«Мышиная стража: ролевая игра» — как мышки в поход ходили

«Мышиная стража: ролевая игра» по мотивам комикса Mouse guard вот-вот выйдет на русском языке в коробочной версии. Мы поиграли в новинку, оценив ее нарративную систему и простоту вхождения игрока любого уровня.

Здесь мимимишность соседствует с жестокостью. Жизнь такая! В мире маленьких прямоходящих мышей, которые построили свою цивилизацию с городами, торговыми путями и феодальной системой, любая проблема — это уже почти катастрофа. Непогода превращается в ненастье, ласки — злейшие враги, война с которыми идет не один год, а медведь на территории — это просто конец света. Добровольная организация Мышиная стража отвечает за патрулирование и улаживание проблем в мире Mouse guard, который придумал Дэвид Петерсон. О нем мы подробно писали в нашем интерактивном материале, так что перейдем непосредственно к игре.

Система

В основе «Мышиной стражи: ролевой игры» немного упрощенная ролевая система Burning Wheel, может быть не самая известная, но органично используемая во вселенной антропоморфных мышей. В ней применяются шестигранные кости, где результаты 4-6 (в данном случае топор и мечи) — это успех.

Мышиная стража Ольга Никулина (geekster.ru)Игра, чаще всего определенная миссия патруля Мышиной стражи, начинается с выбора персонажей. Можно придумать свою мышь, члена патруля, или взять уже готового персонажа, как было и в нашем случае: мы получили героев первого тома комикса Лиама, Саксона, Кендзи и Сэйди. Каждый персонаж имеет свои личные Цели, Убеждения и Инстинкты. Это не просто слова, за правильный отыгрыш в процессе приключения, игроки будут вознаграждены. Например, целью воинственного Саксона была защита от опасности лидера патруля Кензи, в то время как его инстинктом было выхватывать меч и кидаться бой, что, согласитесь, не всегда идет на пользу. Кроме того, все персонажи имеют набор способностей и навыков разного уровня: от охотника и выживальщика, до лекаря и знатока уток. Так что мы первым делом проверили, кто для чего лучше приспособлен. Оказалось, что Кензи лучший оратор и переговорщик (на самом деле нет), Саксон — боец, Лиам — следопыт, а Сэйди — лекарь. Впрочем, у каждого набор умений достаточно большой и взаимозамена вполне возможна.

Игра любопытна тем, что процесс делится на две части. В ход ведущего он, используя готовый сценарий или свой собственный, подбрасывает игрокам препятствия на пути к основной цели миссии. Это могут быть как боевые столкновения, например, с ласками и другими мышами, или детективные загадки, так и погодные ненастья: сильный дождь в мире маленьких мышей — это действительно проблема. Преодоление препятствий решается обычно выбором подходящей способности и броском соответствующего уровню количества кубиков. Сложность, т.е. необходимое количество успешных результатов на кубиках, задается сценарием или броском кубов ведущим.

Так, первой нашей проблемой стал поиск следов торговца. Ведущий кинул за него три куба, установив сложность, и Лиаму надо было выкинуть больше для успеха. Но как-то с самого начало не задалось: кинув шесть кубиков (пять за умение, один за помощью соратника), юный страж почти провалил задание, и группа вместо обнаружения торговца, еще долго скиталась по окрестностям, хоть потом и наткнулась на брошенную повозку.

Как раз начался ливень; группа попытаться построить убежище, но только сварганила жалкий шалаш, а Кензи отхватил простуду, которая понижает значения почти всех проверок на один куб.  Разделение группы на два отряда и блуждание по кругу (следопыт Лиам дал сбой) в итоге привели к ночному происшествию у костра, когда мыши, после всех мытарств и чуть не наткнувшись на ласку, воссоединились и были вознаграждены хорошим следом. Он и привел нас к боевому столкновению.

Битвы проходят любопытно. В отличии от других ролевых игр, где в бою каждый играет сам за себя, в «Мышиной страже» персонажи объединяются в одну группу, ей назначается лидер (конечно, у нас это был Саксон), и он ведет бой от начала и до конца. Герои и их противники получают Диспозицию, эдакий “хелсбар”, равный уровню здоровья лидера и броску кубиков. Чтобы “выбивать” вражескую Диспозицию или сохранять свою, игроки и представляющий противников ведущий втайне выбирают каждый раунд по три карточки-действия и тех, кто их будет выполнять. Сопоставляя по очереди карточки — атаку, защиту, финт и маневр — и кидая кубики, стороны обмениваются ударами. Получается, эдакий усложненный вариант «камень — ножницы — бумага», куда добавляются бонусы от оружия.

Мышиная стража Ольга Никулина (geekster.ru)Но здесь, как и во многом в игре, важны нюансы. Разница в диспозиции в конце боя приведет к разным результатам, и ведущий предложит компромисс. Например, после особенно ожесточенной схватки, когда мы еле “вытащили” бой, ведущий предложил нам на выбор два исхода: либо мы остаемся целы, но все противники сбегают, либо мы получаем некоторые повреждения и “состояния”, зато берем одного врага в плен для допроса. Поразмыслив, мы решили пострадать физически, но хотя бы заполучить одного из врагов, коего принялись потом с упоением допрашивать (лут, кстати, тоже собрали с него).

Вообще одна из ключевых особенностей игры в том, что неудачи — не обязательно плохо. Во-первых, умелый ведущий обратит их в сюжетный поворот, во-вторых, провалы в некоторых случаях дают особые очки, которые помогут в дальнейшем. Игра поощряет на следование убеждениям и инстинктам персонажей, больше думать о том, как отыграть роль и проходить сюжет.

Когда игроки выполнили (или не выполнили) миссию, наступает вторая часть: ход игроков. В каком-то смысле, он похож на возвращение партии в город, но с большим нарративным подходом. Используя накопленные в процессе игры очки, игроки могут выполнить ряд действий: залечить раны, восстановиться от стресса, зайти в магазин, либо же заняться своими личными делами, выстраиванием отношений с неигровыми персонажами или попробовать продвинуть сюжет. Так, мы отправились лечиться, отвели пленного в магистрат, где его быстро раскололи, и потом отряд, подключив связи и знакомства, нашел в городе затаившегося торговца. На все это ушло как раз пять очков личности, но результат того стоил.

А в конце сессии проходит общее обсуждение, в процессе которого награды в виде очков получают те, кто лучше отыграл своего персонажа, был наиболее полезен и эффективен. Это все пригодится в следующем задании, т.е. игровой сессии.

Впечатления

Для первого погружения в игру, авторы рекомендуют сыграть партию, повторяющую сюжет первого тома комикса. Игрокам раздаются четыре известных персонажа Мышиной Стражи: уже упомянутые Лиам, Саксон, Кензи и Сэйди. Им поручается найти пропавшего торговца зерном, который по слухам может быть связан с предателями. Если игроки и мастер играют впервые, то предполагается, что сюжет будет отыгран ровно по комиксу, и разница будет только в успешности мероприятия. Но так как наш мастер отлично знал игру, нам удалось пережить совершенно непохожие события, включающие в себя потоп, ночные странствия, охоту на лазутчика Ласок, поиски предателей и битва с ними. И хотя большинство наших игроков пробовали ролевые игры впервые, всё шло легко и без вопросов. Отчасти в этом заслуга мира, придуманного Дэвидом Питерсоном. В отличии от того же D&D в нём нет магии, а персонажи буквально ходят в одних плащах. Это сильно упрощает механику игры и понижает порог вхождения. Не говоря уж о том, что мышиная тематика сразу как-то расположила к себе даже тех, кто, ничего не зная о вселенной Стражи, ожидал чего-то серьезного и тяжелого.

Достаточная простота системы, отсутствие многочисленных параметров, впрочем, не отменяет тонких особенностей: есть тут и перебросы за счет очков судьбы, есть разнообразные оружие и доспехи, есть взаимная помощь персонажей при решении проблем, разнообразные состояния, типа усталость, голод, ранение, болезнь и многое другое. Найдется, в чем покопаться!

Мышиная стража ролевая игра (geekster.ru)Русское издание «Мышиной стражи» — это полноценная и самодостаточная игра. В коробке игре есть почти все необходимое, и никаких дополнений, модулей и расширений (привет, D&D!) не планируется. В комплект, издаваемый «Студией Пандора Бокс» входит 320-страничная книга правил, ширма ведущего, карта территории, 120 карт с оружием, броней, состояниями и действиями, бланков персонажей и ведущего, 20 уникальных кубиков и… дальше начинаются отличия от американского издания Делюкс. В русской версии отсутствуют пластиковые фишки мышей, зато есть 48-страничная книга дополнительных заданий и правил. А вот чего не хватает в обоих изданиях — это каких-нибудь жетонов очков судьбы, личности и проверочных.

Мышиная стража Ольга Никулина (geekster.ru)«Мышиная Стража: ролевая игра. Коробочная версия» отличается от русского издания комикса уже даже по названию: у Jellyfish Jam это «Мышиная гвардия». Отдельные термины и названия также, увы, не совпадают. Это может фрустрировать поклонников комикса, но отличия все же не принципиальны.

На сайте Crowdrepublic.ru прошла кампания по сбору средств на издание ролевой игры (минимально необходимую сумму «Мышиная стража» набрала).

«Мышиная Стража: ролевая игра» оказалась увлекательной, свежей, достаточно простой, но не лишенной глубины игрой, где во главе угла нарратив. Она будет интересна, как фанатам вселенной Дэвида Питерсона, так и людям незнакомым не только с комиксом, но и с настольными ролевыми играми в целом. «Мышиная стража»  — это отличная возможность приобщиться к играм: вход очень легок, а мышиная тематика мало кого отпугнет. Для хардкорных ролевиков D&D и Pathfinder, привыкших к обилию параметров, монстров, экипировки и бесконечных расширений, мыши могут показаться простоваты, но почему бы ненадолго не переключиться на что-то еще?

Материал подготовлен совместно с Павлом Борченко. В оформлении использованы иллюстрации Ольги S_Splee Никулиной, выполненные по мотивам приключений, выпавших на долю авторов статьи. Редакция выражает благодарность переводчику игры Кириллу Румянцеву и клубу «Локация«.