«Валериан»: космос как предчувствие

Серия рассказов о путешественниках в пространстве и времени Валериане и Лорелин - это программное произведение не только BD или комикса, а фантастики вообще.

СЕРИЯ РАССКАЗОВ О ПУТЕШЕСТВЕННИКАХ В ПРОСТРАНСТВЕ И ВРЕМЕНИ ВАЛЕРИАНЕ И ЛОРЕЛИН — ЭТО ПРОГРАММНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ НЕ ТОЛЬКО BD ИЛИ КОМИКСА, А ФАНТАСТИКИ ВООБЩЕ. И НЕ ПУГАЙТЕСЬ, ЕСЛИ ВО ВРЕМЯ ПРОЧТЕНИЯ НА ВАС НАХЛЫНЕТ ЧУВСТВО ЛЕГКОГО (ИЛИ ДАЖЕ СРЕДНЕЙ ТЯЖЕСТИ) ДЕЖА ВЮ: ЧТО-ТО ИЗ ЭТОГО ВЫ УЖЕ ВИДЕЛИ, НАПРИМЕР, У ДЖОРДЖА ЛУКАСА. ПРОСТО ОН ПРОЧЕЛ «ВАЛЕРИАНА» ЧУТОЧКУ РАНЬШЕ. У НЕГО БЫЛО НА ЭТО ПРИМЕРНО 50 ЛЕТ.

ВАЛЕРИАН И ЛОРЕЛИН (Geekster.ru)

Начать стоит с матчасти, а вернее — физического носителя. «Валериан. Полное собрание. Том I» — это антология из четырех рассказов от издательства «Азбука». В его состав вошли «Дурные сны» 1967 года, «Город зыбучих вод» и «Земля в огне» 1970, и, конечно, «Империя тысячи планет» 1971 года выпуска. Без последнего было просто не обойтись, учитывая кино как повод. Geekster уже писал о нем ранее. И команду, выпустившую книгу в свет, нельзя не похвалить: приятная полуматовая бумага, очень сочные цвета и бережное, насколько это возможно, обращение с первоисточником. Тут стоит оговориться: шрифт оригиналу не соответствует, но он более читабельный. Все-таки 50 лет прошло, нельзя не сделать поправку на то, что современному читателю лаконичность англоязычной версии (с которой, очевидно, и был адаптирован шрифт) придется больше по вкусу. Борцам за идентичность придется обойтись покупкой оригинала. Тем не менее, и шрифт и леттеринг смотрятся органично и нервной чесотки не вызывают.

ВАЛЕРИАН И ЛОРЕЛИН - страница (Geekster.ru)
ВАЛЕРИАН И ЛОРЕЛИН - страница (Geekster.ru)

О переводе я, к сожалению, не могу ничего сказать, потому как мой французский “не парле ву франсе”. Однако во всяком случае редактура выполнена на таком крепком уровне, что ни разу за все время прочтения никакая фраза не бросилась в глаза так, чтобы ее захотелось переосмыслить по-новому. На мой взгляд, это немалое достоинство. В последнее время я замечаю довольно много халтуры в переводных книгах, из-за которой приходится сперва находить, что именно хотел сказать автор, а уже потом переводить назад на великий и могучий.

Еще одно заметное достоинство издания — дополнительные материалы. Они размещены не так как привычно, в конце, а предваряют сами рассказы. Очевидно, это было сделано для того, чтобы российский читатель, которому предстоит знакомиться с Валерианом и Лорелин по фильму, больше узнал о произведении-первоисточнике. Ну, а те, кто просто с нетерпением давно ждет русской адаптации, могут легко и смело вернуться к ним потом.

Теперь непосредственно о произведении Пьера Кристена и Жан-Клода Мезьера. Сценарист и художник встретились аж за тридцать с лишним лет до того, как выпустили первую совместную работу, после которой им уже не суждено было расстаться. Встретились они не во Франции, однако, а в Америке, где обоих и захлестнула любовь к новому американскому искусству — комиксу. А задумываться над созданием собственного они начали спустя еще 20 лет, в 1965-ом. Не прошло и двух лет, как на их родине читатели уже имели счастье наслаждаться «Дурными снами».

Думаю, что к настоящему моменту читателю этого обзора уже достаточно осточертело, что я пишу “рассказ”, вместо “комикса”, поэтому я, наконец, дам разъяснение своему негодному поступку. Рассказами все произведения цикла могут смело считаться по своей форме. Это короткие, емкие повествования о фантастических приключениях главных героев. Вот так. Не новеллы, не романы и не повести. Потому ожидать от сценариев Кристена чрезвычайной глубины не надо — это больше развлекательное чтение. Тем не менее, считать, что в них нет ни идеи, ни морали, тоже не стоит. Всё-таки фантастика, тем более научная, шестидесятых-семидесятых годов предполагала наличие у писателя таланта. Это очень стройная история, в которой кадры не выбиваются из логики, а диалоги не проваливаются в себя.

Валериан и Лорелин (Geekster.ru)
Валериан и Лорелин (Geekster.ru)
Валериан и Лорелин (Geekster.ru)

Что касается рисунка Мезьера, то тут чувство двоякое. Не будем забывать, что первый рассказ цикла был проиллюстрирован 50 лет назад — еще до появления «Школы чистой линии», а посему он несколько гротескный. То есть формально такой подход к рисунку уже существовал, но на момент создания «Дурных снов» популярностью у художников не пользовался. Лично мне порой бывает тяжело воспринимать ту гиперболизированность, которую несет в себе изобразительная часть этой работы. А вот более поздние рассказы «Земля в огне» и «Империя тысячи планет» смотрятся и читаются уже значительно легче. Учитывая, что некоторые кадры в них просто изобилуют характерной для BD детализацией фонов, в них хочется всматриваться до мушек в глазах.

6
2

Отдельно отмечу превосходную работу колориста Эвелин Транле, по совместительству сестры Мезьера. Ее цветопроработка отличается обилием полутонов и глубоким пониманием психосемантики цвета. Сочные или же наоборот пастельные, они идеально передают атмосферу происходящего как в кадре, так и на полосе. Особенно полно ее талант раскрывается в последнем рассказе сборника — «Империи тысячи планет».

Как итог могу сказать лишь то, что буду с нетерпением ждать выхода следующих томов саги (не той, конечно, о которой подумали мои постоянные читатели и слушатели лекций, хотя и ее тоже). Это книга, которую не стыдно читать, и издание, которое не стыдно иметь в своей коллекции. Полагаю, что перечитаю ее еще не раз и не единожды получу от этого удовольствие.

Психолог, писатель, теоретик графической прозы и комиксов.

Смотрите также:

Читайте ранее:
Netflix приобрела комиксы Марка Миллара

Netflix подтвердила покупку компании Марка Миллара, занимающейся выпусками его комиксов. Теперь канал может как выпускать сами комиксы с персонажами Миллара,...

Закрыть