Мир наших страстей. Настольная ролевая игра «Неизвестные Армии»

— Партнерский материал —

Под живым отражением Небес, на улицах с тайными именами живут сломленные люди, пытающиеся починить мир. Полубезумный старик, забывший даже собственное имя, по ночам собирает у себя в гараже бронзовых птичек, которые поют слаще любого соловья. Девушка в форме курьера входит в дверь в Нью-Йорке и в тот же миг выходит из двери в объятой бунтом Миннесоте. Фермер грубыми руками вспарывает брюхо телёнку, которого вырастил сам, и по его кишкам предсказывает будущее. Таковы обитатели мира Оккультного Андерграунда, мира настольной ролевой игры «Неизвестные Армии» в обзоре Леонида Кискаркина.

Человек как мера всех вещей

«Неизвестные Армии» (Unknown Armies) — ролевая игра в жанре городского фэнтези, в которой игрокам предлагается примерить на себя роли людей, столкнувшихся со сверхъестественным и/или обладающих паранормальными способностями. При этом в отличие от, скажем, «Мира Тьмы» или «Зова Ктулху», сеттинг «Неизвестных Армий» предельно антропоцентричен. Здесь нет невыразимо древних ужасов, описать которых человек не в силах, и нет могущественных созданий ночи, на протяжении веков тайно манипулирующих людьми. Здесь есть демоны и боги, но их мы создали сами, силой наших страстей. Мир сломан, но это мы сделали его таким.
Именно фокус внимания на обычных людях и их переживаниях делает эту систему интересной и привлекательной. «Неизвестные Армии» — это игра, в которой герои не прогибаются под изменчивый мир, а заставляют его прогнуться под свои убеждения, и это даёт невероятное ощущение силы. В конце концов, если ваш персонаж по-настоящему сильно верит, что, напиваясь до чёртиков, он обретает способность призывать демонов — то миру не остаётся ничего, кроме как согласиться с этим.

Я — личность!

«Неизвестные Армии» — это игра о сломленных людях, ведь нормальный человек по вечерам смотрит с друзьями футбол, а не шарится в компании сомнительных личностей по заброшенному офису в поисках Безголового Бухгалтера. Игровая механика третьей редакции «Неизвестных Армий» отлично подходит для того, чтобы описать как именно и в какую сторону отъехала кукушечка у вашего героя. Перенесённые персонажем стрессы напрямую влияют на его игровые умения — например, ветеран Вьетнама, повидавший немало крови, может неплохо заехать в челюсть, но испытывает трудности при нахождении общего языка с людьми.

«Неизвестные Армии»Русское издание «Неизвестных Армий» как раз сейчас вышло на краудфандинг. Это стартер и отдельно две кампании для новичков с готовыми персонажами и многоразовыми бланками. А осенью откроется предзаказ трёх основных книг: Play, Run и Reveal.

Возможности персонажей определяют не только набитые ими шишки и полученные нервные срывы, ведь каждый из них — личность. И это не просто громкое слово. «Личности» — это ещё один элемент игровой механики «Неизвестных Армий», делающих эту систему уникальной. Здесь вы не покупаете персонажу навык обращения с оружием, вы даёте ему личность «Детектив», которая позволяет стрелять из пистолета, замечать свежие царапины на лакированном полу и сдерживать рвотные позывы при виде выпотрошенного трупа. Более того, играя персонажем с такой личностью, вы можете делать «детективные штуки», не бросая костей, а просто сказав: «Эй, я же детектив, ну конечно, я могу проследить за человеком в толпе и остаться незамеченным!».
Наконец, оцифровке подлежат отношения вашего героя с важными для него людьми и организациями, а также весь спектр социальных взаимодействий — от шантажа до соблазнения. Если вы любите игры, в которых герои добиваются своего с помощью хорошо подвешенного языка, а не грубой силы, вы по достоинству оцените возможности, которые дают «Неизвестные Армии».

Заглянем под капот

«Неизвестные Армии»Игровая механика «Неизвестных Армий» проста в освоении. Она базируется на броске двух десятигранных игральных костей, первая из которых даёт нам значение десятков, а вторая — единиц. При прохождении проверки игрок стремится получить максимально высокий результат, который при этом должен быть меньше значения проверяемой способности. Отдельное значение имеют дубли, которые означают, что случилось что-то очень хорошее или что-то весьма неприятное для вашего героя. Допустим, Джо, Эрик и Гарри, у каждого из которых значение Стойкости равно 50%, карабкаются на гору и получают при броске костей результаты 42, 49 и 55 соответственно. В этом случае Эрик придёт к финишу первым, Джо — вторым, а Гарри на полпути сорвётся вниз. Alas.
Способности персонажа зависят от количества перенесённых им потрясений, и всего игровая механика выделяет 5 шкал стресса, к каждой из которых привязано 2 способности. По мере того, как персонаж закаляет свою психику и становится менее чувствительным к данному виду стрессов, одна из этих способностей растёт, другая — уменьшается. Например, к шкале Беспомощности привязаны Стойкость, отвечающая за умение переносить нагрузки и общую физподготовку, и Вёрткость, которая используется при попытке уклониться от чего-то.
«Погодите!», — скажете вы. — «Но что если я хочу создать персонажа-атлета, который и 100 отжиманий может сделать, и от летящей в него стрелы увернуться?». Тут-то и приходят на помощь Личности, которые могут заменять собой способности при проверках. У персонажа может быть несколько личностей, таких как «Многодетная мать», «Врач-садист», «Завязавший наркоман» или даже просто «Офигенный». Каждая личность может быть использована при проверке вместо одной из способностей, а также даёт другие преимущества — например, позволяет проводить ритуалы или защищает персонажа от определённого вида стрессов.

Пушки и кулаки

«Неизвестные Армии»К слову о грубой силе: «Неизвестные Армии» — это, наверное, единственная ролевая система, в которой глава об игровой механике сражений начинается с советов о том, как избежать драки. Дело в том, что умереть в этой игре очень просто. У среднестатистического человека порядка 50 «хитов», а выстрел из пистолета наносит d100 урона (то есть от 1 до 100). Более того игрок никогда не знает, сколько жизней у него осталось: мастер ведёт учёт полученного героями урона в закрытую, описывая последствия вражеских атак, но не называя цифр. Поверьте, фраза «Ты получил выстрел в плечо и теперь из раны хлещет ярко-красная кровь» заставляет опасаться за жизнь персонажа куда сильнее, чем слова «Ну, он снял с тебя 11 хитов».
А ещё живучесть персонажей не зависит от уровня их прокаченности: местный аналог Эльминстера (или, если хотите, Волан-де-Морта) умирает от пары выстрелов также легко, как и сопливый юнец, только вчера узнавший о существовании оккультного андерграунда. Наконец, не стоит забывать, что упор в этой игре делается на психологию персонажей, так что если ваш герой не привык к свистящим над ухом пулям, он в самый ответственный момент может застыть столбом или бросить оружие и попытаться сбежать.
Кстати, мастер игры в «Неизвестных Армиях» выполняет роль рассказчика, который вместе с другими игроками создаёт историю и отвечает за реакцию мира на действие персонажей. При этом 3-я редакция правил даёт игрокам интересный инструмент: шкалу достижения целей. Вот играете вы за группу феминисток-виккан, которые хотят сделать поклонение Великой Тройственной Белой Богине доминирующей религией на территории своего города. За каждое действие, способствующее достижению цели (митинг на городской площади, устранение противоборствующей секты сатанистов-мизогинистов, подкуп чиновника) мастер прибавляет пару процентов к шкале. Как только шкала достигнет отметки 100%, цель считается достигнутой. Так мастер может ставить на пути персонажей барьеры и натравливать на них антагонистов, но не может заставить идти по «рельсам», ведь игроки сами выбирают пути достижения цели.

Боги и герои

Отдельного рассказа заслуживают магия (тут она называется м’агия) и теология «Неизвестных Армий». Местные м’аги, именующие себя адептами, не кидаются огненными шарами и не призывают молнии на головы врагов — у них особая, уличная м’агия. В Оккультном Андерграунде воюют между собой помешанные на чистоте катароманты, кайфующие от риска энтропоманты и вооружённые толстыми альбомами с фотографиями камературги (а также порноманты, библиоманты и многие другие занимательные психи). Местная м’агия зачастую не проявляет себя явно: фульминатург (м’аг огнестрельного оружия) может застрелить человека из пальца, сказав «Ба-бах», но также у него в арсенале есть заклинания, которые влияют на сознание других людей — например, заставляют его казаться более крутым.
В свою очередь, местные боги, образующие Незримый Пантеон, — это порождения ноосферы (в «Неизвестных Армиях» она называется Статосферой), именуемые Архетипами. В Пантеоне нашлось место как простым концепциям, таким как Мать и Воин, так и более сложным — там есть и Незаменимый Помощник, и Добропорядочный Гражданин и даже Хакер. Члены Незримого Пантеона постоянно борются за влияние, и отзвуки этой борьбы сказываются на нашем мире: если Дикарь набирает силу, то леса Амазонки растут с невиданной скоростью, активизируются экологи и луддиты, а в кинотеатрах крутят «Тарзана».
По мере эволюции общества Пантеон пополняют новые члены — так в конце девяностых на небо вознеслась порноактриса, ставшая Обнажённой Богиней. В свою очередь, потерявшие актуальность Архетипы могут быть свергнуты с трона — например, Истинного Короля может заменить Эффективный Менеджер: ну как тут не вспомнить «Американских богов» Нила Геймана?

Любая сила имеет свою цену. Так, плутоманты (м’аги денег) не могут тратить крупные суммы, если не хотят расстаться с накопленными м’агическими зарядами и вынуждены аки Скрудж МакДак чахнуть над грязными зелёными бумажками. Подобный парадокс лежит в основе каждой м’агической школы: фульминатург не может использовать своё оружие против людей, а колдун, получающий силу из киноштампов (есть и такие!), обязан поскользнуться на банановой кожуре, если увидит таковую.

Человек, который живёт по правилам Архетипа, может использовать частичку его божественной мощи, становясь аватаром, но это лишь начало. Потенциально любой аватар (включая персонажа игрока) может достучаться до небес, свергнуть своего патрона и получить божественный статус. Разве не круто?
Наконец, даже если вы создали персонажа без крутых м’агических способностей, это не значит, что у него нет туза в рукаве. Например, он может использовать ритуалы. И если вы сейчас представили пентаграммы, и людей в балахонах, бубнящих текст на латыни, то гоните этот образ прочь, ведь в «Неизвестных Армиях» м’агия выглядит иначе. Как насчёт ритуала, позволяющего вселить в недруга демона при помощи электродрели? Не менее самобытны и местные артефакты: зажигалка, защищающая от огня, или визитка, взяв у вас которую, человек обязан сказать вам «да» на любой вопрос.

Зачем играть в «Неизвестные Армии»

Если вы любите городские страшилки и психологические ужасы, в «Неизвестных Армиях» вы почувствуете себя как дома. Если вы ищете сеттинг, в который хорошо вписались бы истории из сериала «Волшебники», книг Нила Геймана и фильмов Дэвида Линча, вы пришли по адресу. Если вы верите, что из Джима Джонса и Чарльза Мэнсона получились бы отличные злодеи для вашего приключения — вы нашли систему, которая подходит вам идеально.