«Воспоминания о Прошлом Земли» Лю Цысиня: культурная космореволюция

Что-то сломало физику. Яблоки не стали падать вверх, огонь все еще обжигает, но физика квантовая, фронтир современной науки, перестала подчиняться какому-либо пониманию. Данные исследований не имеют смысла, а по всему миру прокатывается волна самоубийств среди ученых. Что могло послужить причиной этому? Как с этим связана растущая в Сети популярность игры, моделирующей неразрешимую Задачу Трех Тел? И как в это вписываются события, произошедшие сорок лет назад на засекреченном китайском радиоскопе?

Этой осенью, импринт fanzon закончил издание русского перевода «Воспоминаний о Прошлом Земли» – также известного как цикл «Задачи Трех Тел». Эта трилогия китайского писателя Лю Цысиня за пару лет до этого всколыхнула зарубежный интернет, собрала ворох престижных наград и номинаций (Хьюго 2015 за Лучший Роман – это вам не хухры-мухры) и создала вокруг себя какие-то неприличные объемы хайпа. Но заслуженно ли?

Если вкратце, то да, но не для каждого. Потому что, при всех своих достоинствах, есть в ней что-то такое неуловимо *китайское*, способное отпугнуть солидную часть аудитории. Акценты в повествовании, отношение к персонажам, выстраивание сквозной сюжетной линии и даже привычный принцип «чеховского ружья» — все это или не работает, или работает не так, как ты ожидаешь.

Даже обсуждение общей сюжетной арки всех трех книг нелегкое дело просто из-за ее масштаба и высокого содержания критичных спойлеров. Поэтому простите автору этих строк раскрытие одного из них — того, что и так расписан на суперобложке первой же книги. Вся трилогия — это история Первого Контакта и его катастрофических последствий. Но не надо сразу думать, что история эта банальна и предсказуема. Внеземной разум у Цысиня – не апатичный друг человека из фильма Спилберга, и не кровожадный покоритель планет из «Дня Независимости». Здешние инопланетяне технологически развиты, чрезвычайно прагматичны и заботятся лишь о процветании своей цивилизации – то есть такие же, какими люди сами были на протяжении своей истории. И когда человечество ненароком дает о себе знать в галактическом масштабе, наш разобщенный мирок становится для Инопланетян всего лишь способом решения их собственной  насущной проблемы.

Последние годы все отчетливее слышны голоса скептиков, заявляющих, что мы не готовы к контакту с инопланетной жизнью, и что последствия этого контакта будут гораздо страшнее событий «Чужого» или «Войны Миров». Даже Стивен Хокинг неоднократно заявлял, что все эти радиосигналы к далеким звездам и золотые таблички на Вояджере — глупость и лишь способ нарваться на неприятности.

В послесловии к «Задаче Трех Тел», Цысинь признает, что согласен с этим мнением и не разделяет оптимизма, связанного с поиском инопланетной жизни. Мы ищем в космосе ответы на все вопросы, а тем временем наша родная планета разобщена конфликтами, социальным неравенством и кучей других проблем. Мы не готовы к звездам, и даже когда будем готовы  – каковы шансы, что не нарвемся на таких же эгоцентристов, как мы сами? А если у этих эгоцентристов будут технологии, на тысячелетия обгоняющие наши? Не будет никакого пиу-пиу и звездных войн. Будет использовано самое рациональное, самое эффективное – и самое бессердечное решение.

Это холодное безразличие к человеческим судьбам — то, чем можно охарактеризовать и самого Цысиня. Трилогию часто (и частично обосновано) упрекают в невыразительности большинства ключевых персонажей. Зачастую они ощущаются неспособными на инициативу жертвами обстоятельств. Возможно, причиной этого в том непостижимымом восточном менталитете, но гораздо вероятнее, что это было осознанное авторское решение. Трилогия «Воспоминаний…» — это не история индивидуальных личностей, и даже не человечества в целом. Это кусочек летописи Вселенной — а именно кусочек, посвященный человечеству.

Чем еще примечательна «Задача…» так это тем, как удачно в ней сочетаются элементы твердой фантастики и многочисленные флэшбэки к событиям китайской Культурной Революции.  Этот период считается одной из самых страшных репрессионных мясорубок в мировой истории, и во многом «Задача Трех Тел» – это рефлексия Цысиня об этих событиях. «Заслуживает ли мир, в котором могут происходить такие зверства, право на существование?» – такой вопрос встает перед одним из ключевых персонажей книги, даруя ему мотивацию для действий, а читателю — хорошую щепотку моральной неопределенности.

Из всей трилогии «Задача Трех Тел» – самая заметная работа, но это не означает, что остальные книги стоит игнорировать и избегать. Если «Задача…» временами чувствуется почти политическим триллером, то «Темный Лес» — это история-головоломка, описывающая судорожные попытки человечества найти выход из безнадежной ситуации. Успешно притворяясь логичным продолжением предыдущей части, ближе к середине «Темный Лес» делает смелую смену акцентов – и перед нами предстает совсем другой Цысинь.

В западной литературе устоялось понимание, что Научная Фантастика — это такой инструмент футурологии, способ порассуждать о грядущем. Но у Лю Цысиня все фантастические элементы, какими бы научно обоснованными и логичными они не были, всего лишь способ поведать притчу. Жестокую и мрачную, но красивую и наполненную своей философией. И если в первой книге сказочные элементы словно бы спрятались за ширмой высокой науки, начиная со второй они постепенно выходят на первый план.

Сложнее всего внятно описать заключительную книгу трилогии – «Вечную Жизнь Смерти». Самая большая из всех трех, значительную часть своего объема она ощущается как не очень нужный аппендикс к «Темному лесу». Раздутое повествование замедляется до черепашьего темпа, персонажи окончательно превращаются в нарративные функции и в какой-то момент любой читатель задаст себе вопрос:  “а зачем я все это читаю”?

Ради того, что происходит в последней трети книги. То, что Цысинь в прямом смысле вываливает на читателя в рамках условных двух сотен, какой-нибудь ушлый западный автор вполне мог бы растянуть на пятикнижие. Одна высоконаучная концепция следует за другой, масштаб происходящего все сильнее отстраняется от Земли, пока наконец не вылетает за рамки самой вселенной. Философия, мифология и наука сплетаются в удивительном сочетании, а читателям остается только завороженно следить за происходящим. «Вечная Жизнь Смерти» — не самое складное, но определенно одно из самых мозговзрывательных окончаний в современной фантастике.

Касаемо русского издания — обычно полагается обсуждать его качество, насколько симпатичной получилась обложка, и что там вышло по наполнению. Но, если вам уже доводилось держать в руках что-либо от издательства Fanzon, вы имеете представление о том, чего ожидать и в этом случае. Суперобложка с симпатичным рисунком, крупный шрифт, качественная бумага — не ширпотреб, а красивое и аккуратное издание, которое не стыдно поставить на полку.

Гораздо интереснее обстоит ситуация с переводом. Логично предположить, что он был осуществлен с китайского. Но нет, русское издание *преимущественно* базируется на английской адаптации текста. Преимущественно, потому что русский перевод осуществлялся целым коллективом людей, некоторые из которых имели доступ к оригинальному тексту. Дьявол в мелочах, и многие, кто имел возможность познакомиться и с английским и русским изданиями, отмечали, что последнее читается гораздо лучше. Поблагодарить за это стоит не только не только fanzon, но и хороших людей из группы sonate10/rosekinn — именно их фанатский перевод и был опубликован.

«Воспоминания о Прошлом Земли» — довольно неоднозначная трилогия. Ее очень легко считать чересчур наивной и топорно написанной, она отказывается идти нарративными тропами, проложенными не одним поколением западных фантастов. Но стоит прочувствовать ее темп, примириться с ее особенностями, и очень легко влюбится в нее. Если вы не чувствуете в себе тяги к экспериментам — попробуйте первую книгу, она вполне самодостаточна и позволит понять, по душе ли вам такое или нет.  И очень может быть, что вас зацепит. Потому что такой фантастики вы точно не читали.

Редакция выражает благодарность издательству “Fanzon” за предоставленный для ознакомления экземпляр.

Автор: Лю Цысинь
Год издания: 2017-2018
Издательство: Fanzon
Переплет: Твердый, Суперобложка