«Песнь Льда и Огня»: варгейм для тех, кто не играет в варгеймы

Настольная игра «Песнь Льда и Огня» — это Вархаммер на минималках, минус хобби, плюс «сиськи и драконы». Будем ли играть в нее?

Когда после продолжительной болезни скончался король настольных отрядных варгеймов в фэнтези стиле Warhammer Fantasy Battles, эту нишу попытались занять многие: фанатский The Ninth Age, дженерик Kings of War от Mantic. Потом в дело включились гиганты: FFG выпустил Runewars и даже проводит турниры, а CMON пошла по обычному пути, т.е. на Kickstarter с игрой «Песнь Льда и Огня» по мотивам романов Дж. Мартина. В числе авторов игры значится Эрик Лэнг — для одних суперзвезда настольных игр, другие же обвиняют его в продаже килограммов пластика при посредственных правилах игры. Разберемся, что же получилось с «Песнью Льда и Огня».

Созвать знамена!

Игра предлагает принять участие в Войне Пяти королей, т.е. действия развернутся условно в период второй книги цикла. Условно, потому что настолка не привязана к событиям книг, и в игре могут одновременно действовать персонажи, давно скончавшиеся в литературном первоисточнике.

Судя по введению в правилах нам обещают Старков, Ланнистеров, Станниса, Ренли и Грейджоев. И это не считая нейтральных фракций. В стартер же вошли две ключевые стороны: Робб Старк, его лютоволк, два отряда верных мечей, конница, Большой Джон Амбер и его берсерки, а также Санса и Кейтлин против Джейме Ланнистера, двух отрядов гвардейцев, алебардщиков, Горы Клигана и его отряда, а также Тириона и Серсеи. Кроме того в набор входят жетоны состояний, лотки для отрядов, линейки, планшеты отрядов, кубики и множество карт. А еще плоские элементы местности: по ним, конечно, удобнее передвигать отряды, но если будете играть в клубе, то лучше их заменить нормальным террейном.

Фигурки же, как всегда у CMON, отличного качества — цветной твердый пластик с достаточным количеством деталей на миниатюрах. В отрядах по три-четыре вариации бойцов, уже собранных. Другое дело, что все эти фигурки не более чем счетчики ран. И даже не они сами имеют значение, а количество рядов: именно по ним определяется количество атак и некоторые эффекты, что иногда выглядит странно. И, конечно, хоббийная составляющая настольной «Песни Льда и Огня» минимальна. Конечно, бывает раскрашивают и фигурки из «Зомбицида», но я сомневаюсь, что это кто-то будет делать в массовом порядке. Здесь нет никакой мотивации к коллекционированию, конверсиям и покраске моделей. С другой стороны, эта игра и не рассчитана на такую аудиторию.

Страх режет глубже меча

Правила исключительно доступны, в них есть элементы того же Warhammer, хоть и изрядно упрощенного.

Тот, кто только недавно начинает играть и хочет делать это в любимой вселенной ПЛиО, легко вольется.

В начале игроки выбирают себе армии на оговоренное число очков. Отряды идут «как есть»: численность и вооружение жестко закреплены. Единственная опция — докупить фигурку поддержки, например, ветерана или лидера. Они дают отряду дополнительные правила. Полководцы раздаются бесплатно и обычно тоже прикрепляются к тому или иному отряду. Причем в стартере есть выбор у каждой фракции: так, у Старков можно сделать Полководцем Робба, а Амбера назначить просто в поддержку. Или же наоборот — каждая версия героя отличается своими правилам. Играть можно один из пяти сценариев: захват точек с особыми условиями, бесконечный подход резервов, осада замка, сражение между удручающими горами трупов и выполнение секретных задач.

В «Песни Льда и Огня» механика поотрядной активации: каждый по очереди выбирает один из своих отрядов и действует им — передвигается, атакует, отступает. Особенность игры в том, что есть и небоевые фигурки, например, любимец народа Тирион или вечно страдающая Санса. Они ведут свою игру на отдельном планшете тактик, занимая ячейки которого, игрок получает тот или иной бонус, усиленный эффектом самой фигурки. Вот прелестное комбо: Серсея, вставая на ячейку «Корона», может заставить любой вражеский отряд пройти проверку на панику с большим штрафом.

Другая особенность игры: карты тактики. Состав колоды зависит от фракции и того, кто стал вашим Полководцем. После каждого действия фигурок любой игрок может сыграть свои карты, если соблюдены указанные условия: таким образом можно, например, получить дополнительную атаку, сделать врага ослабленным или выполнить маневр вне очереди. Это напоминает, кстати, механику Warhammer Underworlds: Shadespire.

Никаких табличек и утомительных сверок! На планшете каждого отряда указано все необходимое: как далеко передвигаться, сколько кубиков кидать и сколько надо выкинуть в том или ином случае. Здесь же спецправила или приказы — особые действия или эффекты, работающие раз в ход. Это очень удобно и легко. Как и лотки с выемками под фигурки: на них указана стрелка направления, по углам проще отмерять сектора и двигать их по полю.

Песнь Льда и огня (geekster.ru)
Типичная игровая ситуация - всеобщая свалка у жетона задачи. Люди Горы напали на Старков, которых поджимают с фланга алебардщики. С тыла громилам зашли всадники. В этой ситуации Старки вряд ли что-то смогут серьезное сделать и еще потеряют людей на панике.

Собственно бой оказался на удивление простым. Атакующий кидает кубы. Против всех попаданий защищающийся кидает спасброски и за все прошедшие атаки снимает фигурки из последнего ряда (если они не имеют несколько ран). После этого он же проходит тест на панику и, если провалил, то убирает еще фигурок. Да, второй стороне не дают возможность ответить в бою! Это можно сделать только своим действием «атака». И, кстати, с точки зрения варгеймера «кубометания» здесь не так уж и много.

Несколько мыслей по итогам игр:

  • Карты и планшет тактик — это критический элемент игры. Вовремя примененная способность серьезно меняет ситуацию на поле боя, но еще более убийственны комбо. Изучите колоду и свойства отрядов перед игрой!
  • Маневр хоть и важен, да  — правильно разместить отряд, чтобы не подставиться или самому потом въехать в тыл — но полноценных стратегических баталий ждать от игры не стоит.
  • Разные эффекты и тактики дают возможность совершать внеочередные действия. Иной раз отряд может походить 2-3 раза еще до того, как получит свою активацию.

 

В правилах упомянуты стрелковые отряды и военные машины, которые, увы, не вошли в стартер, а было бы интересно узнать, как они действуют в игре и как меняют динамику. Кроме того есть тип Чудовища, за которых в наборе отдувается Серый ветер (слабый и быстрый, чтобы захватывать точки), но, думаю, намек на драконов очевиден. Поэтому встает вопрос, как быстро вам надоест стартер (смысл которого — познакомить с игрой) и придется его расширять.

И вот тут выходит на первый план самая серьезная проблема, которую я сейчас вижу у игры, — это отсутствие разнообразия фракций. Почти у всех существующих варгеймов можно выбирать хотя бы из десятка сторон. У русской версии настольной «Песни Льда и Огня» пока только Старки и Ланнистеры, и можно будет докупить разных героев, пару новых отрядов. Для оригинала есть больше отрядов этим двум домам, а также почти полная нейтральная фракция Болтонов. Но это и все пока. И если вы не поклонник севера или запада Семи королевств, то что вам делать? Ждать когда и если выйдут интересные вам дома? Через год? В этом смысле перспектива игры крайне туманна и неопределённа.

Если же тонкости выбора стороны в игре престолов вам чужды, то это вполне себе вариант — сыграть в стартер, вкусить низкокалорийного варгейма без всяких сложностей, для чего «Песнь Льда и Огня» вполне подходит.

  • Доступные правила, легкий геймплей;
  • Механика маневров и карт тактик дают глубину;
  • Отличные миниатюры и красочное оформление;
  • Нет выбора фракций;
  • Туманные перспективы, отсутствие коммьюнити и оппонентов;
  • Стартер именно для начала, нужно рассчитывать на дальнейшие вложения;
  • Аудитория не совсем понятна: то ли уставшие варгеймеры, то ли начинающие настольщики.