Игромир 2018: Во что вы могли (попытаться) поиграть

Из года в год Игромир продолжает оставаться одним из главных мероприятий в календаре российских геймеров. Роскошные стенды, толпы косплееров, розыгрыши, и во главе угла — много интересных, ещё не вышедших игр, которые можно пощупать своими руками. Ну, в теории, это так.

По факту же получается, что Игромир продолжает играть роль «Симулятора стояния в очередях». Даже если отбросить уже вышедшие и не очень актуальные игровые проекты, возможность попробовать вообще все имеют разве что те, кто посещает выставку все три дня.

Тем же, кто провел значительную часть выставки на стороне Комик Кона, или же ошибочно решил, что очередь к стенду Metro Exodus рассосётся быстро, не остается ничего иного, как смотреть геймплей на Ютубе и читать чужие впечатления. Из таких впечатлений и составлен этот материал. Приготовьтесь — здесь будут хвалить то, что вам безразлично, и ругать то, что вы горячо ждете.

Примечание: суровая правда жизни такова, что большую часть геймплейных демо разработчики привезли прямиком с выставки Gamescom. Поэтому в материал включены ролики, максимально приближенные к тому, что можно было попробовать на Игромире.

Sekiro: Shadows Die Twice

На стенде Activision время игровой сессии было ограничено 15 минутами. «Ха-ха, мне хватит, я ж ветеран Bloodborne и Nioh» отчеканил я менеджеру стенда и приготовился спидранить демо-версию. Это был ошибочный и наивный настрой. Очень, очень ошибочный.

From Software продолжают удивлять своей способностью пересобирать одну и ту же игровую механику так, что все отточенные предыдущими играми рефлексы можно выкидывать в мусорку. При том, что, это действительно «Bloodborne пополам с Nioh». Из первого взята динамика и скорость боя, из второго — менеджмент шкалы выносливости (и своей и противников). Нужно парировать атаки, потихоньку изматывать особо толстокожих вражин, чтобы потом провести серию сокрушительных ударов мечом.

Вместо сильной атаки теперь спецспособности, завязанные на вашем костяном протезе руки. Каждая такая способность потребляет расходники, а значит даже самым скупым игрокам не получится бесконечно складировать предметы «про запас».

Распространенный миф, который уже множество лет культивируется отечественными медиа – что Игромир и Комик-Кон имеет смысл посещать только в Бизнес-день. Мол, в другие дни слишком шумно, слишком длинные очереди и вообще слишком много народу. Поэтому, представьте удивление автора этих строк, когда впервые приехав к «Крокус-Экспо» в четверг, он увидел толпу, вполне сопоставимую с тем, что была на входе в павильон в первый публичный день всего пару лет назад. Единственным отличием было то, что стояла она у VIP-прохода.

Другое серьезное изменение в механике — вертикальное перемещение по уровням — выглядит гораздо менее отшлифованным. Цеплятся можно только за специфические места, далеко не всегда очевидно как близко к ним необходимо приблизится для активации крюка-кошки, а попытки изобразить из себя скрытного убийцу (по крайней мере поначалу) приведут лишь к тому, что вас моментально засекут и зарядят между глаз.

Гипотетически, посетителям Игромира был доступен весь большой уровень, который ранее демонстрировали на Е3 и на Gamescom. По факту же, ни я, ни большая часть посетителей стенда не смогли продвинутся дальше условной сотни метров от начала уровня. Здоровый мини-босс надежно перегородил дальнейший путь и ни крюк-кошка, ни новая система моментального возрождения никак не помогли его одолеть. Я ушел со стенда Sekiro чертовски злым и раздосадованным. Все, что я теперь хочу — поскорее получить релизную версию этой игры и надрать этому мини-боссу его самурайский зад!

Super Smash Bros. Ultimate

Файтинг без полосок здоровья — а это вообще законно? Такая мысль посетит, наверное, каждого российского игрока, доселе не знакомого с этой серией игр. За рубежом игры серии Super Smash Bros. – что-то вроде социального феномена, полноценная киберспортивная дисциплина, ради которой Nintendo до сих пор выпускает геймпады от Gamecube — консоли 2001 года выпуска. Для российской файтинговой аудитории, воспитанной на Mortal Kombat и прочих Tekken, игры этой серии до сих пор оставались непостижимой загадкой. Но, возможно, это скоро изменится, так как на «народную консоль» Nintendo Switch грядет во всех смыслах ультимативная версия этой игры.

За 4 основные части персонажами Super Smash Bros побывал довольно пестрый контингент. Это и ожидаемые лица, такие как Марио, Линк, Данки Конг, и не особо известные в России герои из Kid Icarus, Pikmin и F-Zero, и приличное количество лицензированных персонажей из игр других издателей. Соник против Солида Снейка, Саймон Бельмонт против Мега-Мэна — и это далеко не самые безумные сочетания. Чем на этом фоне примечателен Ultimate, он вместит в себя АБСОЛЮТНО ВСЕХ персонажей из предыдущих частей, коих больше шести десятков. Как вам такое, Infinity War?

На игровых выставках всегда проходит негласное соревнование, какой платформодержатель выступит круче — Microsoft или Sony. Но на этом Игромире случилось непредвиденное. Sony ограничилась демонстрацией уже вышедшей игры о Человеке-Пауке, а Microsoft из своих проектов показала только Forza Horizon 4 да платформер Ori and the Will of the Wisps. Cамый интересный стенд поставила Nintendo – которая даже не являлась частью Игромира. Там было много привлеченных косплееров, много игр, собственный магазинчик — японский издатель чувствовал себя королем Comic Con Russia.

Не только своим стремлением стать «Абсолютным МУГЕНом» интересна эта игра. Как и со многими играми Nintendo, за визуальным фасадом «игрушки для младшеклассников», скрывается отточенная игровая механика. Super Smash Bros — это файтинг, скрещенный с платформером. Основная ваша цель — вышибить противника с игровой арены. Успешные атаки не наносят прямого урона, но делают персонажей более чувствительными к следующим, а значит вас будет проще выбить. Падение же с края не означает моментального проигрыша: у вас есть запас жизней, да и некоторые финты героев позволяют осуществлять самые невообразимые из «камбэков». Но падение обнуляет ваш счетчик накопленного урона, а значит ставит вас в невыгодное положение перед противником. Заканчивается этот балаган или по истечению жизней или по окончанию игрового времени.

Как и полагается, дополняет эту довольно простенькую механику множество нюансов. Каждый из персонажей обладает уникальным набором атак и спецатак (напоминаю — больше 60 персонажей!), а на арене периодически появляются различные бонусы. Какие-то дают специальное оружие, какие-то призывают вам в помощь неигрового персонажа-помощника. Особый бонус позволяет вашему герою вырасти в размерах на весь экран, а потом выцеливать оппонента для особо мощной атаки.

Последние годы жанр файтингов окутывает аура легкой безнадеги и апатии. В попытках привлечь новую аудиторию они отказываются от того, что делало их уникальными. Мода на «игры как сервисы» побуждает разработчиков ввязываться в сомнительные монетизационные практики. В такой невеселой атмосфере Nintendo с их желанием впихнуть как можно больше контента в свою игру, воспринимается чуть ли не как спаситель жанра. И даже если она не выстрелит в России, мы всё равно получим еще одну прекрасную игру от Nintendo, которая оставит немаленький след и в сердцах геймерах, и на мировой киберспортивной арене.

Dark Souls Remastered (Switch)

На словах вся эта задумка с «Дарк Соулсом на портативной консоли» звучала довольно привлекательно, если оставить за скобками неиллюзорную угрозу разбить свой Switch в порыве ярости.  И всё же, при близком знакомстве на стенде Nintendo начинают закрадываться опасения, что нет, Dark Souls на Switch — это не очень хорошая идея.

Проблема даже не в технической реализации порта: игра выглядит приблизительно так же, как и ее версии для Xbox 360 и PS3. Проблема в самой консоли. Назвать комфортной игру в портативном режиме не получается никак: Джойконы все-таки не самый лучший способ управления в играх, требующих высокой степени концентрации. Маленький и не очень качественный экран консоли также не помогает — неряшливые серо-зеленые текстуры превратятся в нечитаемое месиво при первом же солнечном блике, что порядочно добавит  хардкора в и так непростую игру.

Конечно, это все касается портативного режима Switch. «Но ведь всегда есть стационарный режим, можно подключить Pro-контроллер» – да, можно. Но какой смысл покупать игру на, все-таки, портативной консоли, чтобы получать от нее игровой опыт, идентичный версии для ПК?

Darksiders 3

Авторское мнение: игры серии Darksiders никогда не были отличными. Первая часть была относительно компетентным клоном «Legend of Zelda», а вторая зачем-то попыталась стать «метроидванией» в открытом мире. К каждой можно предъявить солидный список претензий, а единственным бесспорно удачным элементом в них был визуальный стиль, который можно описать как «дизайнеры Warcraft нарисовали обложки для Heavy Metal-альбома». Но вопреки всему эта серия обрела культовый статус, пережила и банкротство издателя, и закрытие оригинальной студии разработчиков, а в этом году получит новую часть. Но, если билд с Игромира может быть какой-то основой для предварительной критики, лучше бы все же не получала.

Darksiders 3 — это все тот же Darksiders. Та же слегка неуклюжая боевая система, тот же рудиментарный платформинг. И стилистически она осталась верной предыдущим частям – вычурные фэнтезийные дизайны продолжают радовать глаз. Третья часть саги о Всадниках Апокалипсиса не пытается сломать границы жанра и перевернуть представления о франшизе – шаг, вроде бы похвальный, но не когда с момента выхода предыдущей части прошло 6 лет!

Очевидно, что с годами продажа VIP-билетов становится все более ходовым бизнесом. Оборотной стороной этой доступности стал подвешенный статус самого Бизнес-дня. Четверг – тот день выставки, когда не происходит ничего интересного. Гости, конкурсы косплея, анонсы, концерты — всего этого в четверг нет. Все что предлагается посетителям — бродить от стенда к стенду, фоткаться с косплеерами и участвовать в немногочисленных розыгрышах на стендах «железячников».

За эти 6 лет изменилось многое — например вышла новая God of War, которая тоже пережила трансформацию в «метроидванию», но сделала это так масштабно и грациозно, что любые схожие игры заочно выглядят довольно невзрачно. Видно, что разработчики пытаются выжать максимум из эстетики вселенной, но глаза так или иначе цепляются за плоские текстуры земли и прочие графические шероховатости.

Не может не беспокоить и техническое состояние, в котором игру показывали на стенде. Как правило, к каждому игровому ПК там был подключен геймпад. Однако, автору этих строк «повезло» добраться до, кажется, единственной игровой машины, у которой предлагалось играть исключительно с клавомыши. И все бы ничего, если бы обучающие подсказки для этой схемы управления не представляли собой шаблон типа «нажмите кнопку ◊, чтобы осуществить сильную атаку». Это, а также периодически отваливающаяся локализация наводили на грустные мысли о том, что, возможно, игра не так уж и готова к своему выпуску в ноябре 2018.

Darksiders никогда не была серией первого эшелона. Это был качественный проект категории «B», которому повезло найти свою аудиторию. Третья часть не стремится это как-либо изменить и резко рвануть в высшую лигу. И для кого-то это может быть преимуществом. А для кого-то — признаком стагнации. Кто из них больше прав, узнаем уже довольно скоро.

Biomutant

В какой-то паре метров от игровых стендов Darksiders THQ Nordic показывали еще один примечательный проект — Biomutant, смесь экшена и ролевой игры от бывших разработчиков Just Cause. И если демонстрация похождений Всадницы Апокалипсиса оставила кислый привкус во рту, проба этой игры наоборот воодушевила и привела меня к довольно неожиданному выводу. Господа, кажется мы рискуем получить идеальную игру про Реактивного Енота!

Показывали игрокам, по сути, не демо-версию, а полноценный вертикальный срез игры. В местном редакторе персонажа предлагается вылепить свою уникальную чудо-зверюшку, выбрать ей комплекцию тела, цвет и даже то, как у нее растет мех. Затем игрока выкидывают на уровень и начинается довольно стандартное, но все равно задорное массовое рубилово.

Орудуя непропорционально здоровым мечом и осыпая местных чудиков градом пуль, наш питомец планомерно пробирается по уровню и собирает различные апгрейды и полезные штуковины. Одна из таких — металлические перчатки с прикрученными к ним реактивным турбинам. Не самое удобное оружие, использовать его вы будете преимущественно для выбивания запертых дверей и фееричных полетов по локациям. Но если накопить местную полоску ярости, спецатака этими перчатками позволит вам натурально заколачивать врагов в землю.

Второй неожиданный апгрейд — способность трансформироваться в самый настоящий шарик слизи. Предполагается, что использовать его вы будете для перепрыгивания через пропасти. Но ничто не остановит вас от того, чтобы промчаться в этой форме по противникам, а потом довольно наблюдать, как они совершенно обездвиженные катаются вместе с вами.

Даже не фокусируясь на самих играх, на выставке было на что поглазеть. Blizzard соорудили масштабнейший стенд, посвященный Battle for Azeroth (там даже можно было получить фракционное клеймо). Стенд Hitman 2 обслуживали исключительно лысые, тощие и подозрительного вида менеджеры. Для Assassin’s Creed: Odyssey Ubisoft воздвигли античный храм в миниатюре, посетителям которого дарили картонные спартанские щиты. А стенд Metro Exodus представлял собой тяжело укрепленный вагон поезда, патрулируемый хмурыми вояками (которые, правда, периодически пускались в пляс под музыку с соседнего стенда).

Легкое безумие и экстравагантность чувствуется в каждом аспекте игрового мира. Жизнерадостно-апокалиптический, своей графикой он слегка напоминает комиксы и чем-то даже схож с играми серии Borderlands. Например, на боевого робота, которого вам предлагают починить, можно навесить всяческие дурацкие аксессуары, типа огромного смайлика вместо кабины пилота.

Заканчивается демонстрация битвой со здоровым мохнатым монстром. Он плюется, отбивается столбами близлежащей линии электропередач, ломает вами стены окрестных руин, а в определенный момент и вовсе жрет вашего робота. Продолжать битву приходится в утробе чудища, где уклоняясь от потоков желудочного сока, вы проводите прямой массаж сердца упомянутыми выше перчатками.

Biomutant и Darksiders 3 — очень похожие игры. У них схожие центральные механики, и в их исполнении они удивительно старомодны. Но там где триквел саги об Апокалипсисе уже даже не пытается чем-то удивить, творение Experiment 101 пробует завлечь игрока дикостью и разухабистостью сеттинга. Не факт, что у нее это получится, но следить за этой игрой точно стоит.

Stygian: Reign of the Old Ones

Не каждый знает, но есть на Игромире такое место, называется «Бизнес-Зона». Служит оно, преимущественно, приютом для прячущихся японских разработчиков и представителей отечественной инди-сцены. В этом году, правда, там было одно занимательное исключение. 1C Publishing решил сделать торжественное возвращение в игровую индустрию, заявил издание целой обоймы проектов и поставил свой стенд: довольно минималистичный – компьютер да холодильник. Там можно было лицезреть как известный в узких кругах Виктор Зуев воодушевленно рассказывал про то, что в этот раз все серьезно, что 1C только разгоняется и уже скоро отечественная игровая разработка выйдет из очередной «вомглы». Ну и заодно он показывал всем желающим демо-версию одной действительно примечательной игры — Stygian: Reign of the Old Ones

Примечательна она хотя бы из-за сеттинга. В своем дебютном проекте турецкие разработчики из Cultic Games (а никто не говорил, что путь из «вомглы» лежит через русских разработчиков) решили покуситься на Говарда «Наше Всё» Лавкрафта. Ладно, само по себе это звучит не очень оригинально — есть Call of Cthulhu, есть Darkest Dungeon, есть Bloodborne и куча всяких хоррор-квестов. Но нет, в Stygian упакован вообще весь Лавкрафт. Словно в странном подобии «Лиги Выдающихся Джентльменов», все ужасы, все древние боги и пугающие истории переплетены тут в единый кроссовер, который не оставит равнодушным фанатов творчества автора.

В мире Stygian Апокалипсис — уже свершившееся дело. Древние Боги восстали, и человечество пало. Единственным местом, пережившим крах цивилизации, стал Аркхэм – да, тот самый. Легендарная локация застряла где-то вне времени и пространства, и даже самые крепкие духом не могут сказать, живы ли они ещё или всё это какое-то изощренное чистилище.

Геймплейно, Stygian – это смесь олдскульных партийных RPG и квеста. Вам предлагается исследовать окрестности Аркхэма в компании двух компаньонов (в чьё число могут войти всякие значимые в Лавкрафтверсе личности типа Изгоя из одноименного рассказа) и сражаться с культистами, монстрами и ужасами в пошаговом режиме.

Нужно все-же сказать пару слов о визуальной составляющей игры. Она, скажем так, требует привыкания. Как и многие дебютные проекты, нарисованные задники и двумерные персонажи местами весьма скудно детализированы и неказисты.  К счастью игра не планирует выходить раньше 2019 года, и у разработчиков еще предостаточно времени, чтобы исправить ситуацию.

Если вас вдруг заинтересовала эта игра, у меня для вас хорошие новости – ещё летом разработчики выложили доступную всем демо-версию в Steam. Я же теперь буду довольно внимательно следить и за многообещающим дебютом турецкой команды, и за издательскими усилиями 1C.

Вместо заключения

Закончился бизнес-день и вся публика медленно потянулась к выходу из павильона. Те глупцы, которые 40 минут сдавали куртку в гардероб неожиданно поняли, что теперь им придется стоять еще 40 минут – чтобы эту куртку забрать. Процессия людей, растянувшаяся до самого метро Мякинино была явно замученная, но радостная.

Уже зайдя в вагон поезда метро, я стал невольным свидетелем довольно занимательной сценки. Некий геймдизайнер жаловался своему другу на трудовое выгорание, на то, что в игры он играет только для анализа тамошних механик. Он посоветовал своему молчаливому компаньону хорошую Shadow Tactics и все пытался вспомнить, в каком-же году вышел перезапуск Prey. Уже потом из его слов я понял, что разрабатывал этот геймдизайнер отечественный перезапуск King’s Bounty.

Эта случайная, довольно странная сценка заставила меня поразмышлять о том, о чем я не вспоминал долгие годы. Игромир на протяжении всего существования старается быть престижным консьюмерским мероприятием. Шикарные стенды, масштабные розыгрыши – все очень красиво и очень бизнесово. Но, фактически, Игромир дает своим посетителям кое-что гораздо более ценное, чем возможность потыкать в демки грядущих игр. Эта выставка – все еще лучшее место, чтобы почуствовать себя частью большой геймерской семьи. Да, звучит это довольно глупо и слащаво, особенно в эпоху интернета и популяризации видеоигр. Но все еще есть что-то магическое в осознании того, что сегодня тебя окружают такие же поехавшие геймеры как и ты. И это чувство не уйдет никогда – его не убило появление Комик-Кона и не убьет дальнейшая коммерциализация. И это то чувство, ради которого я хожу на Игромир.