Обзор русского стартера Dungeons & Dragons ? (и что потом)

Стартер Dungeons & Dragons — это возможность легко войти в мир настольной ролевой игры. Его издание на русском должно стать новым этапом развития НРИ в России. Давайте с помощью специалиста разберемся, насколько удачным вышел этот набор и что делать дальше, если вам понравилось.

Всем привет! Меня зовут Кирилл Мальцев, и я — Злой ДМ с почти трехлетним стажем. Еще вы могли читать мой гайд по фэнтэзи-футболу Blood Bowl. Я расскажу вам о стартовом наборе Dungeons & Dragons 5-й редакции и том, что вам нужно знать до и после покупки. Как прокачать стартер и что купить после, если игра вам понравится и вы захотите большего. Давайте начнем.
Часто нам бывает сложно увлечься чем-то или «войти» в то или иное хобби просто потому, что мы не знаем, с чего начать. Большой объем информации и необходимость финансовых вложений часто останавливает нас. Специально, чтобы преодолеть этот барьер, многие компании создают стартовые наборы для своих игр — и Wizards of the Coast не стала исключением. Она не обошла вниманием горячо любимую мной и публикой D&D, и давным-давно сделала стартер для 5-ой редакции настольной ролевой игры. 
Некоторое время назад блогеры, журналисты и те, кто скинулся на крауде, начали получать локализованную версию стартера. А недавно она появилась и в продаже. И если вы думаете о покупке локализованной версии, то я постараюсь рассказать вам обо всех за и против.

Если вдруг вы не знаете что такое D&D, то это настольная ролевая игра. Если не самая популярная, то одна из немногих. Как и во многих НРИ игрокам предстоит брать на себя роль персонажа в сеттинге высокого фэнтези и, глядя на мир его глазами, проживать тот или иной эпизод приключенческой кампании. Один из игроков станет мастером подземелий (ведущим) и проведет остальных через историю, выступая рассказчиком и арбитром по ходу повествования. Звучит простенько и очень похоже на другие НРИ, верно? Но Dungeons & Dragons невероятно популярна, по ней делают игры, пишут книги, изучают как социально-психологический феномен и защищают докторские диссертации по психологии! Почему же она так популярна? Читайте в этой статье и обязательно посмотрите видео с игровым процессом от Critical Role (и да, Вин Дизель тоже играет в D&D!), а для меня важно отметить, что вселенная игры необычайно проработана и разнообразна.
При минимальных затратах стартер должен давать всё необходимое для игры, и самое главное — он должен комфортно вводить новых игроков в курс дела и делать всё, чтобы они получили удовольствие от процесса.

Что необходимо для игры в принципе? 

Игроки: От 3 до 6 человек.
Листы персонажей: по количеству игроков.
Мастер: 1 человек.
Ширма мастера: 1 штука.
Набор кубиков: D6, D8, D10, D12, D20, процентник или D100, минимум 1, в идеале по 1 на каждого игрока и мастера.
Хорошее приключение: 1 штука.
Правила: на всякий случай.

Что есть в стартере?

5 листов готовых персонажей и 1 пустой чарник (видимо, для ксерокопии)
1 набор кубиков (D6, D8, D10, D12, D20, но без процентника)
Буклет с приключением
Буклет с базовыми правилами
Игроков и мастера придется добыть самим.
За такое наполнение стартера просят около 2000 рублей. 

Это самый строгий минимальный набор, необходимый для игры.  Дорого ли это? Я думаю, что нет. По сути вы покупаете ААА-компьютерную игру без лишних DLC и скинов, но ее стоимость вы делите на 6-7 человек. Всё компоненты были собраны и выверены, что бы вы могли начать играть без серьезных дополнительных вложений как игроки и мастер.
Я хочу показать вам фото компонентов, которые уже пережили игру с новичками. 
Сам стартер поставляется в коробке, которая очень красиво смотрится на полке, но совершенно неудобна при транспортировке содержимого. Я для этого использую обычную канцелярскую папку формата А4. Всё содержимое отлично помещается в ней.

На удивление качественные кубики D6, D8, D10, D12, D20 с достаточно интересным градиентом и хорошим балансом. Баланс тестировался в соленом растворе, и всё прошло нормально.

Группу для этого приключения “Визарды” составили следующим образом: 

  • воин-народный герой, ориентированный на стрельбу;
  • воин-рыцарь, предпочитающий оружие ближнего боя;
  • Стереотипный хафлинг-плут;
  • Дворф-жрец как персонаж поддержки;
  • Волшебник со средним набором заклинаний.

Достаточно хороший состав группы, который поможет освоиться с базовыми правилами и оценить разнообразный стиль игры. Также для каждого из персонажей была заранее продумана мотивация для приключения, что позволяет гармонично ввести персонажей в повествование, а игрокам — преследовать определённую цель в процессе игры, а не просто идти по сюжету.

Брошюра с приключением отлично отпечатана и содержит всё необходимое мастеру для его проведения. Предыстория, карты, рекомендации, всевозможные проверки, советы по отыгрышу неигровых персонажей и персонажей мастера и другая нужная информация — всё есть. Базовые же правила содержат всю необходимую информацию для игры и все правила, что могут понадобиться вам в процессе приключения. К качеству печати вопросов нет.

Стартер — один из первых официально переведенных продуктов по D&D, и я просто не могу не сказать о переводе. 

В первую очередь, я хочу заметить, что переводить что-то настолько большое — это титанический труд. И труд компании Hobby World в этом направлении обязательно должен привести в сообщество новых игроков и мастеров подземелий, за что я им очень благодарен. Говоря о переводе, я не хочу обидеть кого-то, а просто выражаю своё мнение.

Для меня как для игрока и мастера подземелий очень важно, чтобы перевод не создавал путаницы, был последователен, не делался «ради галочки», а художественное описание не резало слух.

Дабы дать действительно справедливую оценку переводу, я провёл сессию с новичками, пользуясь исключительно тем, что есть в стартере и пользуясь его терминами. Недоумение, смех или вопрос «как можно было это так перевести?» возникали с периодичностью раз в несколько минут на протяжении всех 4 часов игры. По итогам партии новички остались довольны, но заметили некоторые неточности и глупости, и поэтому я бы охарактеризовал весь перевод как «очень спорный«. 

Стартовый набор Dungeons & Dragons 5 (Geekster.ru)
состояния

Вводит ли перевод в заблуждение? Однозначно. Давайте взглянем, например, на лист персонажа. И на нём мы тут же находим перевод характеристик, который не отображает их сути. Это перевод, сделанный ради перевода, архаизмы, давно потерявшие свою актуальность. Описание некоторых способностей рас, классов и предметов инвентаря также не отражают их сути и вводит игроков в заблуждение. Собственно так же создают путаницу переводы состояний, описание трёх магических классов и некоторых заклинаний.

Последователен ли перевод? Нет.  Часть монстров переведена транслитом, часть — полностью на русском. Такая же ситуация с названием мест и населенных пунктов, имён NPC (неигровых персонажей под управлением мастера). По ходу текста приключения об одних и тех же вещах говорится разными — порой и по смыслу — словами, что тоже заставляет листать книгу и искать подтверждение или опровержение текущего события. Как говорил мой старшина: «В армии всё должно быть однообразно. Безобразно, но однообразно«. Тут этот принцип нарушается достаточно часто, чтобы обращать на это внимание.

Был ли перевод местами неуместный, косноязычный или слишком буквальный? Конечно. Бандиты краснометки, шпик, узы, пещера эховолн, поднапрячься и так далее На протяжении всей книжки с приключением постоянно возникают вопросы и желание подобрать вариант получше. Я не филолог и не знаток русского языка, но прекрасно понимаю неуместность использования некоторых совершенно неподходящих слов.

Я думаю, что можно было «поднапрячься» и если не искоренить все вышеуказанные огрехи, то хотя бы уменьшить их количество.

Для множества конкретных примеров, может посмотреть получасовое видео от “Уютного Газебо” о листе персонажа с поиском смысла и попытками обосновать или оправдать варианты перевода, а также сравнение официального и любительского вариантов.

Как подготовиться к игре и прокачать стартер.

  • Купите канцелярскую папку с кнопкой-защелкой. В ней действительно удобнее носить содержимое стартера.
  • Для комфортной игры вам стоит выбрать мастера заранее и вручить ему книжку с приключением. Мастер должен прочитать ее полностью, чтобы знать, где черпать информацию о сюжете и чем закончится повествование. Это необходимо для непрерывного погружения в мир игры и приключение. В некоторые моменты мастеру придется импровизировать, реагировать на действия игроков и направлять их по сюжету. Без знания приключения это практически невозможно.
  • Если в вашей группе нет человека, который уже владеет правилами, то базовые правила необходимо дать прочитать мастеру. А ещё их должны полистать 1-2 добровольца или самый дотошный игрок. Вместе вы сможете подсказать друг другу правила и в последующем донести их до остальных. Особенно до тех, кому лень читать.
  • Заранее распределите персонажей внутри группы. Игроки должны ознакомиться со способностями персонажей, их личностями и мотивацией перед приключением. Постарайтесь все вместе разобраться с возникающими вопросами. В будущем игроки могут меняться персонажами, чтобы попробовать что-то новое для себя.
  • Купите две папки с кольцами и вложите туда два листочка А4. На одном напишите подсказку для текущего эпизода приключения и монстров, которых могут встретить игроки, а на втором распечатайте себе состояния, в которых могут оказаться игроки. Такой «ширмы мастера» должно хватить на некоторое время.
  • Найдите в интернете и распечатайте жетоны персонажей и монстров. С ними игра смотрится намного интереснее. А для для боевых сцен распечатайте поле, например, такое.
  • Чтобы ваши игроки-заклинатели не рыскали постоянно по книге правил, найдите в интернете специальный сайт с заклинаниями и распечатайте карточки заклинаний для жреца и волшебника. Такой миниатюрный спеллбук очень удобен.
  • По желанию можете сделать трекеры инициативы, распечатав их для себя на 3D-принтере или собрав из согнутой бумажки, которая вешается на ширму мастера. На стороне, которую будут видеть игроки, попросите их написать, разборчиво и крупно, их имена и имена персонажей. Так будет проще ориентироваться и обращаться персонажем к персонажу, что повышает уровень ролевого отыгрыша. На стороне, которую постоянно будет видеть мастер, попросите игроков написать их имена, имена их персонажей, класс брони (КБ), дальность ночного зрения, если есть, пассивную мудрость/внимательность. Все необходимые параметры будут у мастера перед глазами и не нужно будет отвлекать игроков с расспросами. Когда дело дойдет до броска инициативы, вы сможете расположить трекеры в порядке инициативы игроков и монстров и без проблем отслеживать очередность хода.

Что купить, если игра зайдёт.

Если у вас всё хорошо с английским, то стоит купить новый стартер. Да-да, у D&D есть ещё один, недавно вышедший стартер. Там можно будет найти продолжение событий этого стартера, ширму мастера, обновленные правила и ещё один комплект кубов. Hobby World уже обещали перевести его «скоро». Но это «скоро» может наступить не в ближайшее время.
Лично я бы начал с собственных кубиков. Кубики стали предметом гордости игроков уже давно, и наличие полного их комплекта очень важно для удобства. 

А ещё кубики — источник суеверий и примет. Например, я счастливый обладатель каноничных чёрных кубов злого мастера подземелий и очень горжусь этим. Я никогда не даю их в руки другим игрокам или мастерам, даже если куб улетел со стола и другой человек может его легко поднять, я запрещаю делать это. В противном случае я на полном серьёзе замачиваю их в алкоголе.
Если у вас есть особые кубики и суеверия связанные с ними, то напишите об этом в комментариях.

 

Посмотреть эту публикацию в Instagram

 

Публикация от Кирилл Мальцев (@kirill.man9143)

Допустим, вы прошли стартер и уже разбираетесь в том, что происходит за столом. Что делать дальше? Обогащать свои знания о правилах и мире. В этом вам помогут «Книга игрока» и «Книга мастера подземелий». Изучив обе, вы сможете самостоятельно создавать персонажей, собственные сюжеты и кампании. Книга игрока уже русифицирована, в открытую продажу поступит в ближайшее время.
В любом приключении будут монстры. Всю информацию о них можно найти в «Бестиарии». Он, как и «Книга мастера подземелий»  будут переведены и появится скоро в продаже.
В вашем приключении 100% будут боевые сцены, и для более понятного и наглядного отыгрыша вам может пригодиться игровое поле. Распечатывать бумажки (как в первый раз) всё время неудобно, неэкономично и неэкологично. На ламинированном поле можно рисовать и писать маркером на водной основе сколько угодно раз. По своему опыту могут сказать, что игроки очень любят перемещать по полю миниатюры своих персонажей. Это делает их более осязаемыми, а игрокам проще вжиться в роль.
Если вы участвуете в долгой кампании или сезоне лиги приключений, то иметь миниатюру своего персонажа я бы назвал правилом хорошего тона. После бумажного жетона стоит обзавестись чем-то посолиднее. В интернете легко найти акриловые варианты; 3D-модели и готовые миниатюры стоят очень недорого.
Зарегистрируйтесь на официальном сайте и получите DCI. Он понадобится вам, если вы захотите участвовать в лиге приключений или водить как мастер. На сайте лиги мастеров можно приобрести или получить замечательные приключения, в том числе и текущего сезона. Игры-ваншоты (одиночные приключения) очень увлекательны, а книжные приключения позволят вам провести долгую кампанию по великолепному и полностью готовому для игры сценарию.

А еще обратите внимание на другие настольные ролевые игры! Например, на эти!

Как стартер повлияет на развитие D&D и НРИ

Если вообще встал вопрос о локализации того или иного продукта, то это говорит об его актуальности и, соответственно, наличии спроса. Сейчас D&D сообщество развивается силами огромного количества рядовых игроков, крупных организаторов и компаний. Wizards of the Coast создает условия для комьюнити, выпуская приключения, ивенты, книжки и прочие материалы. Гибкость, интересность и понятность системы делают игру лёгкой и непринуждённой, что позволяет играть, придя на первую игру, без каких бы то ни было серьезных знаний о системе в принципе. Это и рождает спрос.
И что же делать игрокам, которые попробовали Dungeons & Dragons и хотят начать играть? Покупать стартер, где есть всё необходимое. Многих, ранее, мог отпугнуть английский язык, но теперь, с официальной локализацией, такой проблемы нет. Есть ли в стартере всё необходимое для мастера и игроков? Конечно, и как минимум 7 новых игроков смогут ворваться в D&D с минимальными затратами. Да, у стартера не самый однозначный перевод, но для нового игрока это не будет иметь ни малейшего значения.  Для игроков важно лишь правильное начало пути, которое будет приносить удовольствие, не будет напрягать и утомлять. Начало, которое не отпугнет, а только станет первым шагом на пути D&D и НРИ в принципе.
Я считаю, что локализация книг и приключений по D&D это огромный труд. И я надеюсь, что благодаря плодам этого труда новых игроков станет только больше, как и историй, игр и новых сюжетов.

Если вам нужно помочь с какими-то неясными вопросами или вам просто хочется пообщаться на тему НРИ и ДнД, то вы можете написать мне в группе https://vk.com/lonelyartichoke.

  • Отличное качество исполнения
  • Хорошо подобранные компоненты за умеренную плату
  • Удобный старт в хобби для русскоязычной аудитории
  • Подземелья! И драконы!
  • Некачественный и непоследовательный перевод
  • Для развития придется закупиться аксессуарами и книгами, возможно, на английском.