«Семейка Аддамс» теперь и в артбуках

После отличного мультфильма «Семейка Аддамс» этого года захотелось поближе ознакомиться с образами героев. Артбук рассказывает и показывает, как создавались обновленные версии персонажей классики, декорации и все самые мелкие детальки.

В далеком 1938 году один из номеров «Нью-Йоркера» украсил необычный комикс: продавец пытается втюхать пылесос элегантной даме в черном — владелице готического полуразрушенного особняка. Это на путь мрака и веселья ступил Чарльз Аддамс, уже создавший в первом выпуске Мортишу, хоть тогда ещё и безымянную. А со временем подтянулись и остальные члены семейства, в которых влюбился весь мир несмотря на всю их необычность. Чему, конечно, немало поспособствовали регулярные экранизации творения Аддамса: черно-белый сериал «Семейка Аддамс» (1964), мультсериал «Семейка Аддамс» 1973 года (там Пагсли озвучила Джоди Фостер, ага), полнометражные фильмы «Семейка Аддамс» (1991) и «Семейные ценности Аддамсов» (1993) и цветной сериал «Новая семейка Аддамс» (1998).
Многие черты любой из вариаций прочно засели в головах не только фанатов семейки: прилипчивая песенка с щелчками пальцами, живущая активной жизнью рука по имени Вещь, Кристина Риччи в образе ребенка-гота, инфернальная Анжелика Хьюстон, танец Мамушка и бесконечные шутки на тему всего загробного и неполагающегося обычным американским семьям.
Хэллоуин 2019 года принес всем любителям праздника особенный подарок — новый полнометражный мультфильм «Семейка Аддамс» от режиссеров Грега Тирнана и Конрада Вернона. И эти же люди, вместе с автором книги Рамином Захедом, теперь ведут нас по миру мультфильма и семейки Аддамс в новом артбуке, рассказывая, как создавались обновленные версии классических персонажей, их окружение и даже самые мелкие детальки типа застежек на одежде. Оба режиссера пишут о том, что сами с детства являются большими фанатами вселенной, поэтому для них критически важно было воскресить оригинальные образы героев, при этом не забыв внести свое видение в новую историю. И эта любовь к семейке действительно чувствуется: если сравнить комиксы Чарльза Аддамса (в книге есть немало примеров его работы) и кадры из мультфильма, становится понятно, как аккуратно Тирнан и Вернон обошлись с оригиналом. «Обветшалая изысканность» — таким выражением пользуются режиссеры и совершенно не кривят душой.
Артбук, изданный на русском «Эксмо», делится на главы, посвященные главным героям по отдельности, и интерьерам, второстепенным персонажам и комнатам особняка. Каждая глава сопровождается большим количеством увеличенных красочных иллюстраций, порой даже с отдельными частями тела или предметами одежды, и небольшими текстами, в которых раскрываются детали процесса перенесения семейки на экраны. Создатели признаются в любви к Мортише и ее парящему передвижению, рассказывают, почему образ Гомеса вернулся к комиксовому, а вот Бабуле и Пагсли захотелось придать большей индивидуальности. Современная Вещь идет в ногу (простите) со временем и носит «умные часы», а лицо Ларча, как оказалось, пришло с карикатуры на актера Майкла Шеннона! Да-да, теперь и вы не сможете это развидеть.
На несколько страниц в гости заглядывают даже дальние родственники Аддамсов, кто-то на семейном портрете, кто-то в движении; и это отличная идея, потому что родни много, все вроде как появились в мультфильме, но присмотреться к каждому физически просто невозможно за один просмотр. То ли дело артбуки, которые и созданы для таких вот мелочей: рассмотреть какую-то тётушку с бородой, вполне себе пугающих сиамских близнецов, обломанные ногти Бабули в противовес идеальной Мортише или татуировку во всю спину дяди Фестера «NO REGERTS». Детальки, которые не видны в кино, но которые так приятно разглядывать при повторных просмотрах или при чтении артбуков.
С другой стороны, в этом же кроется и обратная сторона подобных изданий. Частенько в них просто нечего читать, ведь иллюстрации превалируют над текстом. «Семейку Аддамс», к сожалению, не обошла эта участь. Нет, здесь есть действительно интересные комментарии: целая раскадровка сцены в гостиной ближе к концу артбука, где предельно подробно описывается процесс ее создания, или, например, рассказ о том, как режиссеры боролись за использование мрачных цветов в детском мультфильме (и вот это правда страшно, если в наше время черный цвет для Аддамсов нужно буквально отвоевывать!), но до конца не покидает ощущение, что таких деликатесов просто не додали. Вот так и получается: великолепный артбук с точки зрения качественности переплета, плотности страниц и детализированности иллюстраций, но не дотягивающий до идеала в плане сопроводительного текста.