Вирсавия – охотница, бороздящая океанские дали в поисках добычи. Вирсавия – избранная пророчеством вступить в битву с заклятым врагом своего народа. А еще Вирсавия – кит. А «И небом нам был океан» – «Моби Дик» с поразительными иллюстрациями, каким вы его еще никогда не видели.

«Что, если…» — вопрос, лежащий, пожалуй, в основе практически каждого произведения, созданного человеком. И полнее всего он раскрывается в жанре ретеллинга, когда писатели берутся за вольный пересказ уже известной (и, скорее всего, любимой многими) истории, выводят на первый план держащихся до этого в тени персонажей, изменяя при этом сюжет практически полностью. Патрик Несс, например, переворачивает классику американской литературы буквально с ног на голову: действие «Моби Дика» переносится из мира людей в подводное царство китов, приглашая читателя взглянуть на происходящее с совершенно другого ракурса.

Патрик Несс, знакомый читателям преимущественно по подростковой, но от этого не менее серьёзной и довольно мрачной, литературе («Голос монстра», который экранизировали в 2017 году, и трилогия «Поступь хаоса»), и здесь не изменяет своим принципам. Главная героиня – отважный молодой кит, которую волей судьбы и пророчества занесло в команду, ведущую охоту на людей. В силу возраста и непокорного характера Вирсавия ничего не принимает за чистую монету и одаривает недоверием всех вокруг – как соратников-китов, так и врагов-людей. И именно её трезвое мышление и восприятие мира ведёт читателя сквозь сюжет современной истории-притчи о ксенофобии, хрупкости окружающего мира и, вместе с тем, безжалостности природы.

К чести автора, читателям не скармливают очередную историю о том, как жестоки люди, и как сильно человечество заслуживает немедленной кары, если не захочет, в конце концов, жить дружно. Напротив, Патрик Несс рассуждает о природе ненависти в принципе и умении посмотреть на конфликт с точки зрения противника, чтобы зарыть топор, автомат или гарпун войны и перестать наконец гнаться за неуловимыми Моби Диками и Тоби Виками. И при всей недетской сложности поднимаемых тем, текст читается очень легко и воспринимается как сказка из далёкого детства, которыми мы заслушивались, сидя на коленках родителей.

Чему, кстати, немало помогают шикарные иллюстрации, украшающие вновь качественно сделанную книгу (все, кто наслаждался изданием «Голоса монстра», могут представить эти глянцевые страницы и внушительные размеры книги): минималистичные картины не только создают необходимую «подводную» атмосферу, но и причудливо показывают, что даже в практически однотонном мире океана найдётся место самым разным оттенкам добра и зла.