Данный текст критически относится к Делу Света.

Ночной Дозор

Данный текст критически относится к Делу Тьмы.

Дневной Дозор

Именно с экранизации «Ночного Дозора» в тексте о современном российском кино можно было начать употреблять слово «блокбастер». Но поговорить бы хотелось не о кино, а о книгах. Фильм лишь дал раскрутку, поднял продажи и привлек новых читателей к первоисточнику. И вот не так давно вышла новая книга Сергея Лукьяненко — «Новый Дозор». Аннотация незамысловата:
Ночной Дозор, Дневной, Сумеречный и, наконец, Последний. 
Все? Существует ли конец Пути? 
Нет! 
Читайте «Новый Дозор».
Так стоит ли читать «Новый Дозор» и тратить на него время и деньги? Книгу пытаются оценить двое наших авторов.

Alkyle:
Начну, пожалуй, издалека. Когда-то давно (хотя вроде 2004 год, но все равно кажется, что давно), когда фильм «Ночной Дозор» только готовился выйти на экраны, трилогия Сергея Лукьяненко стала набирать популярность. Не прошло это и мимо меня, стало интересно, что же это за книга такая, по которой сняли блокбастер. Поэтому мой путь лежал в книжный магазин. Для проверки я купил лишь первый том, то есть «Ночной Дозор», но уже спустя пару дней вернулся за «Дневным» и «Сумеречным». Сколько себя помню, я всегда увлекался чтением, но почему-то жанр городского фэнтези проходил мимо меня. И вот для меня его открыли «Дозоры».
И это открытие меня захватило. Книги действительно вышли очень интересные, философские. «Сила ночи, сила дня — одинаково фигня.» Но, с другой стороны, несмотря на серость мира, все-таки свою сторону стоит выбрать. Хотя бы для того, чтобы себе жилось спокойнее, а там, как знать, может, эта сторона и победит. Но трилогия закончилась, может быть, не каким-то конкретным и закрытым финалом, но была вполне себе завершенной вещью, вещью в себе.
На экраны вышел «Ночной Дозор» и сорвал банк, за ним последовал «Дневной Дозор», а потом Сергей Лукьяненко выпустил «Последний Дозор». И вот тут бы уже заподозрить что-то. Но пока никакого «дождика» не собиралось — трилогия получила не слишком нужное, но все-таки продолжение и оно оказалось весьма интересным. «Последний» уже отставал от своих предшественников, уже интересный сюжет Дозоров все больше стал подменяться философствованиями. Но нет, сказать, что книга мне не понравилась, значит покривить душой. И «Последний Дозор» я перечитывал, но книга уже вызывала совсем не те чувства, что прежде.
Да-да, мы подобрались к предмету разговора. В этом году на прилавках появился «Новый Дозор». Разумеется, пройти мимо я не мог в принципе. Отчасти из-за ностальгии, отчасти из интереса к самой книге. И потом, как может заядлый читатель пройти мимо потенциально интересного произведения? Но в этот раз меня ждало разочарование. Нет, книга не стала совсем откровенным порожняком, все-таки талант не пропьешь. Однако… однако сюжет из нее практически исчез. Словно все то, чем неуловимо страдал «Последний Дозор», было возведено в степень. Складывается ощущение, что я только что прочитал не книгу, очередную часть достаточно интересного некогда цикла, а большой распечатанный пост в личный блог автора. Нет, понятно, что так или иначе, но автор вкладывает свое видение мира, свою философию в уста героев. Однако если раньше это выглядело органично, а главное, логично — по мере развития сюжета, в ответ на какие-то происшествия с героями, то сейчас словно все происходящее подстроено исключительно ради возможности высказать авторские размышления о жизни.
И вот именно после этой книги я начинаю понимать, почему трилогия казалась завершенной. Почему героями всегда становятся солдаты, искатели приключений, и почти никогда цари, президенты и прочие «высшие личности» (ну, если их не свергают или не подстраивают еще какую бяку). Просто потому, что когда герой достигает «пика» развития, приключения заканчиваются. Яркий пример — Антон Городецкий. Уж, извините, если для кого-то дальнейшее будет спойлером — мы видели его развитие, мы проживали его вместе с ним. В «Сумеречном Дозоре» Антон становится Высшим Иным. Он становится условно равным Гесеру и Завулону (условно, потому что между ними огромная пропасть опыта). Все.
Он Высший, ему все по плечу. И именно поэтому все дальнейшие приключения выглядят несколько странными. Высшие не ездят в командировки и не воюют с полоумными ведьмами. Это им это не по рангу, что ли. Но если в «Последнем» на это как-то закрываешь глаза, все-таки Антону тоже противостоят Высшие, а он не слишком опытен. То в «Новом», спустя 6 лет, все произошедшее и появление новых персонажей (да чего греха таить, и старых тоже — так, чтобы не залезая в спойлеры) все больше выглядит как «Deus Ex Machina», не естественно, не по велению сюжета, а просто по чьей-то прихоти (в нашем случае — автора). И уже даже не тешишь себя иллюзией, что это последний Дозор и Антона все-таки оставят в покое.
И есть во всем этом горькая ирония, раз уж «Последний Дозор» не остался последним, то и «Новый», вопреки известной пословице — даже рядом не стоит со старыми.

А теперь что о книге думает Leyto:
На самом деле в жанре городского фэнтези по-настоящему интересные и стоящие произведения появляются не так часто. Оттого ожидание следующей части полюбившейся серии сопровождается некоторой фанатской нервозностью: «Когда? Когда? Когда уже?» Учитывая, что последняя книга из дозорной серии появлялась на прилавках достаточно давно, можно помножить степень моих ожиданий на два.
В целом книга никаких традиций не ломала и придерживается духа предыдущих частей во всем. Структура книги состоит из трех ступеней, каждая из которых шаг за шагом приближает главного героя — по традиции Антона Городецкого — к судьбоносному не только для него, но и для всех Иных выбору. Методы и решения у Городецкого все те же. В общем и целом — без изменений. Что радует.
В «Новом Дозоре», следуя своему прочерченному плану, Лукьяненко приоткрывает завесу интриг Гесера и Завулона, раскрывая истинное предназначение Нади. Этот поворот чем-то напоминает мне схожее решение Батчера в цикле о чародее Гарри Дрездене, когда раскрылась тайна его родственных связей. Вообще, серии во многом схожи по построению сюжета и раскрытию его шаг за шагом, периодически отвлекаясь на сторонние квесты. Учитывая это, я бы хотел надеяться и на дальнейшее продолжение серии.
Но, внезапно, таких, как я, судя по всему, не так уж и много. Не всем очередная книга показалась уместной, что вызывает некоторое недоумение. Дозоры — отличный фундамент для продолжительной серии. Интересный сеттинг полон тайн и загадок, который часто касаются главных героев напрямую. Писать рассуждения и действия (которые нередко расходятся) героев у автора выходит замечательно. Приправляя это собственными рассуждениями и прерывающимся, но любопытном действии, он умело приковывает внимание читателей на сюжете. Который, увы, достаточно быстро заканчивается, в чем мне видится главный минус книги. Действительно, событий в течении всего «Нового Дозора» происходит не так-то много. Хотя они и претендуют на большую важность для мира, все-таки не отвечают на вопрос — а собственно, где остальное? Куда все делось? И, разумеется, будет ли — и когда — продолжение, ведь сюжет дает на это определенные намеки.
В целом, в сравнении с «Чистовиком», книга кажется приятным шагом в сторону. Меньше собственных размышлений «за жизнь», больше дозорной бытовухи. Книга исключительно для тех, кто любит серию.