Графический роман «Единорог». На грани вымысла и реальности

Обзор французского графического романа «Единорог» (La Licorne)

Середина 16 века, расцвет эпохи Возрождения, человеческие ценности кардинальным образом меняются, а человек, его природа и сущность становятся центром интереса ученых умов. Именно в этом контексте происходит действие французского  BD «Единорог».

«La Licorne» — это французский детективно-приключенческий bande dessinée, написанный Матье Габелла и восхитительно проиллюстрированный Антони Жаном.

Матье Габелла, автор «Единорога» начал свою работу в небольшом издательстве Petit a petit в 2001 году. Немногим позднее Габелла переходит под крыло издательства Delcourt, где работал над комиксом Idoles, достаточно экспериментальной историей с супергероями Франции, которая в какой-то степени отражает безумие выборов 2002 года. Уже после этого комикса, в сотрудничестве с тем же самым издательством, Матье начинает работу над «Единорогом».

В очерках в конце одного из томов, автор подробно рассказывает, как вдохновился на создание истории для комикса. Его отец, будучи медиком, водил его с собой в музеи, посвященные медицине, где совсем еще юный, автор своими глазами видел анатомически точные восковые скульптуры человеческого тела и пугающие хирургические инструменты. Также в детстве Габелла увлекся историей Средних веков и эпохи Возрождения. И именно в «Единороге» эти две сферы увлечений сплелись воедино и стали основой невероятно увлекательного сюжета о врачах эпохи Ренессанса, которые начали осознавать, что человеческое тело далеко не такое, каким они его себе представляли на протяжение десятка прошлых лет.

Мир

Главные герои комикса — это ученые, врачи или видные деятели эпохи Возрождения, которые действительно внесли свой вклад в общество в тот период. По сюжету в Париже найдены мертвыми видные врачи. Главный герой, хирург, пытается расследовать  это загадочное дело, будучи сам под угрозой. Но ему, человеку материалистических взглядов, придется столкнуться с некими мистическими существами… Возможно эта смесь реальности и вымысла так завораживает в повествовании Матье.  

В «Единороге» автору с художником удалось создать уникальный мир, находящийся на грани вымысла и реальности. Этот мир наполнен мифическими существами, которые во многом похожи либо на реально существующих рыб и животных, либо на символы, присущие эпохе Ренессанса.

Согласно замыслу авторов мифические существа, или прасущества, как их называют в комиксе, представляют собой высшую форму жизни. Они в чем-то похожи на человека, но в то же время превосходят его своими способностями и возможностями. Вот, например, прасущество, похожее на витрувианского человека. А создавая другого, автор с художником вдохновлялись символом Венеции — львом святого Марка.

Кстати, именно в Венеции происходят наиболее важные события комикса. Художник, Антони Жан, с завораживающей точности воспроизводит архитектуру городов, где происходят события комикса, будь то Рим, Венеция или Париж. Таким образом даже второй план в рисунке играет значительную роль, и глаз невольно за него цепляется.

Персонажи

В центре композиции, как правило, находятся главные герои комикса. Художник детально изображает людей и прасуществ. И их проработка действительно поражает.

Среди персонажей можно встретить Амбруаза Паре, который и является главным героем истории. Амбруаз Паре, французский врач, вполне себе реальная личность. Он прожил долгую для тех времен жизнь и умер в 1590 году в возрасте 80 лет. Паре был одним из  реформистов медицины. На протяжение всей жизнь он исследовал человеческое тело и пытался минимизировать страдания человека в процессе лечения той или иной раны или заболевания.

Еще один из героев комикса — Парацельс, швейцарский медик и астролог.

Он появляется в BD уже спустя 20 лет после своей смерти. Несмотря на абсурдность ситуации, этот эпизод хорошо вписывается в общий сюжет и  объясняется автором. Образ Парацельса вообще достаточно часто эксплуатируется в современной культуре. Так,  он появлялся в «Гарри Поттере» и других фильмах.

Пожалуй, один из самых узнаваемых персонажей комикса — это Мишель де Нострдам, известный астролог и предсказатель, чьи работы до сих пор пытаются связать со многими событиями, произошедшими в мире. А в «Единороге» не малое внимание уделили астрологии. Так, сила одного из персонажей, Охотника, зависит от положения звезд.   

Однако при описанных (и сильных!) достоинствах в «Единороге» есть и слабые места. Так, например, не стоит ожидать, что история захватит вас с первых страниц. «Единорог» — это, пожалуй, тот случай, когда истории нужно дать возможность разогнаться, а читателю потратить немного времени и терпения, чтобы познакомиться с персонажами поближе. Сюжет на первых страницах комикса подается довольно сумбурно, почти сразу погружая читателя в гущу событий и не предоставляя возможности ознакомиться с контекстом истории.

Несмотря на такое, на первый взгляд, внезапное погружение в сюжет, контекст раскрывается чуть позже, по мере того как автор наконец представляет персонажей с их характерами и мотивацией, а спустя 10 страниц от истории невозможно оторваться. Создается впечатление погружения в иной мир, наблюдение за которым — это истинное удовольствие. Матье также порадует (а кого-то даже удивит) внезапными поворотами сюжета и неожиданным раскрытием секретов главных персонажей.

В комиксе явно прослеживается противостояние церкви и науки, что характерно для эпохи “Возрождения”.  Автор же, на мой взгляд, не скрывает своей позиции по отношению к обеим сторонам, и это можно легко заметить в сюжете.

Однако один из вопросов, которым вы скорее всего будете задаваться первую половину комикса, это “а причем здесь вообще единорог?” Ответ на этот вопрос вы сможете найти лишь в последнем томе из 4 выпущенных на французском языке.

В России издательством «Единорога» занимается “Фантастика Книжный клуб”. Формат книги будет идентичен оригиналу 235х312, а 4 тома выйдут в двух книгах. В первой книге 104 страницы, и она вот-вот появится на полках магазинов. О русском издании мы расскажем отдельно.

Полина Воробьева

Немного социофоб

Смотрите также:

Читайте ранее:
Толкинизм для чайников, создание Средиземья и предначальная эпоха Властелина Колец

29 июня 1954 года вышла первая книга трилогии «Властелин колец» Джона Рональда Руэла Толкина. Его предыстория - «Хоббит» - была...

Закрыть