После того, как творение Андрея Звягинцева оценили на Западе, вокруг него разгорелась дискуссия —  живая и весьма эмоциональная. Почему картина, на «ура» принятая зарубежными критиками, на родине вызвала ожесточённые споры? Приготовив блокнот, я решил понять, почему артачится российский зритель.

leviathan5(geekster.ru)
Начинается картина неспешно: первые пару минут хронометража нам показывают впечатляющие виды Баренцева моря. Чуточку ленивый темп сохранится на протяжении всего фильма и это, пожалуй, единственный серьёзный камень в огород режиссёра. Переходных сцен много и они не всегда уместны, но к этому быстро привыкаешь. Сюжет здесь работает как приливная волна: он то захватывает зрителя с головой, то отступает и даёт время поразмыслить над только что увиденным.
leviathan(geekster.ru)
Нас знакомят с главными героями. Николай — типичный мужик из российской глубинки. Простоват, но с золотыми руками и верой в справедливость.  Его жена, Лилия — ходячая иллюстрация к стереотипу «русская женщина умеет две вещи: страдать и терпеть». Сын Николая, Рома, только что вступил в тяжёлый переходный возраст.
И всё бы у этих троих было хорошо, если бы не коррумпированный мэр города, пытающийся изъять у Николая землю, на которой стоит его дом. Со стороны всё выглядит гладко: бюджет платит выкупную цену. Правда, денег не хватает даже на то, чтобы купить более-менее приличное жильё в городе. Стиснув кулаки покрепче, Николай ищет управу на мэра вместе с другом по армии Дмитрием — столичным адвокатом. Их борьбе с самоуправством местной власти и посвящён фильм.
leviathan3(geekster.ru)
В «Левиафане» пьют, причём в огромных количествах. Львиная доля диалогов проходит с бутылкой водки в руке. Удивительно, но отвращения это не вызывает — скорее испытываешь сочувствие, словно сам запиваешь горе вместе с героями фильма. В отличие от, простите, Жоры Крыжовникова, Звягинцев не выставляет пьянство напоказ. Он не гордится им, прикрываясь сказкой о «широкой русской душе» и национальной самобытностью. Нет, здесь бутылка — это порой единственный способ сбежать от неприятной глазу реальности, способ горький и ненадёжный.
А реальность вот она, вокруг — сравнить можно. «Левиафан» воспринимается как практически идеальная калька с современного российского общества. Все персонажи выглядят до боли знакомыми, и от того фильм бывает неприятно смотреть: складывается впечатление, что наблюдаешь в окно за опостылевшей российской действительностью.
leviathan2(geekster.ru)
Отлично показана работа государственного аппарата в глубинке. О роли православной церкви в современной России тоже рассказывается максимально правдиво: в то время как священники  на местах честно пытаются облегчить жизнь прихожан, высшее духовенство потворствует произволу, устраивая званные обеды с представителями власти и предоставляя им всестороннюю духовную поддержку вкупе с отпущением грехов.
leviathan4(geekster.ru)
В картине нет ответа на главные вопросы: кто виноват и что делать. Звягинцев не заглядывает в наше будущее — всё происходящее в фильме уже имеет место быть в реальной жизни. Это крепкое, пугающе честное, пусть и слегка затянутое кино о простых людях и недостижимом счастье. В каком-то смысле «Левиафан» похож на бессмертную поэму Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»:

«Крестьяне, как заметили,
Что не обидны барину
Якимовы слова,
И сами согласилися
С Якимом: «Слово верное:
Нам подобает пить!
Пьем — значит, силу чувствуем!
Придет печаль великая,
Как перестанем пить!..»

Происходящее в «Левиафане» часто сравнивают с реальной историей Марвина Химейера: режиссёр признался, что сюжет фильма навеян войной, которую бывший хозяин автомастерской объявил цементному заводу. Вот только между американским бунтарём и Николаем есть одно принципиальное различие: герой «Левиафана» так и не нашёл в себе силы выйти на баррикады. По моему мнению, именно в этом сильнее всего проявился тот самый русский менталитет. Пить, терпеть. Повторить?