Комикс The Flinstones

Современное общество в зеркале каменного века по версии DC

Анонс новой инициативы от DС под заголовком Hanna-Barbera Beyond прошел достаточно спокойно. Издатель объявил о выходе нескольких новых серий комиксов, среди которых были Scooby Apocalypse, Future Quest и The Flintstones. От Флинстоунов большинство читателей совсем ничего не ожидали, ведь вышедший ранее Future Quest оказался спорным и посредственным, а Scooby Apocalypse —  и вовсе никому непонятным и ненужным. На их фоне Флинтстоуны выглядят настоящей жемчужиной.

Стив Пью —  известный художник, сотрудничавший с Marvel, DC, Dark Horse и 2000 AD. Он работал с такими известными авторами и иллюстраторами как Джефф Лемир, Джейми Делано и Гарт Эннис, участвовал в создании серий Animal man и Hellblaizer.

Марк Рассел, отвечающий за сценарий, известен работой над лимитированной серией комиксов Prez, рассказывающей о подростке, которую избрали президентом США через Твиттер.

The Flintstones выделяются на фоне прочих серий Hanna-Barbera Beyond за счет подачи истории. И особенность здесь даже не в сюжете, твистах или смене событий, а в том, как автор представил злободневные темы через персонажей, их поступки и жизнь городка Бедрок. Серия выходит далеко за рамки повествования о жизни семейства Флинтстоунов, демонстрируя читателю уклад целого города в декорациях каменного века.

Cатира или рефлексия?

На первый взгляд может показаться, что комикс никакого отношения не имеет к оригинальному мультсериалу, выпускавшемуся с 1960 по 1966 годы на американском телевидении. Несмотря на успех сериала, критики очень сдержанно высказывались по поводу анимации и сюжета в мультфильме. Основная идея оригинальных «Флинтстоунов» состояла в том, чтобы обыграть актуальные проблемы общества и показать, как оно функционировало в середине XX столетия, взяв за основу декорации каменного века. Комикс идет той же дорогой при абсолютно другой подаче сюжета и персонажей. Читатель все также следит за жизнью городка Бедрок, однако проблемы, описанные в комиксе, безусловно, отличаются от тех, что были в сериале. За 50 с лишним лет общество претерпело сильные изменения, особенно если мы говорим о развитых и развивающихся странах (не только США, как может показаться).

Если в сериале отчетливо заметен патриархальный уклад семьи, то в комиксе Фред ведет себя как заботливый семьянин, он занят работой, но при этом активно участвует в жизни семьи, в то время как Вилма не стоит целыми днями у плиты, как это было в мультсериале, а занимается поисками себя и значительную часть времени посвящает творчеству. Но кое-что неизменно: по-прежнему Фред проводит значительное время с Барни и работает на мистера Слейта, и Флинтстоуны часто общаются с семейством Раббл и проводят вместе досуг.

Комикс интересен именно тем, какие проблемы в нем поднимаются. Например, в 4 выпуске описываются до сих пор существующие в мире гомофобские настроения в обществе. Этот номер в значительной мере посвящен отношениям Адама и Стива, чей союз не признается местной церковью (кстати церковь в комиксе заслуживает отдельного внимания), хотя Фред по пунктам объясняет священнику, что такие пары полезны обществу, и если бы не они, то многие дети племени остались бы без присмотра.

Не обошлось во Флинстоунах без науки и религии. Например, большинство жителей города исповедует анимизм — религиозное учение, согласно которому любая материя, будь то камень или цветок, обладает духом.

А бога зовут Джеральдом. Очень необычно иногда читать реплики персонажей вроде “Dear Gerald!” (вместо “dear god”, что переводится как “о, боже”).

В этом контексте интересно наблюдать, как идея анимизма воплощена в самом комиксе, ведь даже домашняя утварь и предметы быта здесь представлены животными. Отдельно стоит упомянуть историю дружбы слоненка-пылесоса и броненосца, который служит мячом для боулинга. Их сюжетная линия, пожалуй, самая трогательная среди всех остальных.

Профессор Саргон — представитель научной сферы. Вернее будет сказать, что занимается он псевдонаукой, достаточно прочитать его монолог перед классом о создании вселенной, где он утверждает, что люди были вынуждены объединиться и двигаться в сторону цивилизованного общества благодаря чувству одиночества.

В одном из выпусков жители Бедрока высмеивают Фреда и Вилму за то, что они живут в браке, в то время нынче принято быть свободным от каких бы то ни было отношений, а полигамия считается нормой. На самом деле, до сих пор нет единого мнения касаемо уклада общества того времени, а авторы научных работ и научно-популярных книг придерживаются различных мнений. Одни утверждают, что много веков назад семьи жили в полиамории, тогда как другие считают, что все было не так однозначно и допускалась моногамия. В статье The Guardian этой теме посвящено подробное ревью нескольких источников. Таким образом, в комиксе автор интересно преподнесено восприятие моногамии обществом десятки веков назад, через призму сегодняшней дилеммы: а действительно ли все было так однозначно?

the flintstones (арт с geekster.ru)

Значительная часть серии посвящена местным выборам и политике в целом. Автор в какой-то мере даже смеется над диковатым (даже в контексте каменного века) кандидатом в мэры города, показывая, как тот абсолютно не приспособлен к самостоятельному принятию решений.

Кажется, что «Флинтстоуны» иногда балансируют на грани здравого смысла. С одной стороны, автор концентрирует внимание читателя на актуальных темах, с другой, — добавляет абсолютно безумные решения, вроде инопланетян, которые прилетели в Бедрок. В любом случае, Стиву Пью, автору комикса, удается находить баланс в повествовании, одновременно развлекая читателя и концентрируя его внимание на важных проблемах.

Рубрики
КомиксыРецензии и мненияСрочно в номер!
Полина Воробьева

Немного социофоб

Смотрите также: