Последнее время игры-детективы если и не пошли валом, то точно стали появляться чаще в России. В 2018 вышли «Тайны Аркхэма» (Mythos Tales), карточный с онлайном «Детектив» (Detective: The Modern Crime Board Game) и «Место преступления» (Chronicles of Crime) с AR-элементами, на подходе «Шерлок Холмс, детектив-консультант» (Sherlock Holmes, Consulting Detective). И они предлагают совершенно другой опыт, отличный от прочих настольных игр.
«Тайны Аркхэма» кажутся поначалу аналогом «Шерлока Холмса, детектива-консультанта», сдобренным мистикой и лавкрафтианским безысходным кошмаром. Это не совсем так, и тут главное не обмануться. «Тайны Аркхэма» разворачиваются во вселенной Мифоса великого писателя, но к конкретным его произведениям прямого отношения не имеют — авторы сочинили свои истории для этой игры. Собственно, истории — это, пожалуй, главное тут.
«Тайны Аркхэма» — интерактивный роман приключений с элементами детектива на 1-8 человек. Игроки выступят в роли подопечных профессора Армитеджа, который будет подкидывать им для раскрытия 8 дел, полных тайн и хтонического ужаса. Профессор и сам проведет расследование, и в конце можно будет сравнить цепочку и ответы. На основе поступающей информации, игроки будут каждый ход выбирать, куда им пойти, чтобы найти ответы. Для этого к их услугам карта Аркхэма с номерами, адресная книга, список союзников-экспертов в отдельных отраслях и номер газеты за текущий день, где могут быть намеки.
[metaslider id=»59756″]
По тому адресу, куда нагрянет ваша компания, может оказаться что-то бесполезное, может — улика, а то и конкретное указание на следующий адрес. В некоторых случаях потребуется определенная карта доступа, которую нужно получить в другом месте. Если по адресу что-то есть, то находите в книге расследований соответствующую главу и читаете художественный отрывок с описанием места, событий или речью персонажей. Новая информация должна вам помочь сделать выбор для следующего посещения или способствовать развитию вашей версии случившегося.
Каждое дело ограничено по количеству ходов, а ход — это перемещение от одного адреса-контакта к другому. Как только время выйдет, игроки будут вынуждены дать ответы на вопросы — и они могут быть самые неожиданные!
Как оказалось, в каждом деле есть, грубо говоря, «главный квест», который вам сразу выдает профессор, а есть побочные задания, но об их существовании игроки узнают только на этапе вопросов. Это значит, что любая встречная информация может пригодиться, и никогда не знаешь, где тебе аукнется то вскользь упомянутое название новомодного танца! За верные ответы дают очки, за посещение большего количества адресов, чем у профессора, начисляются штрафы. А так как это мир Лавкрафта, то еще можно потерять очки за такую традциционную для игр в этой вслеленной штуку, как «потеря рассудка» в определенных локациях.
Таким образом, задача игроков нащупать верный и по возможности короткий путь по адресам, собрать важную информацию и не отвлечься на ложные пути. Можно (и даже, наверное, нужно) не дожидаться окончания таймера, а остановить расследование в подходящий момент. А еще как оказалось, можно набрать достаточно очков для победы даже на сторонних квестах.
«Тайны Аркхэма», как и «Шерлока Холмса», игра литературоцентричная: здесь очень много текста, и его придется читать вслух из книги расследований, каждый раз, когда вы приходите по существующему адресу. В этом аспекте игра скорее похожа на книги «выбери свое приключение», и, честно говоря, нам было очень увлекательно окунуться в такой тип времяпровождения после «обычных» настолок. Да, текст совсем не напоминает язык Г. Лавкрафта, но он самобытен и неплохо справляется со своей игровой ролью.
А издательство Hobby World проделало огромную и отличную работу по локализации: читать интересно, проблем с переводом не возникло. Ну и издание отличное книги в твердой обложке с выборочным, шероховатым лаком — это классно.
Единственнный момент, который немного раздражал, это необходимость записывать всю информацию. Дело в том, что по правилам во время ответов на вопросы, игроки не могут больше смотреть в книгу или газету, а должны отвечать по памяти. Или — по своим записям. И это логично, и, наверное, единственный способ в данном случае, но ощущение конспектирования лекции присутствовало.
Не обманитесь! «Тайны Аркхэма» не детективная игра, как может показаться и как пишут на некоторых сайтах. В ней есть элементы расследования, но тут не сработает обычный дедуктивный метод. Это не значит, что здесь нет логики, но она иная, оккультного толка. То есть, да, убийца по-прежнему дворецкий, но не потому, что он хотел подделать завещание и провернуть аферу, а потому что состоит в ужасном культе, сошел с ума и пытался вызвать тварь из потустороннего мира. Если иметь в виду эту своеобразную логику и не ждать полноценного расследования, то играть будет проще и приятнее.
Игра сама располагает к посещению большего количества мест, чтобы узнать различные, пусть и не относящиеся к делу подробности, хотя время всегда ограничено, и все адреса все равно не посетить. Мы еще играли с использованием специального приложения для смартфона, на котором есть профессиональная озвучка вступления и развязок, а также библиотека звуков и музыки. Все вместе делает «Тайны Аркхэма» крайне атмосферной игрой, для которой, кстати, не требуется знакомство с творчеством писателя: она самы рассказывате постепенно про все знаковые элементы Мифоса. А для поклонников Лавкрафта тут полно пасхалочек.