Ролекон 2019 (geekster.ru)

«Мы очень изголодались по выбору!»: как прошел Ролекон 2019 и что с НРИ в России

Десятилетний юбилей фестиваль настольных ролевых игр Ролекон будет праздновать только через год, а изменения в сфере НРИ, которые ознаменовало прошедшее в Москве с 19 по 20 октября мероприятие, выглядят впечатляюще. Я бы даже сказал — грандиозно.

На фестивале…

Как заметил организатор мероприятия Денис Антонов, «Мы побили собственные рекорды по всем статьям: собранная сумма, количество участников на крауде (деньги на проведение Ролекона собирали на Crowdrepublic — прим.авт.), количество игр, игроков, фирм-участников и посетителей».

И правда, перебравшись в новое место, event-холл “Даниловский”, Ролекон стал заметно приятнее на вид, пространства для размещения стендов издательств и магазинов стало больше: между ними можно было свободно проходить без толчеи. Игровая зона вольготно расположилась на всем втором этаже общего зала, где светло и просторно, а лекторий, который раньше размещался чуть ли не на проходе, теперь оказался в уголке за ширмой.

Впрочем, тут можно побухтеть, что всё же он не до конца был изолирован и оказалось несколько шумно: во время игровых сессий приходилось особенно внимательно вслушиваться в разговоры. Надеемся, это исправят в следующий раз. Зато жирный плюс идёт за награды на крауде, которые были “что надо”, как по качеству, так и представленному ассортименту. Отдельное “спасибо” за подарочный блокнотик и карандаш, как отметила одна из посетительниц, они «были прямо в сердечко».

Особый интерес, помимо игровой части, представляла и разговорная программа (хотя в НРИ всё —  разговорная часть). Почти все лекции, мастер-классы, круглые столы и выступления издателей были по-настоящему любопытны (полезный практикум о написании сценариев или увлекательные диалоги об ИНРИНРЯ, например) , так что приходилось, закусив губу, выбирать: идти в лекторий или на игры.

Игр-то как раз было очень много, и не только по количеству водимых партий, но и задействованных систем и сеттингов: были Dungeons & Dragons и Pathfinder, Savage Worlds и Fate Shot, Star Trek и Грань Вселенной, Mouse Guard и Рейдеры Великих пустошей (еще разрабатывается, но уже отлично играется), и, конечно, авторские системы.

Можно запутаться? Наверное, всё не так страшно. Как подметила ветеран НРИ и постоянный игрок «Грани Вселенной» Алёна Волка-Шин: «чаще всего в ролевые игры приходят за ручку, и наставники помогают сориентироваться и не запутаться». Думается, Ролекон играет в этом не последнюю роль.

… далее везде

Но Ролекон — это не только двухдневное мероприятие для поклонников жанра, но и повод поговорить о состоянии настольных ролевых игр в России. Еще не закончившийся год уже можно считать знаковым для отрасли: столько переводных и отечественных проектов не было, кажется, никогда. По мнению Александра Ермакова, генерального директора и основателя «Студии 101», в прошлом году можно было рассчитывать на большие объемы в этом году, но реальность превзошла прогнозы.

Ролекон 2019 (geekster.ru)
Фото Ольги Хомяшок

Сергей Синцов, сеть магазинов «Единорог»: «Я вижу с ролевым сообществом примерно ту же историю, что была с настольным сообществом года три назад. То есть это сильный всплеск. Появляются новые интересные проекты, студии перестают бояться брать проекты, которые три года назад точно никто не был готов брать».

Центром распространения вируса НРИ стал портал CrowdRepublic от Hobby World. Изначально рассчитанный на настольные игры и книги в этом году он стал средоточием ролевых проектов, будь то предзаказы или полноценные краудфандинги. Всё-таки вот так сразу выпускать в магазины настольные ролевые проекты, даже такие знаменитые как Dungeons & Dragons, пока никто не готов.

Только в этом году за 10 месяцев на CrowdRepublic появилось 11 НРИ, и это не считая дополнений и расширений. Они собрали в сумме более 15,6 млн рублей (некоторые крауды еще продолжаются). Добавьте сюда проекты, которые запускаются на других площадках и напрямую у издателей. В предыдущие годы ролевые игры на русском языке выходили с куда меньшей частотой и с более скромными сборами. Правда до цифр настольных игр им еще далековато.

Несмотря на отличные показатели, расти еще есть куда. Как рассказывает Азгануш Никулина из «Пандоры Бокс», «на рынке настольных ролевых игр столько продуктов, что конкуренция как таковая существует условно. Потому что все занимаются своей частью, и одной компании не хватит на всё.  Столько работы, что сразу много компаний могут сделать что-то хорошее и качественное. Поэтому и каждый проект развивается, а у игроков больше возможностей выбирать».

Tales of the loop RPGПро выбор и его важность говорит и Александр Ермаков: «Мы не закрыли всех тех людей, которым интересно хобби. Есть много людей, которые не знают о нем. Или они говорят: “мы не хотим играть в «Вампиров», нам не интересна история современности. О, ролевой Warhammer существует, а мы не знали!” Вот пока все вот эти группы не закрыты, говорить о слишком большом выборе нет смысла».

«Студия 101» отчиталась об успешных сборах 5 ролевых проектов этого года, в том числе Vampire: the Masquerade, Warhammer Fantasy Roleplay, Кориолис, «Клинки во тьме» и «Мутанты. Точка отчёта», последние три из которых уже доступны. В планах на ближайшие два года у команды помимо дополнений для этих игр также Tales from the Loop по миру Столенхага, 5-я редакция Vampire и многое другое.

Целой обоймой анонсов выстрелило на Ролеконе издательство Hobby World. Кроме довыпуска уже заявленных проектов и дополнений к ним, компания начинает работу над второй редакций Pathfinder (предыдущую обещают поддерживать ещё год), рассказал главный редактор издательства Александр Киселев. Ну, и кому как не Hobby World объявлять о таких популярных проектах, готовящихся к предзаказу на 2019-20, как Shadowrun: Шестой мир, The Witcher, Call of Cthulhu? В следующем году будет и «универсальная» НРИ Genesys.

Со всемирно известными тайтлами всё понятно, а что насчет других проектов? Очевидно, что здесь есть взаимосвязь: привлеченные громкими именами популярных франшиз новички остаются в хобби и ищут что-нибудь более нишевое. Азгануш Никулина отмечает, что D&D стал важным и большим рывком для ролевого сообщества. Студия Пандора Бокс как раз заканчивает сейчас работу над «Приключениями в Средиземье». «Это тоже не просто так вышедший проект, потому что без D&D он был бы бессмысленный. Это был продуманный шаг, потому что раз D&D есть, то было бы интересно пойти дальше».

Star Trek Adventures (geekster.ru)Сама «Пандора Бокс» после «Приключений в Средиземье» займется игрой The One Ring по тому же миру Толкину, а после, как анонсировала на этом Ролеконе, примется за RPG и настольный варгейм (точнее скирмиш) по Fallout: Wasteland Warfare от Modiphius.

Всегда ли раскрученные тайтлы открывают дорогу к другим проектам? Как считает иллюстратор отечественной НРИ «Грани вселенной» Марина Резиноваяуточка, «для новичка сложно понять, какие вообще бывают игры, потому что на слуху D&D, но это, на мой взгляд, не самая интересная штука. А больше игр новички и не знают. Они приходят в D&D, остаются в D&D, и потом сложно переключиться».

Ребята из издательства Silver Hoof Games, которые делают свои игры, не согласны: «За этот год мы успели очень хорошо продвинуться, наши тиражи увеличились, мы привезли больше проектов. Если в прошлый раз мы привозили две игры, сейчас мы привезли четыре. Да, рынок растет, и мы растем вместе с ним». Всё-таки приход в Россию крупных брендов, Vampire: the Masquerade, Starfinder, того же Dungeons & Dragons 5, как бы ни критиковали перевод от Hobby World, стал драйвером, подтянувшим за собой и остальные тайтлы.

Silver Hoof Games на Ролеконе представили несколько своих ролевых проектов, например, «Встретимся в Adu» и «Пока Мы Здесь». Или «Открытка из экспедиции» — это целая ролевая игра, уместившаяся на обычной открытке и продаваемая вместе с почтовым конвертом! Да, может быть она не очень глубокая, а сеттинг практически отсутствует, но это идеальный подарок как матерому ролевику, так и незнакомому с хобби другу.

«Два дня здесь «Студия 101», «Мир хобби», «Пандора Бокс» просто пестрели самыми разнообразными анонсами, из чего можно сделать вывод, что ролевые игры как вид досуга всё больше и больше входят в нашу жизнь,» — резюмирует Сергей Синцов. Судя по всему это так.

Ролекон 2019 (geekster.ru)
Фото Ольги Хомяшок