможность реализации такой технологии крайне велика. Ещё в 2003 году учёные в Калифорнии начали разработку специального материала,  покрытого синтетической щетиной (такую технологию передвижения использует ящерица геккон). Суть в том, что каждая щетинка увеличивает силу сцепления объекта с поверхностью и множество таких щетинок, изготовленных из нужного материала, позволили бы человеку перемещаться по любым поверхностям, минуя силу гравитации.
Другие примеры: магнетические перчатки из Magrunner, граббер в Doom 3: Resurrection Of Evil.


 

Внедрение имплантов и протезов

Deus Ex (изображение с сайта Geekster.ru)
Древо «скиллов-имплантов» из Deus Ex: Human Revolution. Можно «апргейдить» почти всё тело. Так люди и превращаются в киборгов.
Что?  Импланты, дающие различные преимущества: невидимость, регенерация здоровья, усиление рефлексов, возможности по взлому компьютерных систем и т.д.
Где? Deus Ex: Human Revolution
Как работает? Принцип простой – каждый внедрённый  в тело имплант улучшает какие-либо физические качества (протезы ног и рук – быстрее бегаешь, пробиваешь стены), либо даёт возможность творить форменный беспредел, уничтожая целые отряды врагов за секунду (система “Тайфун”), как вариант: возможности доступа к компьютерным сетям, возможность смотреть сквозь стены, общаться, не издавая звуков и тому подобное. По сути, возможности имплантов почти не ограничены.
Реализуемо? Протезирование и импланты сейчас на слуху. Это одна из тех фантастических технологий, которые предсказывали и Азимов, и Стерлинг, и которая прямо сейчас воплощается в жизнь. Исследования в этой области начались ещё в 1960-х годах и уже сейчас есть люди, которым заменяют потерянные конечности механизированными протезами, получающими сигналы напрямую из мозга и даже восстанавливают потерянное зрение и слух. В 2007 Стелиос Аркадиу, известный исполнитель перформансов, вживил себе в руку искусственное ухо, а в 2011 специалисты из Техасского университета сердца смогли создать его (сердца) искусственный заменитель и в ходе операции заменить им сердце американца Крейга Люиса. К сожалению, имплант продержался не так долго, как хотелось, но сам факт того, что он работает, вселяет надежду на то, что в будущем можно будет спасти множество людей. На повестке дня лишь один вопрос (поднятый, кстати, и в самой игре): можно ли считать киборгов полноценными людьми? Они ущербны или являются куда более совершенными с точки зрения эволюции существами?
Из той же области: Нанокостюмы в серии Crysis. В этой серии игр разработчики пошли более гуманным путём, наделив возможностями не самого человека, а его костюм. Он даёт способность к невидимости, значительно увеличенную силу и скорость. Работает за счёт восстанавливаемой со временем энергии. Прототипы нанокостюмов, кстати, уже существуют. Не далее как 26 мая этого года учёные из Японии опробовали нанокостюмы на дрозофилах (фруктовых мухах). Одев мух в костюмы, учёные начали бомбардировать их электронами. И мухи в костюмах, надо сказать, выдержали эту бомбардировку (мухи без костюмов погибли от обезвоживания). Теперь планируется создание похожих нанокостюмов для астронавтов для того, чтобы обезопасить их от влияния экстремальных условий в космосе.
Другие примеры: имплантаны из Fallout: New Vegas, импланты в серии Mass Effect, биомеханические руки в Bionic Commando

Какие же выводы можно из всего этого сделать? Сейчас развиваются в основном технологии, которые могут принести либо милитаристическую, то бишь создание супер-солдат с помощью специальных костюмов, имплантов, либо социальную (протезы, медицинские и GPS импланты) пользу. Исследования более абстрактных понятий, таких, как пространство и время или, скажем, человеческий мозг и воспоминания, требуют куда более больших вложений и научной базы, поэтому в ближайшем будущем мы вряд ли повторим подвиги Марти МакФлая (может это и к лучшему), зато появление людей-киборгов и других социальных классов уже там, за ближайшим поворотом. Остаётся лишь надеется, что все эти технологии будут приносить лишь пользу и не приведут к новым войнам и конфликтам, как в вышеописанных играх.