Варгейм «Фронтир: Далекие Звезды»: бороздим просторы Вселенной

Распространить нашу цивилизацию и жизнь на всю Солнечную систему и за ее пределы – вот будущее, которое восхищает и вдохновляет нас, заявил герой нашего времени Илон Маск. В настольном варгейме «Фронтир: Далекие Звезды» его мечта уже сбылась. Geekster разбирался, интересно ли в это играть.

Disclaimer: Сразу надо уточнить, что этот обзор основан на публичных демонстрациях игры и общении с авторами, а правила еще дорабатываются и могут, хоть и незначительно, но измениться.

Вообще, «Фронтир: Далекие Звезды» — “про кораблики” даже больше, чем X-Wing или Dropfleet Commander. Он многое черпает из морских сражений: не только игромеханически (потоки, перестрелки и абордажи), но и эстетически благодаря атмосфере приключения и открытий на дальних рубежах, несмотря на то, что это становится ясно далеко не сразу.

2407 год. Человечество, изобретя новые, сверхсветовые, способы перемещения, осваивает космос. Обнаружены первые внеземные биосферы, далекие звездные системы, основываются внесолнечные колонии. Но сколько всего неизведанного! Это эпоха великих галактических открытий, а ее герои — искатели приключений, первооткрыватели и исследователи фронтира, теперь простирающегося среди звезд.

Фронтир Далекие звезды (geekster.ru)
Корабли Вольных капитанов (слева) и Арборейцев (справа) маневрируют

В этом мире нет инопланетных рас или потусторонних сущностей, но различий между человеческими фракций хватает, чтобы они развернули между собой войну. Кто бы сомневался? Сейчас в игре есть три стороны. Во-первых, Вольные капитаны — сборище авантюристов и любителей свободы, а попросту пиратов. Их корабли, латанные-перелатанные из разных частей, выглядят немного несуразно, но хищно. Этот транспорт не отличаются большой маневренностью, но неплохо вооружен и лучше всех идет на абордаж. Арборейцы — это местные «зеленые» и мистики, которые буквально выращивают свои космические корабли из дерева. Модели отличаются изяществом и необычными формами, а в бою показывают себя хоть и хрупкими, но малозаметными и оснащенными контрмерами. Наконец, Королевство Плутон — торговцы и контрабандисты.  Имеют лучшие гравипаруса и навигаторов в галактике, могут совершать крутые маневры и действовать быстрее, чем противник успеет ответить.

Как рассказал Никита Евтушенко, основной разработчик, варгейм вырос из ролевых сессий по собственному сеттингу космических приключений, которому уже почти 10 лет. Добавили модельку одного корабля для наглядности, потом другого, третьего. А там уже и недолго было до идеи полноценной настольной игры. Исходный материал пришлось ужимать и упрощать: то, что годно для ролевой настольной игры, не будет также хорошо работать в варгейме. Да и  сеттинг Фронтира уже оброс пятком фракций, десятками типов кораблей и необычных миров. Вместить это все в первую же редакцию варгейма и отбалансировать было бы не так просто. Но, обещает Никита, развитие игры уже запланировано, и работа над новыми фракциями и типами кораблей вовсю ведется.

Фронтир Далекие звезды (geekster.ru)Что касается правил, то любой человек, игравший хотя бы один-два скирмиша, найдет их отчасти знакомыми. Это варгейм с помодельной активацией, чередующейся между игроками в зависимости от скорости их кораблей. Меряем линейками передвижение по столу, выбираем оружие, измеряем его дальность и мощь, кидаем шестигранные кубы для проверки попаданий и пробитий, выполняем миссии по уничтожения противника, захвату точек или пересечения от одного края стола до другого. Но немало и уникального, что выделяет «Фронтир: Далекие Звезды» на фоне прочих варгеймов с корабликами, типа Battlefleet: Gothic.

Самая, пожалуй, интересная, но и сложная в правилах вещь — это направления космических потоков. Их сразу несколько на столе, они направлены в разные стороны, но вместе образуют круговорот на столе. Штука в том, что каждый ход приходится сверяться с тем, в каком потоке находится активированная модель и под каким углом к нему повернута. И в первые разы это так сразу и не ухватишь. Но когда наловчишься, то понимаешь, что необычная механика создает интересные ситуации и стратегическую глубину.

В чем тут дело? У любого звездолета есть шесть секторов, соответствующих положению гравипаруса относительно космических потоков. И в зависимости от того, каким боком корабль повернут к потоку, меняется и его скорость. И, может быть, это не очевидно, но «ветер в спину» далеко не самый быстрый: эффективнее получается перемещаться под небольшим углом. Бакстрим, фокстрим и прочие термины явно были привнесены из морской сферы с некоторой долей доработки — к этому нужно быть готовым.

Или вот, например, «фишка» игры: активируя свои лазеры-торпеды-фотоны, корабль тут же получает сигнатуры в тот сектор, где располагаются его орудийные башни. Он становится заметнее и уязвимее для ответного удара, если не сможет скинуть эти «метки». Так что каждый выстрел — это риск не только промахнуться, но и подставиться. Опять интересные тактические дилеммы.

Фронтир Далекие звезды (geekster.ru)
Весь готовый на данный момент модельный ряд «Фронтир: Далекие звезды»

Миниатюры же выглядят прекрасно и отличаются высокой степенью детализации (тиражные модели будут немного отличаться от демонстрационных). Их пока немного: крейсеры, фрегаты и другие крупные суда, но новые модели уже в разработке.

Хочется похвалить команду игры и конкретно Григория Капусткина за внешний облик кораблей, как в «цифре» на иллюстрациях, так и «пластике». Кажется, им удалось соблюсти баланс между оригинальностью и типичностью. Тут хватает самобытных элементов, вроде тех же гравипарусов, необычных форм и решений, но одновременно сразу же возникает, в хорошем смысле, чувство узнавания: где-то эти силуэты уже были. Миниатюры и арты из «Фронтира: Далеких Звезд» однозначно атрибутируются как «сай-фай»: «Светлячок», «Стар Трек», «Звездные Войны», «Звездный крейсер «Галактика»» и прочее как источники вдохновения. Любители научной фантастики будут довольны.

Другое дело, что сам мир игры пока не может предложить чего-то действительно яркого и «изюмистого». Если вы не знакомы с ролевой основой (а таких, наверное, будет большинство), то богатство и разнообразие вселенной пройдет мимо вас. Хук, элемент, который бы сразу цеплял и выделял из рядов прочих «сай-фаев», нужно еще отыскать.

С каждым кораблем идет набор планшетов и карточек, которые как модули собираются в единую систему: сам корабль с его характеристиками и секторами, гравипарус с опциями управления, маневров и переключения скоростей (а их тут десяток — вот тоже торчат уши ролевки), орудийные и технические устройства (лазеры, торпеды, сканеры), а также персонажи, которые добавляют спецправила. Получается несколько громоздко, зато все под рукой. На них же, как в какой-нибудь евро-игре, выставляются жетоны: активированных опций, полученных повреждений или сигнатур.

Хотелось возмутиться перегруженностью деталей в правилах и обилием компонентов для каждого отдельного корабля. Но потом перехотелось, и справедливость подхода авторов может быть признана. Все же речь идет не о свалке сотни гоблинов и гвардейцев, а 2-3 кораблях с каждой стороны в базовых правилах. Микроменеджмент тут к месту и оправдан. Каждое действие и решение, будь то поворот звездолета на один сектор, выстрел из главного калибра или применение эффекта персонажа, отзываются важными последствиями.

22 мая проект вышел на CrowdRepublic, где продается в виде стартовых наборов с правилами, профилями кораблей и орудий, кубиками, жетонами и маленькими фишками звездолетов. Да, все миниатюры  продаются отдельно: несколько странное решение, если мы говорим о варгейме, но, с другой стороны, это удешевляет «базу». Желаем проекту удачи и советуем обязательно к нему присмотреться как тем, кто любит скирмиши, так и поклонникам космических приключений!