Тут вот какая «Штука»… Обзор фестиваля

Как у сериалов есть проблема второго сезона, на котором могут споткнуться создатели, так и у новых мероприятий есть риск «скатиться» после первого проведения. Фестиваль «Штука» прошел в Москве во второй раз, и на этом празднике увлечений посетители насладились множеством прекрасных моментов, но также могли увидели и настораживающие признаки.

«Штука 2018» раскинулась на трех этажах ЦДХ, захватив вдобавок еще и антресоль. Организаторы постарались подобрать развлечения всех типов: поглазеть на косплееров, поразмять ум за тактическими играми, побегать с автоматом, напрячь пальцы на мастер-классах и сделать дренаж кошельку на стендах. Так мы и не против! Тем более, что толкучки в этот раз не было.

Что было

Конечно, центральное место на фесте занимали игротеки и магазины от многих хороших издательств. Например, «Фабрика игр» привезла «Мор» по одноименной отечественной видеоигре и новинку-кроссовер «По щелчку! Мертвый сезон». Стильные стюардессы «Русской игрушки» проводили курс по игре в «Взлет разрешен!». Рядом «Экивоки» удачно попали в название фестиваля с вечериночной игрой «Штука», а у Magic: The Gathering был отдельная большая зона с кучей колод. Наше любимое издательство МИФ с одними из самых красивых комиксов выходит на рынок настольных игр и показало свои первые семейные игры (взрослые — на подходе).

Чего было много: косплееров, причем недурных, художников комиксов и фанартов, как приятных новичков, так и закаленных ветеранов, попутных развлечений от файертага и Nerf до лекций и шоу джедаев. А еще были мастер-классы по покраске миниатюр и — неожиданно — ювелирке и плетению ловцов снов. Странно немного, но люди туда приходили, так что должно быть кому-то это интересно.

Также были лавки со всяким «мерчендайзом», украшениями и забавными вещицами. А вот чего не хватало, так это товаров для художников и моделистов. Один «Единорог» отдувался за всех красками, кистями и инструментами; для мероприятия, где хобби с миниатюрами — это его важная часть, такое все же немного обидно.

[metaslider id=»56127″]

Королем феста был скирмиш-варгейм Malifaux, эксклюзивным дистрибьютором в России которого выступает сеть Geek Wars. Тут был целый городок с цирком и персонажами из игры и впервые прошел турнир. Разумеется, были отдельные столы для желающих оценить Malifaux (как впрочем и Infinity, Path to Glory и другие игры). По отзывам посетителей у столов для демонстрации были как гениальные мастеры-волонтеры, так и явно случайные люди. Но в целом уровень был высокий!

А вот настоящим разочарование стал конкурс покраски моделей Мятный дракон 2018. В связи с изменением регламента (выставлять можно было модели только определенных производителей) витрины не то, чтобы пустовали, но точно не ломились от работ как год назад. А среди выставленных было и немало не самых свежих и тех, что засветились на других конкурсах. Но несмотря на это, челюсть не перестает падать от мастерства владения кисточкой многих художников. Призы были заслужены, рекомендую оценить работы победителей в группе конкурса.

[metaslider id=»56191″]

Игры с миниатюрами

Вы заметили, как за последние года два бурно пошли в рост игры с миниатюрами? Я даже не про западный рынок говорю, где куда ни плюнь, попадешь в кикстартер-проект настольной игры с миниатюрами или новый варгейм. В России эти процессы тоже пошли в гору, чему, вероятно, способствует, с одной стороны, рост самого рынка развлечений, а, с другой, удешевление и упрощение производства моделек. Например,  эпоксидная смола, литье которой можно наладить относительно легко. А на художественные таланты страна явно не бедна. Поэтому особенно любопытной для меня стала зона независимых и начинающих авторов игр с миниатюрами.

Порадовала встреча с командой «Легенд Сигнума». Летом они провели успешную кампанию на Kickstarter и вышли на международный рынок. Но не забывают и про нас — на «Штуку 2018» они привезли множество новых моделей, как всегда высококлассных. Особым спросом пользовался эксклюзив — не совсем одетая разбойница Заира. Авторы рассказали, что разрабатывают новые режимы игры, в том числе с «искусственным интеллектом» и по-настоящему большими моделями. Проект «Гидрофилия», тоже недавно прошедший через краудфандинг на выпуск дополнения, показывал на фестивале новую, третью фракцию в виде японских роботов и дронов. Процесс развития идет, честно скажем, не быстро, но нельзя не отметить высокое качество моделирования и чувство стиля автора.

[metaslider id=»56148″]

Слава скорбно скончавшегося Warhammer Fantasy Battles не дает покоя очень многим производителям, хотя пока ни один не добился действительно больших успехов. Ребята из Wayend показывали свой масштабный варгейм с большими отрядами, так называемыми «коробками». И все это в фэнтези-сеттинге, на первый взгляд напоминающем D&D и The Elder Scrolls. На «Штуке» для демонстрации были деревянные фишки вместо миниатюр, но показанные мне образцы моделек из смолы масштаба 36мм выглядят замечательно и очень детализировано. Ребята обещали в продаже осенью стартовые наборы из более чем 100 моделей по какой-то смешной цене, во что, конечно, не верится, но следить за проектом будем непременно. На другом конце, так сказать, спектра — скирмиш «Панацея» в стилистике космооперы, который обещает быстрые и жесткие сражения с небольшими количеством миниатюр.

Wayend

Панацея

Мое внимание привлекли две игры, уже достаточно далеко продвинувшиеся в разработке и частично продающиеся. TechDusk — «Технология Сумрака» — скирмиш-игра в пост-апокалиптическом жанре. В первые моменты игра чем-то похожа на Infinity: помодельная активация, система реакция на действия оппонентов, но — неожиданно — десятигранные кубики вместо привычных шестигранных, большой набор действий и состояний, система приказов и бонусные ауры командиров, восстанавливающиеся энергетические щиты и в основе всего оригинальные, красивые и очень качественные миниатюры. Причем местами 16+. Тут и самобытные райдеры, и переосмысленные поклонники технологий, и по-настоящему жуткие «некроморфы».

Как рассказывает автор, стороны несимметричны и отличаются не только тактикой и способностями, но и целями в игре. Так, если анархисты и технократы получают победные очки за захват точек, то мутанты — за инфицирование врагов. В демо-игре мне немного не хватило каких-нибудь жетонов для фиксации состояний и ранений, хотя как рассказали разработчики для этого можно рисовать стирающимся маркером поверх кард протекторов. В общем игра меня заинтересовала, надо будет изучить ее поподробнее и следить за развитием.

[metaslider id=»56170″]

Совсем иное дело Forge of Destiny, настольная стратегическая игра в научно-фантастичесом жанре. Во-первых, тут есть игровое поле. Оно собирается случайным образом из нескольких частей. Поле поделено на клетки с различными эффектами низин, высот и опасных мест. Это избавляет от необходимости иметь дома шкаф террейна, но выглядит, конечно, не самым ярким образом. Вот по этим-то клеткам и передвигаются отряды из 5-10 моделей. Есть еще и герои, которые ходят сами по себе. В итоге с каждой стороны сражаются примерно по 20 моделей. В игре крайне любопытная система приказов и инициативы. Во-первых, отрядам нужно до начала хода отдать один из возможных приказов, но не более двух на отряд. При этом их число в принципе ограничено, а оставшиеся без приказа бойцы будут действовать сами (но тут уж как повезет). Во-вторых, каждый ход игрок тайно составляет колоду порядка хода своих отрядов. Открывающиеся карты соперников сравниваются по инициативе, так что заранее неизвестно, кто будет действовать раньше.

В игре уже есть четыре любопытные фракции — космические ковбои, прямоходящие кошки, роботы и культисты-мутанты. Надо сказать, что выглядят они действительно классно, скульпторам — жирный плюс. Вот только сделаны все миниатюры из металла, что сегодня воспринимается несколько специфически. Игра будет продаваться отдельными коробками с фракциями, и цена может быть не самом маленькой, но это станет известно скорее всего зимой. Зато все правила, поля, карты и прочее можно бесплатно распечатать на сайте игры.

[metaslider id=»56178″]

Вердикт

Что же в сухом остатке? Да, были некоторые проблемы, на которые организаторам стоит обратить внимание, иначе в следующий раз — а я надеюсь, он будет — они могут выстрелить посерьезнее. Но это не отменяло общего ощущения праздника, встреч со старыми знакомыми и заведение новых, восхищение покрашенными миниатюрами и, конечно, многочисленных игр.  «Штука 2018» определенно удалась!