В 1886 году Винсент Ван Гог после долгих переездов и смен занятий приезжает в Париж к своему брату Тео, торговцу искусством. Два года здесь – это самый насыщенный и плодотворный период в работе художника. Тут он знакомится с другими импрессионистами – Гогеном, которого боготворит, Писсарро, Тулузом де Лотреком, Бернаром, – участвует в выставках, занимается самообразованием. Его палитра становится светлой и воздушной, творчество умиротворенным. Но публика его не приняла. Даже так: она его не поняла! Картины никто не покупал, и Винсент, чувствительный и болезненный, решает уехать из Парижа в более спокойное место, в Арль, чтобы заниматься рисованием и созданием сообщества художников. Тут-то и начинается комикс.

Винсент (geekster.ru)«Винсент» Барбары Сток, недавно изданный на русском “МИФ-Комиксом” – это история небольшого, но яркого периода жизни голландского художника Ван Гога в Арле и психиатрической больнице Сен-Реми-де-Прованс. Комикс старается быть максимально достоверным, основываясь на переписке Винсента и Тео, которые есть и в книге, служа своеобразным разделителем глав. Барбара Сток известна как часть “Большой тройки” нидерландских женщин-авторов комиксов. Ее работы, полные автобиографических и житейских ситуаций, заставляющие задуматься, публикуются в газетах и журналах. Она является обладателем Stripschapprijs, крупнейшей комикс-премии Голландии.

Графика в «Винсенте» намеренно упрощенная: персонажи как будто сошли со страниц веб-комиксов, а передача эмоций напоминает о манге. Например, состояние опьянения или помешательства изображается спиральками вместо глаз. Тут, конечно, дело и в авторе – Барбара Сток в основном рисует для газет – но есть и стилеобразующая причина: реалистичность штриха не так важна, в отличие от цветов и их сочетаний, как, собственно, и у самого Ван Гона. Муж Барбары раскрашивал ее рисунки на компьютере, подбирая оттенки прямо из полотен художника. И такого подхода вполне достаточно, чтобы передать, как стиль Винсента, так и его эмоциональные состояния. О том, что происходит с разумом художника можно судить в том числе по меняющимся вокруг краскам, смешении реальности и галлюцинаций.

При этом многие кадры – это отсылки к картинам художника. Даже если вы не знакомы со всеми его произведениями (а их более двух тысяч!), то интуитивно поймете, где тут намеки на работы Ван Гога: эти кадры обычно без реплик, просто пейзажи или натюрморты. Так и просятся на холст!

И холстов тут очень много, что в конечном счете превращает «Винсента» в полноценное постмодернистское произведение: рисованный комикс про места, которые изображены на стилизованных картинах, по мотивам настоящих нарисованных картин Ван Гога, в свою очередь отсылающих к реальным местам.

Комикс исследует проблему творчества, его места в жизни человека, а также отношения творца с окружающими (как это было и в «Скульпторе», например). Большинство профессиональных художников, встречающихся в комиксе, не принимают либо работы Ван Гога, либо его самого (и эпизод с отрезанием уха как вполне закономерный итог этого отторжения). В то же время Винсент находит поддержку в лице своего брата, а также простых жителей Арля, которые умеют ценить красоту места. И еще: на протяжении книги несколько человек, заглядывая в будущее, говорят Ван Гогу, что его еще оценят, это впереди, просто время не пришло.

Дополнительная глубина комикса откроется подготовленному читателю, который знаком с биографией Ван Гога и его творчеством. Частично эту проблему решает блок комментариев в конце книги, которые постранично и покадрово объясняют все отсылки. Можно ли рекомендовать этот комикс каждому? Безусловно с ним стоит ознакомится, но, с другой стороны, не все готовы воспринимать творчество импрессионистов, например.

Полистать начало эдакой графической биографии «Винсента» (и заказать) можно на сайте mann-ivanov-ferber.ru

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Сохранить

 

 

 

Читайте ранее:
Новые «Джетсоны» ушли в разработку

TVLine разведал, что в разработку ушел новый сериал о семье Джетсонов. Что примечательно –...

Закрыть