«Люций: Безупречный клинок» — не без пороков

Браться за чтение книг о мрачном будущем человечества в Warhammer 40000 следует лишь знакомым со вселенной. Если цикл об инквизиторе Эйзенхорне относятся к залётному читателю с определённым снисхождением, то истории о менее прославленном (в литературном представлении вселенной) Люции Вечном — чтение в режиме hard mode. Такому читателю вместо книги можно порекомендовать серию разъяснительных материалов, ряд других книг и уже только потом можно подсунуть «Lucius: The Faultless Blade» Йена С. Мартина. Для тех же, кто уже инициацию и понимает, что за произведение попало в его руки, и будет этот обзор.

Астартес — главные звёзды франшизы, о них написаны десятки романов, на них держится варгейм. Величественные, волевые и очень разные, они всегда представляют собой образцы поведения для человека чести, несмотря на разницу идеологий их родных легионов. Но чем блистательнее они выглядят, тем интереснее взглянуть по ту сторону Ока Ужаса, на тех, кто уже давно пал на сторону Хаоса. Пользуясь этим любопытством, Black Library издала целую серию романов о злодеях мрачного будущего. А значит без Люция Вечного никуда.

«Люций: Безупречный клинок» здорово звучит в пересказе. Во-первых, он, как это часто бывает с сольными романами, не сосредоточен вокруг лишь одного персонажа. Читателям предстоит увидеть историю целой галереи героев, некоторые даже выступят ПОВами. Во-вторых, не обошлось без известных имён и локаций: персонажи столкнутся с XII легионом уже на первых страницах, в повествование вмешается их брат Фабий Байл, герои посетят Паутину и долетят до Каморры. Кому-то этого наверняка хватит, чтобы оправдать покупку книги. Но делать это стоит весьма осторожно, поймут её немногие.

Lucius: The Faultless BladeРазумеется, главной фигурой должен был стать Люций, и количество его глав действительно подавляющее по сравнению с чьими-либо ещё. Но в рамках своих небольших фрагментов некоторые из них раскрываются куда больше и интереснее. Композитор, очарованный музыкой Хаоса, разыгрывает свои схемы и к финалу предстаёт пугающим персонажем, хотя поначалу глазами других героев его рисуют сумасшедшим стариком. Мотивация управляющей кораблём Кларион – демона, заточённого в теле маленькой девочки (образ хоть и избитый, но работающий как часы) – раскрывается так, что к ней проникаешься симпатией, насколько это возможно. Даже мелькающий на задних планах апотекарий Чезаре, которого скверна Хаоса так и не затронула, показан весьма любопытно. Куда любопытнее, чем заглавный герой романа. У всех остальных есть свои планы, идеи, мотивация, даже рефлексия. Люций же действует здесь и сейчас, редко продумывая планы на несколько ходов вперёд. Такова идеология этого персонажа, для него нет прошлого и будущего, но так Люций на фоне остальных выглядит плоским, а потому и скучным. Его главы играют только в те моменты, когда ему удаётся скрестить клинки с соперником, сравнимым по силе и навыкам. К счастью, их в книге много, и Сент-Мартин получает явное удовольствие при их описании.

Из-за постоянного перескакивания между такими разными персонажами вскрывается и другая проблема книги. Она фактически лишена сюжета. Герои действуют, попадают во всевозможные передряги, противостоят армии демонов или тёмных эльфов, даже погибают. Но не имея внятной завязки, книга лишена и понятного финала. Роман больше напоминает небольшой дневник отдельно взятой банды. Книга закончится, а они ринутся ещё в одну подобную историю, коих было уже не счесть за время путешествий по Оку Ужаса. Не всем подобное придётся по вкусу.

Все минусы перечёркиваются большим плюсом, который разглядит небольшая группа фанатов.

Обилие персонажей помогает сложить картину падения легиона Детей Императора, некогда стремящихся к идеалу, но ныне ставших пародией на самих себя.

Каждый из них по своему относится к падению легиона, и долгие тысячелетия помогли им обрести новое направление. Почти все получают новую мотивацию и цели, и это не всегда стремление уничтожить построенный ими Империум. Понять картину помогает взгляд со стороны: своя линия есть не только у демонессы Кларион, но и у раба, только попавшего на корабль Люция после схватки с кхорнитами. Поведение космодесантников Хаоса лишено какого-то романтизма, падение не сделало их рыцарями печального образа. Дети Императора стали чудовищными полубогами, которых ничего не сдерживает на пути к совершенству, недостижимому и пугающему. Книга станет приятным дополнением для тех, кто захочет разобраться в психологии этих чудовищ.

Язык книги пестрит трудоёмкими конструкциями. Сложность эта перекочевала и в перевод (которому может быть стоило ещё немного отлежаться), поэтому от читателя потребуется усидчивость. Без усердной концентрации легко будет запутаться в оборотах и сюжетных поворотах.

ИТОГО: книга прекрасно дополняет библиотеку новеллизаций, рисуя детальный портрет не только отдельных героев, но и всего легиона Детей Императора. Мешает проникнуться им только два весомых минуса – спорный главный герой и испарившийся сюжет.

Редакция выражает благодарность telegram-каналам #Black Library и Вольные Криптографы.